«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Митрофанова Наталья Владимировна

     Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален.

Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx64.85 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ Сибирский институт современной практики и психологии.

РЕФЕРАТ

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

                                                                                                   Выполнила:

                                                                                                   Митрофанова Н.В.  

                                                                                                   Преподаватель:

       Омельченко Е.А

г. Новосибирск, 2013 год


ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое мелкая моторика

1.2 Значение игр на развитие мелкой моторики.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Актуальность, цель и задачи.

 

2.2. Принципы. 

2.3. Условия для развития мелкой моторики.

 

2.4. Система работы по развитию мелкой моторики.

 2.5. Работа с родителями

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

«Руки дают человеку голову,

 затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

ВВЕДЕНИЕ

     Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

1.2 Значение игр на развитие мелкой моторики.

Значение  мелкой   моторики

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Актуальность, цель и задачи.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. В группу приходят  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% -  средний. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Перед собой я поставила цель.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

  1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  2.  Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

2.2. Принципы.

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время  одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками  использую следующие методы:

Словесный   метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

 

 2.3. Условия для развития мелкой моторики.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».

На основе данной литературы разработала:

перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1),

  • по играм с песком (Приложение №2),  

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

2.4. Система работы по развитию мелкой моторики.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами,
  • дидактические игры.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Примеры:

«Сорока – сорока»

Сорока – сорока

 Кашу варила,

Деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-        Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил,

Тебе нет ничего!

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком).
Вышли пальчики гулять. (Несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел, (Загибаем мизинец).
Этот пальчик чистить стал, (Загибаем безымянный палец).
Этот резал, (Загибаем средний палец).
Этот ел, (Загибаем указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел! (Загибаем большой палец).

Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, физминуток.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует

улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом

в школе. Например:

«Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик»

«Пуговица»«Колобок» и другие.

Игры с прищепками -  развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Игра "Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра "Елочка"

Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Материал: платки, коробки.
Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).
- Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки).
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.
Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры: 
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.
Игра повторяется несколько раз.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка,  конструирование.

 

 Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:

«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» .

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.

2.5. Работа с родителями Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например:

«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» (Приложение № 4).

Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр, участвовали в оформлении предметно – развивающей среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература

И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей";

А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».

Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук» 2012г.

Л.А Венгер «Д/и и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

С.Н.Теплюк  «Занятия на прогулке с малышами»2010г

Н.Ф.Губанова «Развитие игровой дея-ти»2012г

«От рождения до школы»  Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования под ред.Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой,

М.А, Васильевой

                 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ.

Игры с песком и водой, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Летний период – это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм  мероприятиях,  имеют место «Игры с водой и песком».  Для  детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное  значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом  им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя  их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих  замыслов и способностей дошкольников.

Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада. Песочницы, наполненные сухим  песком, желательно  на ножках. Увлажнять песок  водой для игр можно накануне вечером, или утром до приёма детей. Песочницы должны быть оборудованы крышками, в целях гигиены, для того, чтобы песок оставался чистым. Песочницы располагают на ножках,  на расстоянии от 25-45 см над землёй для удобства, тогда ребёнок не будет играть в согнутом состоянии на корточках, так как грудная клетка не  должна быть  в сжатом  состоянии и ребёнок  не должен длительное время стоять наклонившись, большая нагрузка при такой осанке идёт на позвоночник малыша.

Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы. Малыши с большим удовольствием  играют  в песке, но основным условием  успешной игры, является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей  с предметами в песочнице носят познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

Воспитатель при первом знакомстве  детей с песком, берёт от 3 до 6 человек, расставляет детей вокруг песочницы. Знакомит их с оборудованием: лопатки на каждого ребёнка, ведёрки, сито для просеивания песка, различные формочки, игрушки для игры – «мельницы», разных конструкций. Воспитатель объясняет, как можно действовать с песком: набирать лопаткой,  насыпать в ведёрки, в формочки. В игре  взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка. Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо обьяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пирожок, а ещё необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивый пирожок опрокидывать форму нужно аккуратно, всё это нужно не только сопровождать объяснением, но и показать детям. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно осваивается и переходит на новый уровень, здесь ребята не только применяют уже полученные навыки работы с песком, но и включают своё воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка, «производства пирогов», до грандиозных построек « домиков для кукол»,   «постройки гаражей для машин», а также « волшебных замков».

Песок -  прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира  и развития моторики рук детей дошкольного возраста.

