Проект "Культурно-гигиенические навыки у детей младшей группы"
проект (младшая группа) по теме

Бальцерова Елена Анатольевна

Интереный, нужный материал для воспитателей младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie-kulturno-gigienicheskih-navyikov.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Воспитание культурно – гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста».

Содержание

1.Актуальность темы……………………………………………………………3

2. Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2.1.Культурно – гигиенические навыки и их значение в жизни ребёнка……..4

2.2.Методика воспитания и пути формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста…………………………….6

3.Исследовательская работа по формированию культурно – гигиенических  

навыков у детей младшего дошкольного возраста.

3.1.Выявление уровня сформированности культурно- гигиенических навыков…………………………………………………………………………….9

3.2.Проверка эффективности проделанной работы………………………...…16

3.3.Перспективное планирование формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………....18

Заключение……………………………………………………………………….20

Приложение 1…………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………38

         

      Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их чтобы они стали привычками. Культурно – гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

      Формирование привычек и навыков  происходит под непосредственным педагогическим  воздействием и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условия, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнения детей в определенный действиях. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

      Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

      Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

      Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки приобретенные ребенком сохраняются длительное время и становятся «второй натурой». Приобретенные привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

      Задачи данной работы:

- учить детей самостоятельно умываться;

- учить пользоваться индивидуальными предметами (полотенцем, носовым платком, горшком);

- приучать детей к опрятности, замечать неполадки в своем виде;

- воспитывать навык здороваться, прощаться, благодарить;

- приучать бережно обращаться с вещами и игрушками, убирать их на место;

- обучать детей порядку одевания и раздевания;

- воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении;

- учить детей называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, свое имя, фамилию.

  1. Теоретические основы формирования культурно –гигиенических

навыков у детей младшего дошкольного возраста.

  1. Культурно – гигиенические навыки и их значение в жизни ребёнка.

    К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки  по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

       Наиболее успешно эти навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

       В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность нам, педагогам, быстро научить ребенка определенной последовательности операция, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задания быстро. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

      Малыш еще ничего не умеет делать, поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда ему хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности,  красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Для ребенка становится важным качество выполнения действия, он учиться доводить начатое дело до конца, не отвлекаться. И уже не взрослые напоминают ему о необходимости того или иного действия, а он сам совершает его, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно – гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.  Складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Постепенно ребенок начинает следить за своим внешним видом.

      Освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием ребенка, развиваются нравственные чувства. Малыш испытывает удовольствие от того, что он выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Он радуется не тому, что вымыл руки, а тому, что он аккуратный: « Я хороший, потому что все делаю правильно!»

2.2. Методика воспитания и пути формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

      Воспитание культурно- гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков является создание у детей положительного отношения к умыванию, одеванию, приему приищи.

      Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

      В младшем дошкольном возрасте широко используются игровые приемы: дидактические игры, художественное слово, знакомые потешки, поговорки, пословицы. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические частушки:

                   Я под краном руки мыла,

                   А лицо помыть забыла.

                   Увидал меня Трезор,

                   Зарычал: «Какой позор!»

                                                  (Г.Ладонщикова «Про знакомые дела»).

      Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия дается таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом, иначе не вырабатывается динамический стереотип. Взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Показ действия обязательно сопровождается проговариванием: «Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик». Необходимо обращать внимание на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после того. Как ребенок вытер руки, надо сначала расправить, а затем вешать – так оно лучше просыхает.

      Обучая детей необходимо учитывать их опыт. Например, нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился пользоваться ложкой. В обучении очень важна последовательность. Действия, связанные с раздеванием, детьми осваиваются быстрее, чем действия с одеванием.

      Обратим внимание на игры малыша. Он посадил куклу за стол и собирается ее кормить. Подскажем ему: «Тёма, ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки свое дочке?» Или другая ситуация. Ребенок укладывает куклу спать одетую. Напомним ему: «Ты перед сном всегда снимаешь одежду и аккуратно ее складываешь. Твоя дочка не хочет спать одетой». Так культурно –  гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые.

      Культурно- гигиенические навыки  связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединятся, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и тп. Малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединятся в сложные формы поведение. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Можно утверждать, что сформированные культурно- гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

       Малыш осознает необходимость выполнения культурно- гигиенических требований к предстоящей деятельности: «надо мыть руки, потому что потом будем есть», или «надо причесываться, чтобы быть красивым». Малыша привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

      В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно- гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, изменяется их структура. Дети хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.

      Высокое качество выполнения одного действия приносит малышу удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается  после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащем вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

      Таким образом, освоенные культурно- гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью.  Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним.

      Воспитание культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений  воспитательной работы в детском саду.

3.Исследовательская работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

3.1.Выявление уровня сформированности культурно- гигиенических навыков.

      Для исследования я провела сравнение сформированности культурно- гигиенических навыков у детей на начало и конец года.

      Цель исследования: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания  культурно- гигиенических навыков у детей I младшей группы.

