Консультация для педагогов "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми".
учебно-методический материал по теме

Ситникова Елена Викторовна

Обучение педагогов приемам "Я-высказывания" и "Ты-высказывания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы эффективного, конструктивного

взаимодействия с детьми.

Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

Что это такое?

«Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказываиия», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Примером этому может служить ситуация, в которой родитель сердится на ребенка за то, что тот, например, оставил свою комнату неприбранной. Вместо того, чтобы попросить ребенка убрать комнату или придумать что-нибудь такое, что побуждало бы его в будущем держать комнату в чистоте и порядке  родитель говорит фразу, строя ее как «Ты-высказывание»: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». Теперь конфликт уже не связан с комнатой. После сказанного конфликтная ситуация возникает в связи с тем, что и почему делает ребенок, а также с тем, всегда или только иногда он делает это. В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.

Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.

«Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимения «Я» и выражают собственное чувство или реакцию. Например, в той же ситуации с неубранной комнатой вы могли бы применить «Я-высказывание»: «Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»

В этом случае акцент делается на ваши чувства по поводу неубранной комнаты и ответственность за ее уборку вы перекладываете на своего ребенка.

Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

Ты докучаешь мне своими вопросами.

Если ты спрашиваешь меня о чем-то, когда я занята другими делами, я чувствую раздражение, потому что я не готова уделить тебе внимание. Я была бы тебе признательна, если бы ты задавал мне вопросы в более подходящее время, например, в… (указываете время).

Ты никогда не делаешь то, чего хочу я. Ты всегда поступаешь по своему усмотрению.

Когда ты принимаешь решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что тебя не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так чтобы были учтены желания обоих.

Обратите внимание на модель построения « Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы   вы желали.

 При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Пример:

Педагог:

- («Ты-высказывание»): «Ты можешь закрыть рот. В конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать».

- («Я-высказывание»): «Когда разговаривают во время объяснения, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать».

Помимо того, что «Я-сообщение» говорит о чувствах взрослого и его переживаниях, оно имеет еще некоторое назначение:

► «Я-сообщение» — это способ регуляции собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план;

►«Я-сообщение» — это послание вашего внутреннего «Я», и оно адресовано внутреннему «Я» ребенка и устанавливает с ним контакт;

►«Я-сообщение» — сигналит о границах дозволенного в необидной для ребенка форме;

►«Я-сообщение» — это способ передать ответственность за свои действия самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации»;

►«Я-сообщение» предполагает уверенное поведение (мы раскрываем свое внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения;

► «Я-сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».

«Я-сообщение» в классическом варианте предлагается строить по следующей форме:

1)         Ситуация         

     (факт наблюдения)

Пример:

Или

2)

Пример:

В этом и последующих вариантах «Я-сообщений» предполагается отход от классической схемы, где исключается использование местоимения «ты». Здесь использование местоимения «ты» возможно, но предлагается это делать безоценочно — в контексте факта-наблюдения (ф.н.).

Например: «Когда ты разговариваешь во время занятия...» (ф.н.) вместо «Когда ты мне мешаешь и отвлекаешь меня...» (оценка); или «Когда ты пролил сок на рубашку...» (ф.н.) вместо «Опять ты весь извозился...» (оценка)

Пример:

                

Сразу же после выраженных чувств можно высказать пожелание о тех действиях ребенка, которые вас устраивают.

Пожелание делается также в духе «Я-сообщения» и по возможности кратко и конкретно, главное не задавать при этом вопросов.

                

Пример:

Упражнения для тренировки на «Я-сообщение»

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Участникам (родителям или воспитателям) раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты-сообщений» и «Я-сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я-сообщению». Например:

        

СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.

Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

  1. «Опять ничего не сделано. Когда это кончит
    ся? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки
    делать».
  2. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не
    сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы
    уроки выполнялись до 8 часов вечера».

СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: подготовиться к уроку, написать доклад), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

  1. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть.
    Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то
    обязательно тебе почитаю».
  2. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают.

Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

УПРАЖНЕНИЕ2 (авторский вариант)

Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты-со-общение» и «Я-сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты-сообщение» и «Я-сообщение». Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на «Ты-сообщение» и какое на «Я-сообщение». В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.

ТТппример:

СИТУАЦИЯ 1.

Пример

«Ты-высказывания»:

Пример «Я-высказывания»:

Учитель объясняет материал на доске, ученик при этом разглядывает журнал.

«Ты закроешь свой журнал или нет? Когда ты начнешь слушать? Я для тебя специально объяснять не буду».

«Меня беспокоит, что ты разглядываешь журнал во время объяснения. Я боюсь, что новый материал останется неусвоенным».

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенок поел и оставил тарелку и чашку

на столе.

Пример

«Ты опять не убрал за собой посуду?

«Ты-высказывания»:

Сколько раз нужно тебе повторять, что

после еды посуда убирается в мойку».

Пример

«Я расстраиваюсь, когда вижу грязную

«Я-высказывания»:

посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу,

чтобы после еды посуда убиралась в

мойку».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Правила конструктивного взаимодействия с родителями"

Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Эффективные формы взаимодействия с детьми. Мнемотехника»

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного пол...

«Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми»

Продолжаем тему детская гиперактивностъ и агрессивность. Мы много говорили о терпеливости с такими детьми, о важности сохранения самоконтроля и так далее.Но, несмотря на это, все равно часто возникает...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

DIR FLOORTIME как эффективный способ взаимодействия с детьми дошкольного озраста

DIR FLOORTIME КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  На сегодняшний день наш мир стремительно меняется, двигается прогресс науки, разрабатываются новые компьюте...

Презентация "Приемы Эффективного, конструктивного взаимодействия педагога и ребенка"

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с воспитанниками ДОУ.Задачи:1.    Определить стили взаимодействия  воспитателей и воспитанников;2....

Сенсорные игры, как одна из эффективных форм взаимодействия с детьми с РАС

Методические рекомендации по развитию коммуникативного взаимодействия с детьми с РАС...