Сюжетно-ролевая игра-открытое пространство
статья по теме

Лисовская Мария Яковлевна

Это доклад по организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ,прочитанный на заседании педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sri.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра-открытое пространство

                                                  Подготовила Лисовская М.Я.,

воспитатель СП «ОДО»  ГБДОУ СОШ № 625

г. Санкт-Петербург

            Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

            В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинаци и превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых"

           В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

 Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).                

Руководство сюжетно-ролевой игрой  

            Особая роль в руководстве сюжетно-ролевой игрой  принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка. Воспитатель, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей.

          Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

В группе раннего возраста необходима такая форма общения воспитателя с детьми, которая  направляет малышей к самостоятельной и инициативной игре.Сюжетно- отобразительный этап детей второго-третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Воспитатели младшей, средней группы  для разворачивания ролевого поведения применили сюжет игры с парными ролями. В процессе игры дети менялись ролями, таким образом  возникало ролевое взаимодействие со многими детьми. Научить детей играть в коллективе, пользоваться одними и теми же игрушками- задача сложная. Дома ребенок привык, что все игрушки принадлежат ему одному, а в садике их приходится с кем-то делить. Правильная организация сюжетно- ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными. Игры могут быть разные: это и простые в«Дочки- матери», «Семья», «Ты - врач, а я доктор»…, и сложнее: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»…

          У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом. Им свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.

В старшем дошкольном возрасте появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью.

Сюжетно-ролевая игра –  открытое пространство.

            С одной стороны, сюжетно-ролевая игра действительно открывает детям дверь в большой  мир, окружающий их, открывает детям многие стороны окружающего мира, обогащает детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

            С другой стороны, сюжетно-ролевая игра может разворачиваться в разных уголках группы, детского сада. Игра «Прачечная» - постираем кукле платье,  развесим для просушки – может использовать помещение для умывания. «Новый дом для куклы» можно построить из настольного конструктора, а для игры «Построим улицу города» или «Строим авиазавод» потребуется гораздо большее обозначенное  пространство группы. Игру «Экскурсия» можно провести по территории детсада (экскурсия в прачечную, на кухню…)

            Сюжетно-ролевые игры могут проводиться не только в пространстве группы или детсада, но и на прогулке. Особенно интересны детям игры с поисковой и исследовательской деятельностью. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес» (в осеннее, зимнее, весеннее время) помогают  расширять знания  детей о природе. Такие игры, как «Разведчики», «Ищем клад», «Моряки» и многие другие, учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели.  Зимой на прогулке можно использовать самые разнообразные сюжетно- ролевые игры с элементами исследования. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства снега, а потом принести немного снега в группу и продолжить исследование: что со снегом будет.

            Любая сюжетно-ролевая игра  обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.

Сюжетно-ролевые творческие игры имеют  огромное значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра: "Открытие театра".

Цель: поддержание состояния удовольствия и радости у детей, улучшение их психо-эмоционального самочувствия и раскрепощения, разностороннее развитие детей в игровой деятельности.Задачи: ·...

Открытое занятие по сюжетно-ролевой игре "Открытие супермаркета".

В нашем дошкольном учереждении с сентября по ноябрь 2014 года проходил проект по сюжетно-ролевой игре "Давайте поиграем!".  Была проведена большая работа.  Играли в группе и на прогулке в ра...

Конспект сюжетно ролевой игры «Открытие супермаркета «Монетка»

Конспект сюжетно ролевой игры «Открытие супермаркета «Монетка»...

Сюжетно-ролевая игра «Открытие аэропорта Якутяночка»

Конспект Сюжетно-ролевой игры  «Открытие аэропорта Якутяночка»...

Сюжетно - ролевая игра " Открытие салона сотовой связи"

Сюжетно - ролевая игра " Открытие салона сотовой связи" - способствует познавательному, речевому и коммуникативному развитию детей дошкольного возраста....