"Формирование представления детей о предметном и социальном окружении"
учебно-методический материал на тему

Горбунова Наталья Станиславовна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_goda_doklad.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование представления детей о предметном и социальном    окружении»

                                                                                        Воспитатель: Горбунова Н.С.

Хвалынск 2013г.

Доминирующей областью в моей работе  является познание.

Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие  продуктивной,  конструктивной деятельности;

- формирование элементарных математическихпредставлений;

- формирование видения целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- развитие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков.

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому актуальна проблема развития познавательной активности детей, т.е. активности, возникающей по поводу познания и в его процессе. Возможность познавать окружающий мир ребёнку обеспечивает деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие. Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период. Сущность познавательного развития – вхождение ребёнка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира.

В основу реализации образовательной области «Познание» мы взяли следующие принципы: развитие, природосообразности воспитания, психологической комфортности, взаимодействия, формирования деятельности, смыслового отношения к окружающему миру, здоровьесберегающий принцип и др.
Одной из ведущих видов детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является экспериментирование, когда ребёнок, выступая как исследователь, самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью наиболее полного их познания и освоения. Именно в этой деятельности развивается ребёнок психически, формирует свои способности.

Образовательный процесс выстраивается с учетом  использования разнообразных форм:

НОД (непосредственная образовательная деятельность) - Экскурсия, путешествие, игра, беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность и т.д.;

Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, конструирование, чтение художественных произведений, праздники, развлечения, и т.д.

Самостоятельная деятельность детей:  сюжетно-ролевые игры, общение, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование, конструирование, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающие игры.

Совместная деятельность с семьей. Родительские собрания, беседы, викторины, консультации.


Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым.  Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.
Знакомим с профессиями системы «человек — техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта — легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.);

Продолжаем знакомить с профессиями системы «человек — человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др.
Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа»:  садовник, хлебороб, рыбак.
В. И. Глотова указывает в своем исследовании на то, что дети старшего детского возраста не имеют ясных представлений о содержании труда работников сельского хозяйства, его разнообразии. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными и наивными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде.

На основании этих исследований я решила обогатить знания детей в этом направлении: формирование целостной картины мира и при ознакомлении детей с природой

При формировании целостной картины мира расширяются и уточняются представления детей о предметном и социальном окружении

  • Формируются представления о предметах, облегчающих труд людей.
  • Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах материалов.
  • Расширяются представления об элементах экономики и сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
  • Формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды  деятельности.
  • Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.

 Моя задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Помимо уголков природы,  у нас в  ДОУоборудована экологическая комната, в которой имеются разнообразные комнатные растения. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому я стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей  - экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Делая вывод   на сегодняшний  день  могу сказать, что дети имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знают правила поведения в природе и соблюдают их.

Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА,РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ на 3 квартал...

Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

№п/пТемаЦельИсточник1231Моя семьяФормировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена иотчества родных. Воспитывать любовь и уваж...

Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение

Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ ПРОФЕССИЯ МАТРОС.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ВООБРАЖЕНИЕ.ВНИМАНИЕ.УМЕНИЕ ФАНТАЗИРОВАТЬ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ.ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ МАТРОС.ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ В РОЛИ МАТРОСОВ НА КОРАБЛЕ.ХОД ЗАНЯТИ...