      Для этого мне было необходимо:

1.Установить объем культурно – гигиенических навыков, предусмотренный  для детей этого возраста: навыки одевании я и раздевания, опрятности, пользования индивидуальными предметам гигиены, навыки умывания и приёма пищи , соблюдения элементарных правил вежливости;

2.Выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота, качество, самостоятельность детей;

3. Выявить условия, созданные в группе для формирования культурно-гигиенических навыков;

4. Выявить формы организации, приёмы обучения, их эффективность;

5. Выяснить отношение детей к требованиям и указаниям воспитателя, их активность, взаимопомощь.

Таблица 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей I младшей группы в начале года.

Фамилия имя ребенка

Сформированность навыка одевания и раздевания в определенной последовательности

Сформированность навыка опрятности

Сформированность навыка пользования индивидуальными предметами гигиены

Сформированность навыка соблюдения элементарных правил поведения во время еды, умывания

Сформированность навыка вежливости

Средний балл

С.Д.

2

2

2

3

3

2,4

Б.Д.

1

1

3

2

2

1,8

М.В.

1

1

1

2

1

1,2

М.Д.

2

2

2

2

2

2

Б.Л.

3

3

3

3

3

3

   Примечание.

Навыки одевания и раздевания в определённой последовательности включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. снять платье (брюки);
  3. аккуратно повесить;
  4. снять рубашку и аккуратно её повесить4
  5. снять колготки, повесить на рубашку(платье);
  6. снять обувь;
  7. надеть в обратной последовательности.

Навыки опрятности включают умение:

  1. замечать непорядок в одежде;
  2. устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки пользования индивидуальными предметами гигиены включают умение:

  1. пользоваться носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской;
  2. пользоваться горшком.

Навыки соблюдения элементарных правил поведения во время еды и умывания включают умение:

  1. правильное пользование столовой и чайной ложками;
  2. не крошить хлеб;
  3. пережёвывать пищу с закрытым ртом;
  4. тихо выходить из-за стола после окончания еды;
  5. пользоваться только своим прибором;
  6. благодарить;
  7. закатывать рукава;
  8. смочить руки, взять мыло, намыливать до появления пены;
  9. мыть лицо, руки;
  10. насухо вытереть руки, повесить полотенце на своё место.

 Навыки элементарных правил вежливости включают умение:

  1. здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками;
  2. благодарить;
  3. проявлять внимание, сочувствие к сверстникам( делиться с игрушками, уступать, помогать).

Ребёнок получал:

  1. балла за выполнение всех предложенных заданий с частичной помощью взрослого;

2 балла- если ребёнок с помощью взрослого выполнял некоторые предложенные задания;

1 балл- если ребёнок не смог выполнить все предложенные задания.

      Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень( свыше 3,8 балла)- навыки сформированы прочно;

Средний уровень( от 2,3 до 3,7 балла)- один и более навыков находятся в стадии становления;

Ниже среднего( менее 2,2 балла)- один и более навыков не сформированы.

      Анализ результатов показал следующее( табл.1): у двоих детей(40%) навыки находятся на стадии становления, у троих детей (60%) навыки не сформированы.

Так, Б.Л. и С.Д. выполняют все предложенные задания с моей частичной помощью. Они умеют пользоваться столовой и чайной ложками, пользоваться салфеткой, за столом во время принятия пищи стараются не разговаривать, одежду снимают и надевают, но последовательность нарушается; стараются соблюдать правила личной гигиены: мыть руки перед едой и после посещения туалета; с желанием убирают игрушки, книжки, но не всегда на свои места.

      У остальных детей навыки не сформированы. Салфеткой и носовым платком пользоваться не умеют; моют руки перед едой и после посещения туалета не всегда; во время принятия пищи разговаривают; не говорят спасибо; руки вытирают не всегда своим полотенцем, а некоторые из них вообще забывают вытереть руки.

      Анализируя условия, созданные в группе для формирования  у детей культурно- гигиенических навыков я отметила следующее: соблюдены все требования САНПина, т.е. мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, освещённость соответствует требованиям.

      Для привития культурно- гигиенических навыков я применяю показ, пример, объяснение.

      По результатам исследования я составила диаграмму (рис.1), из которой видно формирование каких навыков вызывает наибольшее затруднение.

      Рис.1

1 балл -  навык не сформирован;

2 балла – формирование навыка вызывает сильные затруднения;

3 балла – формирование навыка вызывает незначительные затруднения.

      Исходя из результатов исследования я наметила дальнейшие мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей I младшей группы. Я использовала следующие методы и средства:

- личный пример воспитателя, родителей;

- использование художественной литературы, фольклора;

- схемы – модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);

- обеспечение чистоты среды;

- соблюдение правил этикета;

- психологическая культура взаимоотношений.

