Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО
статья на тему

худынцева жанна вениаминовна

     В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания данной помощи детям требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска». В современных условиях растет число детей, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии, в нарушении поведения и т.д. В этом случае необходимо вмешательство педагога и психолога. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_gruppy_riska_v_usloviyakh_doo.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми «группы риска» в условиях ДОО.

Ж.В. Худынцева

МДОУ детский сад N4

комбинированного вида г.Кола

МО Кольский район Мурманской области

В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания данной помощи детям требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска». В современных условиях растет число детей, которые имеют определенные отклонения в психическом развитии, в нарушении поведения и т.д. В этом случае необходимо вмешательство педагога и психолога. Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.[6]

В настоящее время проводятся многочисленные исследования по изучению особенностей детей группы риска, среди авторов которые занимаются данной темой можно отметить таких как А.И. Захаров, О.С.Васильева, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан и другие. Сегодня активно разрабатываются вариативные образовательные системы, программы и технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания. Однако для того, чтобы осуществлять подобную работу, необходимо достаточно четко представлять своеобразие детей «группы риска».

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п. При всем при этом необходимо помнить, что дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, психологов  и других специалистов.
Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:
- развод родителей  и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
- смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;
- рождение нового ребенка и переключение внимание родителей на малыша: девиация как ревность;
- различные формы насилия в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;
- ребенок - жертва сексуального насилия: этиология та же.
Отклоняющее поведение детей «группы риска» может быть вызвано также следующими причинами:
- ограниченная духовная культура;
- обедненная досуговая среда;
- скука, неумение найти достойное занятие;
- низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
- эмоциональная неразвитость;
- неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.[5]

Для работы с детьми «группы риска» важно выстроить систему сопровождения в единстве диагностики и коррекции, комплексности, мультидисциплинарности, направленности на положительную позицию по отношению к ребенку.[2] Самым главным в сопровождении развития  ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. Составляется данная программа на основе комплексной диагностики и анализа его проблем, т.е. определение индивидуального маршрута воспитания и обучения.  Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) составляется на основе перспективного плана разработанного психолого-медико-педагогическим  консилиумом дошкольной образовательной организации. Консилиум дошкольной образовательной организации действует на основе  соответствующего Положения  Министерства образования Российской Федерации (инструктивное письмо от 27.02.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Согласно этому документу, состав консилиума включает специалистов ДОО различного профиля и утверждается ежегодно приказом  руководителя. Основная цель работы консилиума – совместное обсуждение специалистами развития ребенка, обследованного каждым из участников консилиума индивидуально, выработка рекомендаций по обучению и воспитанию ребенка для ведущего специалиста, решение вопроса об изменении образовательного маршрута внутри ДОО, а при взаимодействии с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) – вне образовательной организации. Индивидуальный образовательный маршрут составляется на конкретного ребенка, который конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  воздействия.  В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого педагогом с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.[1]

Пример индивидуального образовательного маршрута:

Индивидуальный образовательный маршрут

на 2013-2014 учебный год

Ф.И.О. ребёнка  Никита К.    Дата рождения  26.04.2009г.

в МДОУ детский сад N4 г.Кола

Направление работы

Кол-во часов в неделю

Дата и время проведения

Задачи работы

Используемые программы и технологии

Форма проведения

Психологическая помощь

2

Вторник, четверг

15.40-16.10

Развитие коммуникативной сферы;

Обучение приёмам релаксации и саморегуляции, отреагирования негативных эмоций

 Игровые технологии; психогимнастика

Групповая

Воспитатель

-

Ежедневно

Формирование навыков самоконтроля и самооценки;

формирование учебной мотивации

Игровые технологии;

игры с правилами; ролевые игры

Индивидуальная

Групповая

Плавание

1

Понедельник

11.00-11.30

Снижение возбудимости, раздражительности;

развитие двигательных навыков

Игровые технологии, п/игры в воде, упражнения с инструктором

Групповая

Музыкальное

воспитание

1

Четверг

10.00 –10.30

Обучения приемам саморегуляции средствами музыки и ритмических движений. Формирование позитивной эмоциональной сферы.

Игровые технологии,

музыкальныеигры, театрализованная деятельность для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Групповая,

Подгрупповая

Физическое развитие

1

Пятница

 15.15-15.40

Развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности

П/и с правилами, упражнения в парах, подгруппах.

обучение самомассажу, игры для развития быстроты реакции, координации движений.

Подгрупповая

Работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи. В деятельности педагога и психолога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений: - это диагностическая деятельность, аналитическая, коррекционная работа, образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.[4] Работа с детьми  «группы риска» должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми «группы риска» является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Вся практика деятельности специалистов, сопровождающих образование детей «группы риска», в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребёнка при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию во время его нахождения в ДОО и создать адаптационный ресурс для начальной и средней школы, создать эффективный образовательный процесс. На деятельность ДОО в направлении развития детей «группы риска» влияет эффективная работа всей междисциплинарной группы педагогов и администрации.[7] Важным показателем является удовлетворённость ситуацией обучения и воспитания всех участников образовательного процесса – детей, родителей, педагогов и специалистов сопровождения. Причём речь идёт и о детях «группы риска» и их родителях, и так же о нормативно – развивающихся детях и их родителях.


Литература:


  1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ под ред.О.А. Денисовой. М., 2012
  2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/под ред. Л.М.Шипициной. Спб., 2005
  3. Новиковская О.А. «Логоритмика». Спб., 2005
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. Спб., 2003
  5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям  с проблемами в развитии. Спб., 2008
  6. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы/ под ред. Е.А. Каралашвили. М., 2007
  7. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2004
  8. ШироковаГ.А., Жадько Е.Г.Практикум для детского психолога.  Ростов н/Д, 2007
  9.  Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, у...

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.

Сосдание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс....

Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.

Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности работы с родителями в условиях дошкольного логопедического кабинета в ДОУ для детей с нарушением зрения

Статья посвящена описанию работы учителя - логопеда с родителями детей, чьи дети имеют нарушения зрения....

Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"

Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...