Обобщение опыта работы на тему :"Патриотизм и краеведение как национальная идея для современной России"
методическая разработка по теме

Галицкая Елена Валерьевна

В этой статье содержится технология опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, формы работы с детьми по воспитанию патриотизма путем краеведения

Воспитать патриота своей Родины -  задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности (на занятиях, прогулках, в изобразительной деятельности, работе в уголке книги,  работе клуба по интересам, работе с родителями и т.д.). Общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

       Работая в направлении «Край наш Тульский» я, прежде всего, определила ряд задач, решения которых добиваюсь в работе с детьми своей группы:

  • Формировать привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, друзьям, своей малой Родине – п. Теплое (на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям), родному Тульскому краю, России;
  • Воспитывать уважение к людям, прославившим наш Тульский край и страну,   гордость за них;
  • Формировать преданность своей  малой Родине;  чувство ответственности за нее;
  • Развивать желание трудиться на благо Родины; беречь и умножать ее богатства.    
  • В работе учитывала следующие требования:
  • ознакомление дошкольников с родным краем (селом) должно входить в целостный образовательный процесс, который строится с учетом основной программы;
  • введение краеведческого материала осуществлять с учетом принципа перехода от более близкого детям к менее близкому, от простого к сложному;
  • осуществлять формирование личностного отношения к фактам, событиям и явлениям в жизни родного поселка, края, страны. Создавать условия приобщения к окружающей социальной действительности;
  • развивать музейную педагогику;
  • осуществление деятельного подхода в приобщении к культуре, природе  через использование экскурсий, творческих и дидактических игр, развитие художественного творчества, проектной деятельности, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • привлечение к участию в праздниках, с целью окунуться в атмосферу общей радости и веселья, знакомить с жителями-носителями социальной культуры, традиций в области ремесел, песен, танцев;
  • создание среды с опорой на краеведческий материал;
  • организация работы с родителями под девизом: «Знание и любовь к родному краю передавать детям».

       Изучив соответствующую литературу, свою работу я начала с планирования занятий, экскурсий,  работы клуба по интересам, мониторинга образовательного процесса, физического развития детей в ходе образовательной работы,  работы с родителями и других мероприятий на каждый учебный год.                                    

       В своей работе по ознакомлению детей с родным краем я выделила несколько основных блоков, работа по которым  продолжается каждый год, что способствует закреплению и расширению детских знаний о родном поселке и Тульском крае, это:

Моя семья 

Мой детский сад 

Природа родного края   

Моя малая Родина. Знакомство с родным поселком 

Родной край

Быт и традиции

Наша страна

       Разработанный перспективный план работы распределен по возрастным группам и включает в себя все виды деятельности детей (это: занятия  по формированию целостной картины мира, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельности, подбор литературы для чтения в свободное от занятий время, тематические праздники и другие мероприятия, объединенные общей темой)  по вышеуказанным блокам.

                                         

Формы работы с детьми

       Необходимым условием для воспитания патриотических чувств является создание для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребен­ка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добры­ми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязан­ности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начина­ется формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

       Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, поселку (городу). Чтобы любить свой родной поселок, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить поселок в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду.

        Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работу по ознакомлению детей с блоком  «Моя семья» я начала с бесед, с рассматривания фотографий о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили фотостенд «Моя семья», создали макет старинной избы со старинной мебелью, предметами быта.

Играя в него вместе с детьми, я объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивала красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: самовар - чайник), приобщала детей к истории нашего края.

       Народное творчество позволяет подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Оно не может не вызвать у малышей эмоциональных переживаний: чувства удивления, восторга, интеллектуальной радости от открытия нового. Изучение народного творчества дает нам возможность не только воочию видеть историю и культуру своего края, но и чувствовать и проявлять уважение, любовь к жизни, творчеству и произведениям талантливого русского народа.

       В нашем детском саду мы  знакомим детей с народными праздниками, такими как «Масленица», «Пасха» и др. На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается много ярких впечатлений после участия в таких праздниках.

Полученные во время совместной деятельности с педагогом занятий и игр знания и впечатления дети с удовольствием передают в своих работах как в НОД, так и в свободное от занятий время,  занимаясь рисованием, аппликацией и лепкой, с радостью откликаются на разучивание русских песенок, колыбельных.

       Известно, что процессы духовного развития общества, нации неотделимы от уровня их владения языком, поскольку последний представляет собой своего рода живую связь времен. Именно с помощью языка человек осознает себя, роль своего народа не только в прошлом, но и в настоящем. Поэтому вполне закономерной является задача повышения речевой культуры педагога, семьи, да и всего общества в целом. Эта задача становится наиболее актуальной в ДОУ: речевая культура и культура общения  являются важнейшими компонентами культуры человека. Работа над речевой культурой с детьми процесс длительным и сложный, предполагающий массовое обучение детей. Работа по развитию речи на занятиях по формированию целостной картины мира и коммуникации позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном поселке и крае.