      В процессе работы мной были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример. Эти приемы обучения занимают большое место в работе с малышами. Показ я сопровождала пояснениями. Показ действия я обязательно сопровождала проговариванием. Например, очень сложно научить детей умываться, правильно пользоваться полотенцем. В начале года умываться дети не умели: руки подставят под струю воды и держат. Подготовку к умыванию я проводила так: дети закатывали рукава, как я показывала. Я объясняла, для чего мы это делаем, проговаривая стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить»,  «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Я объясняла и показывала детям, что сначала надо намочить руки, затем намылить их мылом до образования пены и смыть водой. Напоминала, что умывая лицо, голову надо наклонить над раковиной, чтобы не намочить платье или рубашку и приговаривала потешки:

              ***                                                                                   ***

Водичка, водичка,                                                        Ай лады, лады, лады

Умой мое личико,                                                        Не боимся мы воды,

Чтобы глазоньки блестели,                                        Чисто умываемся,

Чтобы щечки краснели,                                              Маме улыбаемся.

Чтоб смеялся роток,                                                    Знаем, знаем, да –да –да

Чтоб кусался зубок.                                                     Где ты прячешься вода!

                                                                                       Выходи, водица,

                                                                                       Мы пришли умыться!

       Малыши слушали стишки, учились выполнять несложные движения и радовались общению. Играя с малышом, незаметно для него прививаются навыки самообслуживания.

       Для освоения малышами приемов одевания я включаю в игру кукол. Надевая на куклу платье (брюки, кофту), сандалии (ботинки), шапку, дети учатся одеваться сами. Через игры – занятия я старалась раскрыть содержание требований и необходимой последовательности, что дает возможность закрепить их выполнение в повседневной жизни.

      Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого их устранять. У каждого ребенка должна быть своя расческа. Учу детей причесываться перед зеркалом. Хвалю их:

      «А кто у нас хороший,

        А кто у нас пригожий…»

Причесывая девочек, читаю потешку:

      «Расти коса до пояса,

       Не вырони ни волоса.

       Расти косынька до пят –

       Все волосыньки в ряд.

       Расти, коса, не путайся –

       Маму, дочка, слушайся».

В своей работе я использовала художественное слово, народный фольклор

( потешки, прибаутки) для создания у малышей положительных эмоций в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.

      Педагоги и помощник воспитателя, работающие в нашей группе всегда имеют аккуратный внешний вид, что подаёт пример по соблюдению культурно-гигиенических правил. Иначе дети не усвоят эти правила и не будут убеждены в том, что они необходимы, а в дальнейшем могут ими совсем пренебрегать.

      Ещё одним условием для формирования культурно- гигиенических навыков является соблюдение детьми режима дня. Режим-это твёрдо установленный, педагогический, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребёнка. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы выполняли режим дня нашей группы. Режим способствует воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует их, помогает им быть активными, самостоятельными.

      Обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Я учитывала, что у малышей имеются индивидуальные различия: то, что легко даётся Лере и Денису, не под силу выполнить Ване и Диме. Методы и приёмы использовались в зависимости от особенностей состояния здоровья и развития ребёнка.

      Культурно-гигиеническое воспитание проводимое в нашей группе не должно прерываться и дома, поэтому были разработаны рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков в выходные дни.

3.2.Проверка эффективности проделанной работы.

      Для проверки эффективности проделанной работы в конце года я использовала тот же диагностирующий материал, что и в начале года.

Таблица 2. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей I младшей группы в конце года.

Фамилия имя ребенка

Сформированность навыка одевания и раздевания в определенной последовательности

Сформированность навыка опрятности

Сформированность навыка пользования индивидуальными предметами гигиены

Сформированность навыка соблюдения элементарных правил поведения во время еды, умывания

Сформированность навыка вежливости

Средний балл

С.Д.

3

3

4

4

3

3,4

Б.Д.

3

3

3

3

3

3

М.В.

3

3

3

3

3

3

М.Д.

3

3

3

        3

3

3

Б.Л.

4

4

4

5

4

4,2      

Как видно из таблицы у одного ребёнка уровень повысился до высокого(Б.Л.). Ещё у одного ребёнка (С.Д.) уровень остался прежним, но он перестал разговаривать за столом во время приёма пищи, игрушки и книжки убирает на свои места, насухо вытирает руки полотенцем. У остальных детей уровень повысился до среднего. На рисунке 2 можно проследить динамику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей на конец года отдельно по каждому ребёнку.

      Рис.2

      На графике (рис.3) можно увидеть результативность проделанной мной работы.

       Рис.3.

3.3. Перспективное планирование по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Сентябрь

I-II неделя – «Путешествие с куклой Машей». Знакомство с раздевалкой.

III – IV неделя – «Путешествие с куклой Машей». Знакомство с туалетной комнатой.

Октябрь

I-II неделя – «Чистые ладошки».

III-IV неделя – «Найди свой «домик для одежды».

Ноябрь

I-II неделя – «Помоги Катюше!» Одевание куклы на прогулку.

III-IV неделя – «Чистые ладошки».

Декабрь

I-II неделя – «Учимся надевать колготки».

III-IV неделя –«Помоги Катюше!» Одевание куклы на прогулку.

Январь

I-II неделя – «Чистые ладошки».

III-IV неделя – «Научим куклу Таню раздеваться после прогулки».