В зимнее время года можно устраивать для детей игры с водой, для этого необходимо организовать элементарные условия: поставить таз с водой  (температура воды должна быть не менее  20- 22 градусов),  клеёнчатые передники, для того, чтобы не намочить одежду, обязательно закатать рукава одежды, организовывать игры  желательно в первой половине дня (по 2 – 3 ребёнка). Используют игрушки из различного материала: пластмассовые шарики, бумажные кораблики, уточки, человечки, деревянные фигурки и т.д. В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Малыши удивляются, делают  для себя маленькие открытия. Воспитатель пускает на воду маленький кораблик и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Машенька 2 года 5 месяцев говорит, что «водичка чистая». Воспитатель побуждает её потрогать воду  рукой, она с удовольствием плескается. Кораблик плывёт, девочка старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос: «почему он плывёт медленно?». Андрюша (3года),  бросает мячик и говорит: «смотрите, мячик плавает и не тонет! Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает, воспитатель объясняет, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.

Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Воспитатель опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх  со стороны взрослого просто необходимо. Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия,  предмет « тонет», « плавает», «водичка чистая», «тёплая».   Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.

Такие же игры можно проводить в  тёплое летнее время на прогулке, используя маленький надувной бассейн.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С ПЕСКОМ.

Сентябрь

«Сыпем, лепим»

 Цель: Формировать  знания о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи: Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

Оборудование: Центр « Вода-песок», формочки для песка.

Октябрь

«Отпечатки наших рук»

Цель: Закрепить  знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

Задачи: Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей.

Оборудование:  Песок, разноцветные камушки.

Ноябрь

«В гости к мышке»

Цель: Закрепить  знания детей о свойствах воды и песка

Задачи: Формировать умение узнавать и называть основные цвета. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. 

Оборудование: Центр «Вода-песок», дорожка, подвижная мышка, маленькие мышки по количеству детей, цветные коробочки, бочата – вкладыши, косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки, маленькие тарелочки.

 

Декабрь

«Речка и ручеёк»

Цель:  Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Задачи: Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Оборудование: Песок, узкий и широкий совок, мерные стаканчики,

ведро с водой, большой и маленький бумажные кораблики.

Январь

«Норки для ежат»

Цель:  Закрепить  знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Задачи:   Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).

Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

 Оборудование: Игрушка-ёж, пластилиновые ежата по количеству детей, сосновые иголки в тарелочках. Центр «Вода- песок»

Февраль

«Горки для козлят»

Цель:   Учить  детей выкладывать форму из влажного песка.

Задачи:    Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий.

Развивать общую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Оборудование: Песок, набор деревянного театра « Волк и семеро козлят», ведёрки большие и маленькие.

Март

«Лисичка в гостях у ребят»

Цель:   Закрепить    умение определять свойства сухого

( сыпется) и мокрого (держит форму) песка.

Задачи: Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать  общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

Оборудование: Игрушка-Лисичка, шнур, крупные бусины 15шт., песок в прозрачных стаканах (по количеству детей), сита (по количеству детей), формочки, подносы, лейка с водой.

Апрель

«День рожденья куклы Маши»

Цель:   Продолжать  учить детей выкладывать формы из влажного песка.

Задачи:  Приучать детей договаривать слова знакомой сказки

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

Оборудование: Песок, кукла – большая, настольный  театр «Колобок»,

формочки, подносы, совки, большой строительный материал.

Май

«Мы ходили в огород»

Цель:   Закрепить  умение детей выкладывать формы из влажного песка.

 Задачи:  Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи.

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

Оборудование: Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа), шапочки персонажей сказки «Репка», корзинка, формочки, разносы, совки (по кол-ву детей), лейка с водой.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.(1)        

 

О К Т Я Б Р Ь

 Д/игра «Стержни и кольца»

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

 Д/игра "Цветные вкладыши".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!"

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Н О Я Б Р Ь

Д/игра "Чудесный мешочек".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Овощи"

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками "корзиночку" и сгибать пальчики, начиная с большого.

Д Е К А Б Р Ь

Перекладывание из одной емкости в другую.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным  пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев.

Д/игра "Сухой бассейн".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:  Развивать мелкую моторику рук.

 Пальчиковая гимнастика "Фрукты".    

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Я Н В А Р Ь

Д/игра "Мозаика".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Упражнение "Елочка".

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Пальчиковая гимнастика "Новогодние игрушки".

 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.  

Ф Е В Р А Л Ь

Разбор красной и белой фасоли.

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая гимнастика "Помощник".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

М А Р Т

 Выкладывание  "8 Марта".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

Пальчиковая гимнастика "Наши мамы"

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в "замочек".