       В своей работе мы эффективно используем взаимодействие с учреждениями поселка:  с детской библиотекой, с МСОШ №2, с краеведческим музеем на базе Районного дома культуры.  Сотрудничество с музеем, посещение его  подтолкнуло меня на оформление книги «Лучше нет родного края» детскими рисунками.

       В ходе работы по блоку «Наш поселок», я использовала экскурсии и прогулки, где знакомила детей с достопримечательностями нашего поселка. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием построенного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пешеходы» и многих других игр, развивая не только представления о родном поселке, но и формируя основы безопасности собственной жизнедеятельности.

       В группе оформлен стенд с  фотоснимками видов поселка «Наша малая Родина – поселок Теплое». На основе рассматривания фотоснимков стенда познакомила детей со Свято-Иверским храмом. Объяснила, что это одно из самых старинных зданий нашего поселка, сохранившихся до наших дней. Оно создано руками людей, живших давно, но народ помнит его и бережет то, что сделано руками мастеров, ежегодно совершенствуя  красоту этого здания.

       Организовала экскурсию детей к  памятнику воинам, погибшим в ВОВ. Рассказала о том, что памятник воздвигнут в честь тех людей, которые прославили нашу малую Родину и страну, отдав свою жизнь за их свободу. Что каждый год 9 мая все жители нашего поселка приходят к нему, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы. Объяснила детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая, днем и ночью – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. 9 мая дети сами возлагают  цветы к памятнику.

       Немаловажную роль играет трудовое воспитание малышей. Стараюсь сформировать у своих воспитанников положительное и уважительное отношение к труду людей, как взрослых, так и сверстников, воспитываю желание оказывать помощь,  и своим трудом, самостоятельным и участием в коллективном труде приносить пользу окружающим людям, животным, растениям. Регулярно расширяю представления детей о людях разных профессий нашего края и страны в целом на примере труда работников детского сада и их родителей, рассказываю о важности и значимости их работы  для всех людей. Знакомлю ребятишек  с  особенностями и результатами труда мастеров Тульского края. Организовываю наблюдения за сезонным трудом взрослых во время прогулок. В ходе режимных моментов привлекаю детей к выполнению таких посильных трудовых поручений  как: дежурство по столовой, в уголке природы, подготовка материалов к занятиям; работа на клумбе, огороде, уборка на прогулочном участке нашей группы, группы малышей и т. д.  В процессе приобщения детей к трудовой деятельности, стараюсь сформировать у них чувство ответственности за выполнение поручений. Учу детей бережно относиться к тому, что сделано руками человека. В ходе воспитательной работы развиваю  социально-личностные, коммуникативные, физические  навыки  и качества детей.

        А какой патриотический потенциал заключен в природном краеведении? В качестве объектов познания природного краеведения мы используем природу родного края, ее почву, растительный и животный мир, сезонные изменения, местные природные достопримечательности. Постепенно у детей формируется представление о природе родного края.  С помощью природного краеведения наши воспитанники начинают понимать, что природный мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от его отношения к нему. Природное окружение становится ближе и понятнее, дети стараются сделать что-то полезное  для природы, испытывают чувство ответственности перед ней.

          В дошкольном детстве особенно остро воспринимается художественная деятельность (рисование, аппликации, лепка), потребность в творческом самовыражении. Детей в ДОУ знакомят  с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. А наш Тульский край, как известно, богат творчеством таких выдающихся и талантливых личностей как  В. Д. Поленов, Л. Н. Толстой, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной культуры.

       В повседневной жизни нашей группы я стараюсь увлечь своих воспитанников и развить у них интерес к художественному творчеству,  организуя практическую деятельность как на занятиях, так и в свободное  время.  Например, для  рисования я выбрала темы: «Моя улица», «Что мы видели в парке», «Животные наших лесов» и многие другие темы, помогающие передать свои впечатления о ближайшем окружении в своих работах. Регулярно устраиваем выставки, на которых дети сами становятся «экскурсоводами» – рассказывая о своих впечатлениях, выраженных в своих работах.

       Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в клубе по интересам. На базе нашей группы я организовала изобразительный кружок «Мир вокруг нас», темы занятий которого тесно переплетаются с тематикой занятий по ознакомлению детей с родным краем.

Занятия малышей в клубе предполага­ет закрепление полученных в НОД знаний об окружающем их мире, культуре, пред­метах народного творчества.  