Февраль

I-II неделя – «Учимся надевать колготки».

III-IV неделя – «Помоги Катюше!» Одевание куклы на прогулку.

Март

I-II неделя – «Чистые ладошки».

III-IVнеделя – «Научим куклу Таню раздеваться после прогулки».

Апрель

I-II неделя – «Уложим куклу Таню спать».

III-IV неделя – «Угостим куклу Машу чаем».

Май

I-II неделя – «Чистые ладошки».

III-IV неделя – «Поможем кукле Тане стать чистой».

                   Заключение.

      Воспитание культурно-гигиенических навыков относится к первоочередным задачам воспитания детей младшего дошкольного возраста.

      Необходимо вызвать у детей у детей желание действовать определённым образом, уделять большое внимание показу( как держать ложку, чашку, что делать руками при умывании).

      Постепенно повышая требования к ребёнку, необходимо проводить работу с семьёй. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приёмы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему научился их ребёнок и что нужно закреплять дома.

      Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты исследования работы, проведённой на базе МДОУ№158. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков.

      В процессе работы выявлены такие изменения: дети улучшили своё поведение во время приёма пищи, стали следить за своим внешним видом, научились пользоваться индивидуальными предметами гигиены, мыть руки перед едой, после посещения туалета или прогулки, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, убирать за собой игрушки, поддерживать чистоту и порядок. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приёму пищи. Дети стали замечать неполадки во внешнем виде друг друга и окружающей обстановке.

      Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей- первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребёнка. Культурно-гигиенические навыки -  это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

     Приложение 1.

«Путешествие с куклой Машей». Знакомство с раздевалкой.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми правил поведения и умения ориентироваться в пространстве; знакомство с оборудованием раздевалки, назначением и способами его использования; активизировать словарь по теме.

Материалы: игровой персонаж кукла Маша.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации, отвечает на вопросы воспитателя, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.                                                                                                                        

Содержание организованной деятельности детей.

В гости к детям приходит кукла Маша, знакомится с ними и приглашает их в увлекательное путешествие. «Я-паровоз, а вы вагончики. Поехали!»- говорит она.

      Кукла Маша: А куда это мы с вами приехали? Как же называется эта комната?

(Дети отвечают.) Выходите из вагончиков, присаживайтесь на скамеечку. Анюта, ты села? А кто с тобой рядом сел? (Ваня.) И ты Денис рядом садись. Все сели? Места всем хватило? Скамеечка какая?  Длинная.(Побуждает к проговариванию.)

      Посмотрите, что это? ( « Домики для одежды» -шкафчики) Сколько здесь шкафчиков? (Много.) А почему их так много? Правильно, у каждого свой шкафчик. Вы помните свои шкафчики? Покажите мне свои шкафчики. Молодец, Полина, первая свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? ( На шкафчике зайчик.)

Аналогично строится диалог с другими детьми.

      Кукла Маша: А что в шкафчиках лежит? Откройте дверки. Заглянем в шкафчик, посмотрим, как шкафчик «заботится» об одежде. Что есть в шкафчике наверху? (Полочка.) Для чего нужна эта полочка? Что на ней хранится? (Вынимает по очереди предметы, дети хором называют: шапочка, шарфик.)

       А  что у шкафчика внизу? (Показывает.) Да, ещё одна полочка.Для чего эта полочка нужна? Что на ней лежит? (На ней лежат колготки, штанишки.)

      А это что? Правильно, крючок. Что висит на крючке? (Курточка.) Зачем нужны крючки? ( Воспитатель обобщает: «Чтобы вешать одежду,чтобы она не помялась.»)

      А туфельки где стоят? (В самом низу шкафчика.)

      А теперь закройте дверки. Так для чего нам нужны в раздевалке шкафчики?

      Воспитатель вместе с куклой Машей обобщает детские ответы: « В шкафчиках хранится детская одежда для улицы.А когда дети вечером уходят домой, в шкафчиках остаются их платьица, костюмчики, сандалики. Но одежда иногда бывает непослушной (не дети ). Она забывает, где её место и занимает чужое; а то и просто убегает из шкафчика. Но замечательные, внимательные дети  будут следить за своей одеждой; и если надо, то научат её занимать отведённое ей место.»

      Кукла Маша предлагает детям снова занять места в поезде.Паровоз даёт гудок, все отправляются в путь. «Чух-чух-чух!»- стучат колёса, а вот и группа.

«Путешествие с куклой Машей». Знакомство с туалетной комнатой.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Цель: обогащение позитивного эмоционального опыта при освоении детьми культурно - гигиенических навыков и умения ориентироваться в пространстве: обогащение и активизация словаря по теме.

Материалы: игровой персонаж кукла Маша.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации, отвечает на вопросы воспитателя, овладевает основными культурно- гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Содержание организованной деятельности детей.

В группу приходит уже знакомая детям кукла Маша и приглашает их в путешествие. «Я-паровоз, а вы вагончики. Поехали кататься!»-говорит она.

      Кукла Маша: Куда мы с вами приехали? Как называется эта комната?

