Сравнительный анализ федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
консультация по теме

Гулимова Светлана Владимировна

Для использование на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №19

общеразвивающего вида

Сравнительный анализ федеральных государственных

 требований и федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного

образования

Воспитатель: Гулимова С.В.

г. Благовещенск

2013

Сравнительный анализ федеральных государственных требований (далее ФГТ) и федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС).

Согласно плану мероприятий введения ФГОС ДО в МДОУ г. Благовещенска в детском саду № 19 была создана творческая группа по подготовке и введению в ФГОС ДО, которой был проведен сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО.

Сравнительному анализу подвергались общие положения, требования к условиям реализации, структуре, результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО).

1. Общие положения.

ФГТ к условиям реализации ООП ДО представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов ДО, а предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации ООП ДО.

Интегративным результатом реализации ФГТ является создание образовательной развивающей среды, которая а) обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей; б) обеспечивает высокое качество ДО, его доступность, открытость; в) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; г) является комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Эти результаты перекликаются с задачами, которые решаются ФГОС: формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических чувств; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО; охраны и укрепления физического и психического здоровья и т.п.

На основе ФГТ разрабатываются: а) Примерная ООП ДО; б) Примерная ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС является основой для: а) Разработки и реализации ООП; б) Разработки примерных ОП ДО.

На основе ФГТ осуществляется экспертиза ООП ДО при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации. ФГОС является основой для объективной оценки ОД Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы.

ООП ДО в соответствии с ФГТ определяет содержание и организацию образовательного процесса. ООП ДО в соответствии с ФГОС проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик ДО ( объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров ДО), организационно-педагогические условия образ. Процесса.

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития. Важное место в структуре требований Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.

2. Требования к структуре ООП ДО.

Программа в соответствии с ФГТ и ФГОС определяет содержание и организацию ОП на уровне ДО.

Основные направления развития в соответствии с ФГТ: а) Физическое, б) Социально-личностное, в) Познавательно-речевое, г) Художественно-эстетическое. Содержание Программы в соответствии с ФГОС должно охватывать следующие образовательные области: а) Коммуникативно-личностное развитие, б) Познавательно-речевое, в) Художественно-эстетическое, г) Физическое развитие.

Обе Программы состоят из двух частей - обязательной и вариативной (формируемой участниками ОП).

ФГТ - обязательная часть включает следующие разделы: 1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении, 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей (физ.культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение худ. литературы, художественное творчество, музыка).

ФГОС. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях.

ФГТ. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей; объём обязательной части Программы составляет не менее 80%) времени, необходимого для реализации Программы, а части,

80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками обр. процесса - не более 20% общего объёма Программы.

ФГОС. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60%> от её общего объёма, а части, форм, участниками образ, отношений, - не более 40%>.

ФГТ. Обязательная часть ООП должна содержать следующие разделы: 1) Пояснительную записку, 2) Организацию режима пребывания детей в образ, учреждении, 3) Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми обр. областей, 4) Содержание коррекционной работы, 5) Планируемые результаты освоения детьми ООП ДО, 6) Систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

ФГОС. Структура ООП включает в себя три основных раздела:

  1. Целевой: пояснительная записка, целевые ориентиры.
  2. Содержательный определяет общее содержание ООП.
  1. Организационный определяет общие рамки ООП и механизм реализации положений ООП.

В содержательный отдел Программы включается содержание коррекционной работы, если планируется её освоение детьми с ОВЗ.

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

3. Требования к условиям реализации ООП ДО.

ФГТ к условиям реализации ООП ДО представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов ДО.

ФГОС требует по условиям реализации Программы обеспечение полноценного развития воспитанников во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

ФГТ. Требования включают семь групп требований: а) К кадровому обеспечению, б) к материально-техническому обеспечению, в) к учебно-материальному обеспечению, г) к медико-социальному обеспечению, д) к информационно-методическому обеспечению, е) к психолого-педагогическому обеспечению, ж) к финансовому обеспечению.

ФГОС. Требования к условиям реализации Программы включают пять групп требований: а) к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, б) к кадровым , в) к материально-техническим, г) к финансовым д) к развивающей предметно-пространственной среде. Пункты г) и д) ФГТ можно включить в пункт а) ФГОС.

4. Требования к результатам освоения ООП ДО.

ФГТ. Планируемые результаты подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми ООП ДО должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы (например, физически развитый; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и т.д.).

ФГОС. Требования Стандарта представлены в виде целевых ориентиров ДО, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения ДО (например, ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру; обладает развитым воображением; проявляет творческие способности; способен к волевым усилиям и т.д.).

ФГТ. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств ребёнка в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

ФГОС. Целевое ориентирование определяется независимо от форм реализации Программы, а также от её характера.

ФГТ. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы.

ФГОС. Целевое ориентирование в освоении ООП не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников.

ФГТ. Система мониторинга подразумевает непосредственную оценку интегративных качеств детей, т.е. формальное сравнение с реальными достижениями.

ФГОС. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде мониторинга, и не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям ОД и подготовки воспитанников.

Специфика дошкольного детства делают неправомерными требования от ребёнка конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения ООП в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на тему «Мастерская добрых дел»

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 10 человек и длилась 25 минут, что соответствует нормам СанПина. На данной непосред...

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

Рабочая программа для средней группы (4-5 лет)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21-2022

СодержаниеЦелевой раздел. Пояснительная записка.3Приоритетные цели и задачи.4Региональные и культурно-национальные особенности.5Возрастные и индивидуальные особенности детей.5Срок реализации прог...