Формирование навыков сотрудничества как средство коммуникативной компетенции дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Фасхутдинова Рамиля Кирамовна

Статья о формировании навыков сотрудничества в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_sotrudnichestva.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

             МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида»

           «Формирование навыков

          сотрудничества как средство

      коммуникативной компетенции

                    дошкольников»

                  (из опыта работы)

Воспитатели:

Абдеева А.Х.

Фасхутдинова Р.К.

г. Нурлат

                               Существование  человечества                      немыслимо

вне  коммуникативной деятельности.

Независимо от  возраста, образования,

территориальной  и национальной

принадлежности и многих  других данных,

характеризующих человеческую личность,

мы постоянно запрашиваем, передаем и

храним информацию, то есть активно

занимаемся коммуникативной деятельностью.

Кухаренко В.А

  Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные.  К старшему дошкольному возрасту ведущим  средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

  К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу коммуникативных навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.

Мы поставили перед собой задачи, как же научить детей нашей группы объединяться в микрогруппы, как научить их включаться в общее дело, сотрудничать, а  не быть сторонними наблюдателями. Как научить конфликтных детей договариваться, и как помочь каждому ребёнку выразить себя.

Мы решили в повседневной жизни, планировать игры на взаимодействие такие как «Собери пазлы», «Смешной телефон», «Где мы были, мы не скажем» которые развивали бы умение действовать слаженно, сообща; учили общению, умению сговариваться с помощью сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Едем в гости», «Кафе» и др.

На каждом занятии стараемся использовать приёмы, задания для работы детей в парах, бригадах по несколько человек.

В утренний  отрезок времени предлагаем детям совместные дела по уходу за комнатными растениями, работа в книжном уголке и уголке изобразительной деятельности, где детям дается возможность сообща выполнять поручения воспитателя. А в вечерний отрезок времени детей нашей группы объединяет хозяйственно-бытовой труд, который способствует развитию навыков коллективной, слаженной работы.

Для того чтобы детям всегда было интересно объединяться в мини-группы, мы разработали интересные приёмы, которые развивают у детей в процессе объединения, умение рассуждать, анализировать, обобщать. А с внедрением комплесно - тематического планирования данные приёмы используем в соответствии с темой недели. Например, можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года, на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.

Мы подобрали ряд игр социоигровой направленности, способствующих формированию у детей навыков сотрудничества. Особо нравятся нашим детям следующие игры: «Испорченный телефон», «Менялки», «Присядьте те, у кого…», «Передай движение», «Машина едет, стоп», «Зеркало», «Путаница», вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию,  тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку. Формирование навыков сотрудничества  - процесс, конечно же, длительный и очень сложный. Необходимо выработать согласованность между всеми его участниками, и приучить к выполнению правил и инструкций.

Организуем музыкально-спортивные развлечения «Вместе с папой», «Масленица», «Навруз» и др. в форме всевозможных конкурсов и викторин, где дети объединяются в команды, и выполняют различные задания на смекалку, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг  с другом. Мероприятия в такой форме всегда проходят очень увлекательно, все дети, стараются не подвести свою команду, работают очень активно, и всегда радуются победе. А если проиграли, то учим радоваться победе других и с достоинством переносить свое поражение.

Формируя  навыки сотрудничества  и стремясь применить их на практике, мы постепенно развиваем коммуникативные способности детей нашей группы.

                             

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников при изучении иностранного языка

Данная статья является обобщения опытом педагога дополнительного образования. В статье раскрывается понятие коммуникативная компетенция, ее роль при обучении иностранному языку....

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

"Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры"

Статья содержит в себе характеристику приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста, подборку игр и упражнений на развитие произносительной, коммуникативной стороны речи, моторики,взаимодейст...

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности 5-6 лет «Формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи у старших дошкольников»

Цель: Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Воспитывать художественный вкус, самостоятельность и творческую инициати...