(Воспитатель подхватывает верные ответы детей. Это туалетная комната.)

Выходите из вагончиков. Посмотрите, что это? (Умывальники.)Они любят чистые ручки и личики детей. Для этого у них есть кран из которого течёт вода. (Открывает кран.) Вода бывает тёплой и холодной. (Воспитатель предлагает детям намочить руки и обращает внимание детей на то что их ручки стали мокрыми.)

      Кукла Маша: А я знаю как сделать руки сухими? Ваши ручки ждут полотенца.(Воспитатель предлагает детям вытянуть руки вперёд ладошками вверх и каждому ребёнку кладёт сверху развёрнутое полотенце. Дети вытирают руки, затем находят петельку на полотенце. Воспитатель показывает каждому малышу его ячейку для полотенца. Дети находят крючок и пытаются повесить свои полотенца. Воспитатель обращает внимание на сухие руки детей.

      Кукла Маша: Дети а вы знаете что это? (Да, унитаз.) Вы умеете им пользоваться? (Ответы детей.) А это туалетная бумага.(Воспитатель уточняет, для чего она нужна и как ею пользоваться. Воспитатель заверяет малышей, что всегда придёт на помощь каждому ребёнку.)

      Кукла Маша: А это зеркало, я знаю. Посмотришься в зеркало -и сразу увидишь, всё ли у тебя в порядке, не запачкался ли, красивая ли причёска, всё ли аккуратно в одежде.

        «  Зеркало любит чистые лица.

            Зеркало скажет: -Надо умыться.

            Зеркало охнет: -Где же гребёнка?

            Что же она не причешет ребёнка?!

            Зеркало даже темнеет от страха,

            Если в него поглядится неряха! ( А.Кондратьев.)

Кукла Маша приглашает детей в поезд все возвращаются в группу.

                                  « Чистые ладошки»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формировать навык выполнения последовательных действий, связанных с мытьём рук: засучить рукава, брать мыло, подставлять руки под струю воды, намыливать и мыть круговыми движениями, смывать мыло, брать своё полотенце, вытирать руки насухо; формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым, умение действовать по показу; развивать память, внимание, мелкую моторику рук; способствовать развитию речи; воспитывать аккуратность.

Материалы: кукла Ваня, оборудование умывальной комнаты, включая мыло, мыльницу, полотенце.

Планируемые результаты: с интересом слушает объяснения воспитателя, последовательно выполняет все действия, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения, овладевает основными культурно – гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

       

             Содержание организованной деятельности детей.

Дети стоят полукругом, напротив на стульчике кукла Ваня.

      Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришёл Ваня! Он будет давать вам руку и называть своё имя, а вы -пожимать ему руку и говорить, как вас зовут.( подносит куклу к каждому ребёнку и от её имени представляется.)

-Меня зовут Ваня, а тебя как? (Денис, Саша и т. д.) Ваня ещё маленький, он многого не умеет, но хочет научиться. Няня принесла апельсины, сейчас мы их будем есть. Кто скажет, что нужно сделать перед едой? ( Если дети затрудняются, воспитатель помогает). Мы сейчас будем мыть руки и покажем нашему новому другу Ване как это делать.

Дети с воспитателем переходят в туалетную комнату, куклу Ваню воспитатель ставит на стульчик.

      Воспитатель: Знаем, знаем, да-да-да,

                              Где ты прячешься вода!

                              Выходи, водица,

                              Мы пришли умыться!

Что нужно сделать сначала? ( Засучить рукава.) Сначала мы засучим рукава, чтобы их не намочить, я помогу Ване, а вы сделаете это сами. (Воспитатель помогает детям.)

      Воспитатель: Сейчас я помою руки, а вы посмотрите, потом Ваня и вы будете мыть руки, как я.

Воспитатель открывает кран, берёт мыло, намыливает руки, кладёт мыло в мыльницу, делает мыльные « перчатки» круговыми движениями, показывает детям руки, затем тщательно смывает мыло, отжимает воду с рук, берёт своё полотенце и насухо вытирает руки. Все действия сопровождает чёткими, краткими пояснениями.

      Воспитатель: Что я сейчас делала? (Мыла руки.) Сначала я взяла … (мыло), намылила руки мылом, положила мыло в мыльницу, помыла руки, смыла мыло водой и вытерла руки…( полотенцем.)

Все вопросы и ответы детей воспитатель сопровождает жестами и имитацией соответствующих движений.

      Воспитатель: Молодцы! Теперь я помогу нашему другу Ване: он пока не умеет это делать сам.

Моет руки кукле и приговаривает потешку:

                           Тёплою водою

                           Руки чисто мою.

                           Кусочек мыла я возьму

                          И ладошки им потру.

      Воспитатель: А теперь вы ребята помоете руки.

Дети последовательно выполняют все действия. Воспитатель по мере необходимости помогает им , даёт чёткие инструкции; повторяет потешку.

      Все помыли руки? (Да!) Ладошки чистые, сухие? (Да!)

                    Ладушки, ладушки,

                    С мылом моем лапушки.