    Как известно, игра – ведущий вид деятельности детей. Свои впечатления от ознакомления с ближайшим окружением дети активно отражают и в игровой деятельности. Например, после экскурсии по близлежащим улицам поселка я помогаю детям организовать сюжетно-ролевую игру: «Путешествие по поселку», «Дом», «Школа» и другие. В группе разворачивается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новые здания. Дети охотно объединяются в группы, организовывают не только сюжетно – ролевые игры на интересующие их темы, но и с увлечением играют в  дидактические игры краеведческого характера.

       Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием, так как будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Необходимо приобщать детей к истинным ценностям физической культуры.

       В нашем ДОУ работа по физическому воспитанию детей осуществляется  при помощи разнообразных средств:

гигиенических  (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков);

естественных сил природы (для закаливания и укрепления организма);

обеспечения  микро- и макросреды (мебель, физкультурное оборудование в помещениях ДОУ и на прогулочном участке  соответствует с возрасту детей);

физических упражнений, спортивных игр и мероприятий.

       Развитие двигательной культуры детей осуществляю на занятиях, физкуль-

турных праздниках и развлечениях, прогулках с помощью физкультминуток, физических и спортивных упражнений, подвижных и спортивных игр.

       В своей оздоровительной работе с детьми я использую увлекательные народные подвижные и спортивные игры, приобщая тем самым детей к культуре родного Тульского края и страны в целом.

       И естественно,  памяти детей навсегда остается  его окружение: родной двор и дом, где он гуляет и играет; спортивная площадка, где он впервые пытается дотянуться ручками до перекладины турника; детский сад с его участками для прогулок, оборудованием для развития у детей физических качеств; школа и спортивный стадион поселка и т.д.

       Расширяя знания детей о понятии Родина, объясняю  и подвожу  их к тому, что Родина  - это не только наш поселок, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем наш край  и нашу Россию. На занятиях по теме «Наша Родина – Россия» дети узнали, что лес, реки, моря и горы – все это наша  страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки. Вместе с детьми собрали пословицы о семье, о труде, о родном крае, о героизме, о Родине.                                                                                                                  

 

                        Одной из  форм работы  с детьми являются  занятия.

                                       Занятия по краеведению делятся:

1. Занятия на основе непосредственного восприятия (экскурсии, прогулки, наблюдения) или опосредованного (чтение  литературы, рассказ воспитателя)

2. Занятия на углубление и систематизацию знаний (беседы, дидактические игры, словесные игры)

3. Занятия, где дети выражают отношения к родному краю (художественное творчество, продуктивная (конструктивная) деятельность), либо творческое рассказывание.

       Несколько рекомендаций к проведению занятий по ознакомлению с окружающим:    

       На занятия выносятся темы слож­ные, требующие объяснения, толкования.

Каждое занятие должно проводиться с использованием на­глядного материала.

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не зна­комые им слова. Не

следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово по­вторить с детьми хором, чтобы каждый ребенок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.                                                                  

       При знакомстве дошкольников с историей родного поселка и родной страны, воспитателю приходится многое им рассказы­вать. Готовясь к новому занятию, мы учитываем следующие требования:

♦  По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродук­ции картин, различные схемы, рисунки мелом на дос­ке и др.

♦ При обучении рассказыванию, воспитатель должен использовать вопросы поискового характера типа «Расскажи», «Докажи», «Подумай». Это необходимо, чтобы активизировать развивающую и по­знавательную деятельность, внимание, вызвать интерес де­тей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рас­сказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.

♦  Рассказывая о каких-то исторических событиях, воспи­тателю не следует часто употреблять даты, так как в дошколь­ном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует упот­реблять такие выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д. Некоторые даты детям следует сообщать, не добиваясь их обяза­тельного запоминания.

♦ Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рас­сказе встречаются незнакомые детям слова, например «князь», «полководец» и пр. следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструк­циями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рас­сказе простые, короткие.

♦ В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного поселка (города), воспитатель часто рассказывает им о различ­ных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитекту­ру, использовать специальную терминологию. Достаточно выследить что-то главное, что-то отличает то или иное здание от дру­гих. Например, разноцветные купола Покровского собора, ко­лонны Большого театра, Синюю птицу на здании Детского му­зыкального театра и т. д.

       Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные и интегрированные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:

Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания);

использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту природы, быт и праздники края и т.д.);

использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы);

продуктивную (конструктивную) деятельность и ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов);

народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер), динамические паузы, физкультминутки).

       Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Обобщение опыта работы по теме: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

Главная цель педагогов дошкольных учреждений - профессиональная помощь семье в воспитании детей. В статье раскрываются основные принципы взаимодействия с семьёй. Работа с родителями проводится по опре...