ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».
проект (младшая группа) по теме

Федорова Светлана Николаевна

Филиал МАОУ "Комсом
омольская СОШ" детский сад "Ёлочка"

 

 

 

ПРОЕКТ

«Развитие  познавательной  активности  у  детей  2-3  лет  через  включение  их  в  детское  экспериментирование».

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

                                                                              Федорова

                                                                              Светлана        

                                                                              Николаевна

 

      Стаж  педагогической  работы:

                            6 лет

 

 

пос.Комсомольский, 2009 год

 

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игро­вой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная де­ятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о не­обходимости включения дошкольников в осмысленную деятель­ность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и разли­чия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.

Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности.  Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными  материалами.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворе­ния от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуа­ции моделируются от имени сказочного героя-куклы.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, реша­ют возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответству­ющие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любозна­тельности, повышению интереса к экспериментальной дея­тельности.

Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко за­поминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.       

Фартук - друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком:

Если сыплешь ты песок —  Рядом веник и совок.

Помни правило: огонь                      

Никогда один не тронь!                

По окончании работы:                              

Ты работу завершил?                          

Все на место положил?                               

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители  помогают в  оборудовании и по­полнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, способствуют удовлет­ворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

В связи с этим я выбрала эту тему для работы с детьми и считаю что, игры – эксперименты помогают в развитие познавательной активности.

 

Цель:   

Создание условий для развития  познавательной активности у детей через экспериментирование.   

                           

Задачи:

1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

3. Сформировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предмета.

4. Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

 

Тип проекта: педагогический.

 

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители.

 

Продолжительность проекта: в течении года.

 

Образовательная область: познавательное развитие-экспериментирование.

 

Перспективный план работы.

 

 

Месяц

Форма работы

Задачи

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

Занятие «Листья».

Игра «Различи листья по размеру и форме».

Труд: Сгребание опавших листьев в кучки.

Нанизывание листьев на прутики.

Изготовление гирлянды из листьев.

 «Танец с листочками».

Заучивание стихотворения с детьми «Листья все осыпались…».

 

Занятие «Собери шишки в корзину».

Стихотворение - инсценировка «Мишка косолапый». Выкладывание узоров из шишек.  Работа с родителями: «Выставка поделок из природного материала».

 

Занятие «Камешки» (собирать, ориентируясь по цвету, форме, величине). Игра «Бросание камешков».

Сказка о камешке.

Выкладывание с детьми «дорожки из камешков» (на улице).

Беседа с детьми «О камнях».

Индивидуальная беседа с родителями о камнях.

 

Занятие «Водичка – водичка».

Пальчиковая игра «Водичка - водичка умой мое личико».

Игра «Фонтан».

Заучивание стихотворения о воде «Кран откроем, нос умоем».

 Консультация для родителей «Игры с водой».

Мытье игрушек. Купание куклы.

Беседы с детьми о воде.

 

Занятие: «Снежные фигурки».

 Беседа с детьми о снеге.

Труд: чистка дорожек и горки от снега.

Заучивание стихотворения о снеге «Снег, снег кружится…».

Пение песни «Зима».

Танец «Снежинок».

Консультация для родителей «Зимние забавы. Игры со снегом».

Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Лепка  снежных фигур (горка, заяц).

 

Занятие. «Самолет»

Беседа с детьми на тему: «Самолет».

Рассматривание с детьми иллюстрации с изображением самолетов.

Игра «Чей самолет улетит дальше».

Пение песни «Самолет».

Выставка игрушечных самолетиков.

Поделка самолетов из пластилина и бумаги.

 

Занятие. «Печем пироги для куклы».

Беседа с детьми о песке: рассматривание, свойства песка.

Консультация для родителей: «Игры с песком».

Труд: сгребание песка в кучу лопатками на участке.

Пение песни «Пирожки».

Игры с песком.

Занятие. «Солнечный зайчик».

Беседа с детьми о солнышке, где оно ночует, показать картинку солнышко.

Игра «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик».

Пение песни «Солнышко».

Рисование и лепка из пластилина солнышка.

Консультации для родителей: «Осторожно: тепловой и солнечный удар!», «Солнце хорошо, но в меру».

 

Занятия. «Зеленые друзья».

Беседа с детьми о растениях, строение, уход.

Труд: пересаживание комнатных растений, пересадка лука.

Экскурсия с детьми к клумбе.

Игра с цветами.

Консультация для родителей «Воспитываем бережное отношение к растениям».

Активизировать движение детей, упражнять в наклонах. Формировать эстетический вкус, чувство цвета, ритма, композиции.

Формировать воображение.

Развивать мелкую мускулатуру кисти рук.

 

 

 

 

 

 

Закрепить знание цвета, формировать начальные математические представления, учить ориентироваться в пространстве.

 

 

 

Учить ориентироваться в пространстве, отыскивать и радоваться.

Упражняться в ходьбе. Формировать начальные математические представления.

 

 

 

 

 

Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде. Целительные свойства воды.

 

 

 

 

 

 

Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о снеге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать воображение.

Учить ребенка входить в образ предмета.

Рассказать каковы функциональные действия самолета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить действовать совком - зачерпывать влажный песок, пополнять им формочку, переворачивать формочку, стучать по дну формочки.

Побуждать детей к эмоциональной оценке достигнутого результата.

 

Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на траве, дороге, воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать бережное отношение к растениям. Учить заботиться о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы.

 

Этапы, основные задачи

Цель

Сроки

1.Теоретический:

- моделирование

воспитательно-

образовательной

работы с детьми.

 

2.Практический

 

 

 

3.Итоговый

Определение системы по данному направлению, подбор методической

литературы, пособий.

Составление перспективного плана

работы на год.

 

Реализация проекта:

работа с детьми,

работа с родителями.

 

Проведение диагностики, обсуждение полученных результатов.

Проведение открытого занятия по реализации проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Август-

Сентябрь

 

 

 

 

В течение года

 

 

Апрель

 

         

Ожидаемый результат в конце года:        

1. Изменение в познавательном развитии у детей:

- появятся знания о свойствах, качествах предмета;     

- появятся  представления о форме, цвете и величине предмета.       

2. Расширятся знания об окружающем мире.

3. Расширится словарный запас.

 

 

                    

Литература.

  • Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педаго­гических поисках: Пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повыше­ния квалификации работников образования. — М.: Арена, 1994.
  • Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. — № 5.
  • Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  • Прохорова Л.Н., Балакшина T. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Под-солнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  • Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  • Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  • Тугушева ГЛ., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  • Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические со­веты к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...