                    Чистые ладошки,

                     Вот вам хлеб и ложки!  

                     Теперь можно и апельсинами полакомиться!

                     Пойдёмте садиться за стол.

             

                             « Найди свой «домик для одежды»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды; формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь детей по теме, формировать культурно-гигиенические навыки.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации, отвечает на вопросы воспитателя, овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

               Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель приглашает детей в путешествие на поезде и предлагает занять места в поезде. Подаёт сигнал к отправлению: ту-ту-ту. Но поезд не едет.

Воспитатель: Дети, сигнал должен звучать громче. Помогите поезду, давайте все вместе погудим, как поезд ( ту-ту-ту). Воспитатель напевает песенку:

               Вот поезд наш едет,

               Колёса стучат.

               А в поезде нашем ребята сидят.

               Но вот остановка,

               Пора выходить.

               Вставайте, ребята!

               Пойдёмте бродить.

Воспитатель: Мы приехали на станцию «Раздевалка». Ребятки, здесь живут «домики для одежды»-шкафчики. Покажите мне каждый свой шкафчик (дети показывают свои шкафчики). Молодец, Лерочка, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, на нём картинка-лисичка. Даня, а какая картинка на твоём шкафчике?( медвежонок…) А теперь, Кристина, покажи нам, где твой шкафчик? Как ты его узнала? Какая на нём картинка?( бабочка…)

      Аналогично строится диалог с другими детьми.

      Воспитатель рассказывает детям (и показывает), где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, учит детей как её надо складывать (вешать) . Чтобы дети лучше запомнили, где какая вещь «живёт» в шкафчике, воспитатель проговаривает стихотворение:

              Шапка, шарф и джемпер

              Лежат на полке верхней.

               Куртка на крючке висит,

               На нас весело глядит.

                             Я свои штанишки сам

                              Сложу сначала пополам,

                               Потом колбаской закручу

                              И вниз на полку положу.

               Ботинки или сапоги

               Поставлю в самый низ.

               Порядок у меня в шкафу,

               Ты только не ленись.

                            Можно шкафчик закрывать

                            И в группу весело бежать,

                            Там ждут меня игрушки

                             Друзья мои, подружки.

Воспитатель: Ту-ту-ту. Слышите, поезд нас зовёт. Приглашает вас сесть в вагончики и вернуться в группу.

Дети занимают свои места, поезд отправляется.

               «Помоги Катюше!» Одевание куклы на прогулку

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Цели: уточнить представления об одежде, о назначении вещей, отработать навык последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме; воспитывать аккуратность и взаимопомощь, овладеть культурно-гигиеническими навыками,

Материалы: кукла, коробка с кукольными вещами.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации «Одевание куклы», отвечает на вопросы воспитателя, овладевает культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

                 Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять на улицу и взять с собой куклу Катю.

      Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое на ней красивое платье, носочки и туфельки. Может Катя вот так в платье идти гулять (нет…). На улице холодно, нужна тёплая одежда. Какая одежда нужна Кате?

Воспитатель предлагает помочь кукле собраться на прогулку. Одевает кукле сначала ботиночки, затем пытается одеть штаны. Дети должны поправить воспитателя ( так неправильно, сначала штаны, а потом ботинки). Если дети не замечают, воспитатель спрашивает: « Разве так нужно одеваться?»

      Воспитатель: Ой, что-то я запуталась, как правильно одеваться. Лера, помоги мне правильно одеть куклу. Что сначала надо одевать( колготки, штаны, свитер). Молодец, Лерочка. Теперь Катюша может идти гулять(нет, не всё одели).Денис, а что же я забыла?(пальто, шапку, шарф).Теперь всё?(да).

                         Раз, два, три, четыре, пять,

                         Собираемся гулять,

                         Завязали Катеньке

                         Шарфик полосатенький.

                         Наденем на ножки

                         Валенки-сапожки

                         И пойдём скорей гулять,

                         Прыгать, бегать и скакать.

      Воспитатель: Вот теперь Катюша ты можешь идти гулять. Посмотрите, ребята, во что одета Катя?( дети перечисляют предметы одежды).

                             « Научимся надевать колготки».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Цели: научить детей правильно надевать колготки; фиксировать внимание ребёнка на последовательность действий; вызвать у него положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Материалы: оборудование раздевалки, детские колготки.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации, отвечает на вопросы воспитателя; овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

                 Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель предлагает детям покататься на машинах.

      Воспитатель: Качаем шины   ( ш-ш-ш…), открываем бак( чик-чик-чик…), наливаем бензин( с-с-с…), заводим мотор( д-д-д…), берём в руки руль, поехали…

                    Машина, машина идёт, гудит.

                    В машине, в машине шофёр сидит, би-би-би.

                    Вот поле, вот речка, вот лес густой,

                    Приехали дети, машина, стой!