А П Р Е Л Ь

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

 Пальчиковая гимнастика "Домашние птицы".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

М А Й

Д/игра "Чудесный мешочек".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание "Узор из белой и красной фасоли".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль.  Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая гимнастика "Наша армия".

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

 

ИГРЫ «ПОКА МАМА НА КУХНЕ»

Все мы знаем, что слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит пока ещё неумелую и непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений, мамы закупают различные шнуровки, крупные мозаики и прочие умные игрушки и начинают заниматься с крохой. Но мы часто упускаем из виду очень простую и очевидную истину: среди обычных игр и простых бытовых действий - уйма по-настоящему бесценных упражнений, которые, к тому же, ещё и гораздо привлекательнее для ребёнка, нежели покупные игрушки.

«Маленький рисовальщик»

Сказать по правде, полноценно готовить на кухне в то момент, когда маленький «моторист» будет занят там своими играми, маме вряд ли удастся. Но уделить внимание и закипающему супу, и развивающемуся чаду, наверное, всё-таки получится.

Ведь под рукой есть замечательный, доступный всем и хорошо известный продукт для развития мелкой моторики рук — крупы. И, если вас не пугает перспектива собирать на полу пшено или горох, предложите малышу простые и эффективные упражнения, которые наверняка придутся ем по вкусу. Для начала высыпьте любую мелкую крупу на поднос ровным слоем и покажите крохе, как можно рисовать «на холсте» пальчиком. Пусть он изобразит палочки, точечки и прочие - «каляки-маляки». Рисовать можно не только указательным, а всеми поочереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу крошечным пальчикам.

Поиграем в Золушку.

Ребятишкам чуть постарше можно предложить поиграть в «Золушку». Для этого смешайте в мисочке по чуть - чуть гороха и фасоли и предложите карапузу рассортировать по тарелкам. Захватывать фасолинки можно по-разному. Брать их щепотью, большим и указательным пальцем, большим и средним и так далее. Можно взять и макароны разных видов, это не только стимулирует моторику, но и развивает мышление малыша, учит его анализировать.

Испекли мы колобок.

Если Вы лепите вареники или пельмени, то к этому занятию тоже привлекайте кроху. Ведь именно лепка — это лучшее средство для развития мелкой моторики рук. Даже самое обычное пельменное тесто так приятно разминать в ручках и размазывать по-столу. А лучше приготовьте для ребёнка специальное солёное тесто -его рецепт очень прост — 1 стакан соли «Экстра» смешиваем с одним стаканом муки, добавляем одну ложку растительного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешиваете и кладёте в холодильник на пару часов. После этого оно готово к работе.

Что же может делать с тестом годовалый малыш? Прежде всего разминать его в ручках. Отщипывать маленькие кусочки теста и перекладывать из ручки в ручку, разминать и давить. Можно дать карапузу и кусок теста побольше. Пусть он запустит в миску обе ручки, потыкает его пальцами в своё удовольствие. Это будет способствовать не только укреплению пальчиков, но и развитию тактильной чувствительности.

Займёмся раскопками

А теперь попробуйте на глазах у малыша спрятать в тесто пару мелких игрушек, например от киндер-сюрпризов. Увидите сколько упорства приложит Ваш малыш, чтобы отыскать свой клад. Если подобная игра малышу понравилась,

поочереди пальчиками и даже всей ладошкой. Пусть перебирает крупинки ручками и зажимает их в кулачок. В сухой крупе, насыпанной в кастрюльку можно прятать мелкие игрушки. Главное в подобных играх — не упустить момент, когда кроха переходит от созидательной деятельности к разрушительной и начинает всё разбрасывать на пол. Обычно это наступает через несколько минут после начала игры. Но даже эти несколько минут принесут несомненно пользу крошечным пальчикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цельобучения с её использованием – - развитие памяти; - внимания; - мышления; - речи; - воображени

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Цельобучения с её использованием –     - р...

ДЕТЯМ - Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Игры на развитие памяти, внимания, мышления...

Игры на развитие памяти внимания мышления воображения

Картотека "Игры на развитие памяти внимания мышления воображения"...

Игры на развитие памяти, внимания, мышления

Картотека игр на развитие у  детей памяти, внимания, мышления....

Игры на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, речи для детей 3-4 лет

Предоставлены ссылки на сайты где подобраны игры для дошкольником 3-4 лет, а также предложены игры совместно со взрослым...

"Деловая игра по развитию зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки."

Методическое объединение учителей – логопедов, и учителей-дефектологов по теме: «Развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики руки».Целью данного мероприятия бы...

Игры на развитие памяти, внимания, мышления.

Игры на развитие памяти, внимания, мышления....