Ребята, куда мы приехали? ( В раздевалку).Давайте достанем каждый из своего шкафа колготки и сядем на скамеечку. Приложите к себе колготки так, чтобы одна дорожка была впереди. Нашли? Молодцы. Теперь будем надевать. Каждой ножке- свой домик. Чтобы ножка сразу попала в свой домик, давайте сделаем «гармошку».

Если ребёнок испытывает затруднения, воспитатель ему помогает, используя приём совместного выполнения действий с ребёнком.

      Воспитатель: Саша, куда ты спрятал правую ножку( в домик ).Молодец! Даша, а ты спрятала ножку в домик? Умница! А теперь левую ножку спрячем в домик. Давайте посмотрим, обе ножки в своих домиках? (Да). Теперь подтянем колготки до коленочек. Подтянули? Встаём, взяли колготки за резиночку и подтянем колготки вверх. Давайте проверим, резинка на поясе? (Да). Молодец Саша! Молодец Даша! Все молодцы! Сами надели колготки! Можно надевать тёплую одежду и идти на прогулку.

«Научим куклу Таню раздеваться после прогулки».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду на свои места; побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, действий (положить, поставить, повесить, снять); формировать культурно-гигиенические навыки.

Материалы: игрушечный шкаф, стул, кукла, кукольная одежда.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игровой ситуации, выполняет простейшие поручения взрослого ( раздеть куклу, сложить одежду), отвечает на вопросы воспитателя, овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

                 Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель вносит в группу куклу, одетую в верхнюю одежду. На столе, перед детьми, стоят игрушечный шкаф и стул.

      Воспитатель: Это кукла Таня. Она вернулась с прогулки. Садись,                    Таня, раздевайся.

      « Уже раздеваюсь», -говорит Таня и начинает снимать ботинки.

      Воспитатель: Подожди, Таня. Ребята, подскажите кукле, что нужно снимать сначала? (дети отвечают. Если затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает.) Танечка, сначала надо снять пальто.

Воспитатель снимает пальто с куклы и помогает ей повесить его в шкаф.

      Воспитатель: Что мы сделали? (Сняли с куклы пальто и повесили его в шкаф.)

      « А теперь что мне снимать? – спрашивает у детей кукла. – Подскажи мне, Алиса».

      « Снимай шапку и положи её в шкаф на верхнюю полочку», говорят дети. Воспитатель снимает с куклы шапку и кладёт её в шкаф. Затем снимает с куклы кофту, ботинки,  штаны, колготки ,кладёт их в шкаф.

      Воспитатель: Дети, что мы помогли снять Тане? ( пальто, шапку,ботинки, кофту, штаны, колготки.) Полина, помоги Тане надеть платье, носочки, сандалии. Теперь кукла Таня может с вами поиграть.

« Уложим куклу Таню спать».

      Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

      Цели: учить укладывать куклу спать; отрабатывать последовательность действий при раздевании куклы для сна; учить ласково обращаться с куклой,; формировать основные культурно-гигиенические навыки,

      Материалы: кроватка, постельные принадлежности, стул.

      Планируемые результаты; принимает активное участие в игровой ситуации; выполняет простейшие поручения взрослого (раздеть куклу, сложить одежду на стульчик, уложить куклу спать); овладевает основными культурно-гигиеническими навыками , средствами общения и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Содержание организованной деятельности детей.

      Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят кукольная кроватка, стул, постельные принадлежности.

      Воспитатель (показывает на пустую кроватку кроватку): Что это? (Кроватка). На пустую кроватку можно спать ложиться? (Нет, её надо застелить.)

Воспитатель достаёт по очереди необходимые предметы. Действует медленно и чётко, комментируя свои действия: «Это что (матрац). Зачем он нужен? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац мы положим…правильно, простынку. Зачем нужна простынка? Чтобы матрац не испачкался. Под голову мы положим …правильно, подушку. Зачем подушка? Да, чтобы голове было удобно. Чем мы накрываемся, когда ложимся спать? Правильно, одеялом. Для чего нам одеяло? Да, чтобы тепло было».

      Воспитатель: А где наша Таня? (приносит куклу Таню) Таня, ты где была? (Гуляла.) Ты наверное устала и хочешь спать? ( Да, я хочу спать). Ребятки, Таня хочет спать. Таня, надо снять туфли, носочки, платье и сложить всё на стульчик.

Воспитатель обращается ко всем детям по очереди: «Даша, это что?» - «Это туфли». –«Снимем туфли. Аня, это что?» - « Это носочки». – « Снимем носочки. Тёма, это что?» - «Это платье. Снимем платье. Бантик забыли снять, Захар, сними бантик. Всё сняли, ложись Таня , голову положи на подушку. Ваня накроет тебя одеялом, чтобы было тепло. Спи. Я тебе песенку спою, а ребятки мне подпоют:

                                Спи моя хорошая,

                                Баю-баю-бай!

                                Куколка любимая,

                                Глазки закрывай.

                                Я тебя раздену,

                                Застелю кровать.

                                Завтра встанем вместе,

                                Будем вновь играть.

                                                        ( Ю.Гарей «Колыбельная»)

«Угостим куклу Машу чаем».

      Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

      Цели: помочь детям запомнить назначение посуды; воспитывать аккуратность; желание заботиться о кукле; закреплять культурно-гигиенические навыки.

      Материалы: кукла Маша, чайная посуда.

      Планируемые результаты: умеет по словесному указанию находить предметы по названию (чашка, блюдце и т. д.); выполняет простейшие поручения взрослого, отвечает на вопросы; овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

   

                    Содержание организованной деятельности детей.

      Воспитатель вносит в группу куклу.

      Воспитатель: Дети, это Маша. Она пришла к вам в гости, поздоровайтесь. Скажите Маше, как вас зовут.(Даша, Ваня, Денис…) Маша, ты хочешь чаю? (Да, очень). Сейчас ребята тебя угостят. Угостим, ребята? (Да). Давайте вместе накроем на стол. Саша, принеси салфетницу с салфетками. Зачем нужны салфетки? (Вытирать ротик). Правильно. Аня, Катя, принесите блюдца. Зачем они нам нужны? ( Чтобы не пролить чай на стол). Молодцы. Таня и Захар несите чашки. Осторожно, держите их за ручки, чтобы не уронить. Что мы будем пить из чашек? (Чай). Денис, принеси нам ложки. Какие ложки нам нужны? Правильно, чайные. Зачем они нам? Для того, чтобы размешивать сахар в чашке. Мы положим их на блюдце. Лера, неси сахарницу. Мы будем пить сладкий чай. Саша, принеси чайник и налей Маше чай. А Танюша принесёт конфеты. Угощайте, дети, Машу.

      Дети угощают куклу а воспитатель читает потешку:

                                   Куклу Машу угощаю,

                                   Предложу я кукле чаю.

                                   Чай в чашку наливаю.

                                    Пей, Маша, не стесняйся!

                                   Чаем сладким угощайся!

      Воспитатель: Дети, угостили куклу Машу чаем? (Да). А теперь я приглашаю вас сесть за столы и попить чаю.

«Поможем кукле Тане стать чистой».

      Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

      Цели: воспитывать культурно-гигиенические навыки и опрятность; активизировать словарь ( купаться, ванна, полотенце, мыло.); развивать внимание, память.

      Материалы: кукла Таня, стул, ванночка, кувшин с водой, мыло, мочалка, полотенце.

      Планируемые результаты: помочь детям запомнить последовательность купания, овладеть основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Содержание организованной деятельности детей.

      Воспитатель предлагает детям посмотреть, как она будет купать куклу. Дети садятся на стульчики. У воспитателя на столе находятся кувшин с водой, ванночка, мыло, мочалка, полотенце, расчёска и испачканная кукла.

      Воспитатель: Сейчас мы будем куклу Таню…( купать). Правильно. Где будем купать? (В ванночке). А какая должна быть водичка, наверное можно в холодной? ( Нет, в тёплой). Лера, иди ко мне, поможещь мне налить водичку. Какая водичка? ( Тёплая). А Саша разденет куклу Таню, сможешь? (Да). Куда положим одежду? (На стульчик). Наша Таня маленькая, а ванночка какая? (большая). Посадим Танечку в ванночку. Даша, принеси нам мыло. А зачем нам нужно мыло? Да, чтобы кукла была чистая. Возьмём мочалку. Намочим её, намылим мылом. Теперь намылим руки, спинку, животик, ножки. Мылом намылим голову. Посмотрите, кукла в ванночке не плачет, она любит купаться.

                              Ай, лады, лады, лады,

                              Не боимся мы воды,

                              Чисто умываемся,

                               Друг  другу улыбаемся.

 А вы любите купаться? (Да!) Польём из кувшина, смоем мыло с головы, ручек, спинки, животика, ножек. Как водичка булькает? (Буль-буль-буль). Танечка наша искупалась, что теперь надо сделать? Правильно, вытереть. Чем будем вытирать? (Полотенцем).Надо Таню причесать. Чем будем причесывать? Да, расчёской. Лера, возьми расчёску, причеши Таню. Молодец! А теперь Даша наденет Тане чистое платье, а Саша-носочки и туфельки. Вот какая теперь у нас кукла Таня красивая!

Список литературы.

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание-1989-№ 11.
  2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение, 1991.
  3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1997.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Козлова С.А. ,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005.
  6. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом « Воспитание дошкольника», 2005.
  7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1986.
  8. Пожидаева О., Кайева О. Тёплою водою ручки чисто мою.// Дошкольное воспитание. – 2012 - №3.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье дошкольника. – М.: Просвещение.
  11. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. – М.: просвещение,1978.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»

В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научитьс...

Статья "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы."

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Данная статья раскрывает необходимость формирования таких навыков у детей младшего дошкольного возр...

Консультация "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы"

В конспекте описана работа по развитию у детей культурно-гигиенических навыков....

Стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей младшей группы

В конспекте описаны стихотворные инструкции для формирования навыков самообслуживания детей первой младшей группы...

Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы!"

Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей  младшей группы!»Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему ...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень хороший материал!Взяла на заметку, спасибо!