С думой о будущем: проблемы. поиски, решения
статья по теме

Медведенко Татьяна Леонидовна

heartРебенок - участник всех внутрисемейных событий - проникается тем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками. Поэтому с раннего детства родители, воспитатели и все его окружающие люди должны воспитывать разумные потребности и чувство долга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C думой о будущем:

проблемы, поиски, решения.

Воспитатель МКДОУ Митрофановский детский сад

D:\107_PANA\P1070353.JPG

С чего начинается воспитание? Оно начинается с того же, с чего начинается жизнь, - с постижения ребенком ближайшего окружения. Цель воспитательной работы – закладывать основы любви к семье, стране, к окружающим.

Мы хорошо знаем, что каждый ребенок начинается с семьи.

К.Д.Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ,- с ним выросло, отразило в себе всю его историю». Каждое движение взрослой души своими корнями уходит в детство. И от того, как оно прошло, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Дети – самое лучшее, что есть в жизни любого народа, любой страны. Эти маленькие человечки искренни, доверчивы, непосредственны. Они смотрят на мир широко распахнутыми глазами, в которых отражается наша совесть. И вырастут ли они добрыми, великодушными, оптимистичными или вберут в себя недостатки и пороки окружающего общества, во многом зависит от того, кто стоит у истоков формирования их характера и мировоззрения. Поэтому каждый взрослый в присутствии ребенка должен действовать так, чтобы вплоть до содержания наших мыслей и чувств ребенок мог подражать только доброму, истинному, прекрасному и мудрому.

Надо четко знать: все начинается с детства, и проще, эффективнее с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием, когда определенные формы реагирования, поведения уже сложились. Любой человек, выросший в определенной обстановке, становится ее источником. Воспитывая своих детей или руководя своими подчиненными, он бессознательно воспроизводит тот стереотип поведения, который когда – то сложился у него.

Как говорят исследователи, результат неудачного воспитания – закрепленные в детстве реакции. Они могут проявляться по - разному: либо человек старается уйти от проблем – желает стать маленьким, незаметным, либо он постоянно пытается подчинять всех своей власти, либо (в зависимости от обстоятельств) «надевает на себя различные маски». Жизнь диктует необходимость пересмотра многих основных позиций и установок -  диктует необходимость перестройки.  

Время бьет серьезную тревогу по поводу взаимоотношений и взаимопонимания между людьми. Это идет на всех уровнях – и в семьях, и в рабочих коллективах, и между различными коллективами, вплоть до отношений между народами и странами мира.

Вернемся к заглавию статьи.

Мы переживаем сейчас сложное и острое время. Проблема номер один – это установление прочного и надежного мира не только у нас в стране, но и в странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках) и на всей планете. Это для всех очевидно, ведь речь идет о выживании человечества на Земле.

Проблема номер два связана с нашими маленькими гражданами.D:\107_PANA\P1070364.JPG

Наши дети живут в сложном, многогранном  мире. Но последнее время, почему то кажется, что у него, как у медали, только две стороны: с одной стороны – материальное благополучие, которое должно бы идти на поводу у человека, а не наоборот, и духовный, нравственный кризис -  с другой. А ведь мы обязаны растить наше будущее  здоровым  и физически и нравственно, растить их свободными и счастливыми.

Еще в ХVII веке Я.А.Коменский писал: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира». Академик А.Н.Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить потенциал целого народа». Для непосвященных и непричастных эта проблема весьма завуалирована, тем более что сами дети не могут ее ощущать и говорить о ней нам, взрослым. Но посвященных она очень и очень волнует, ведь это наши дети, от нас зависит их счастье и здоровье, а от них, в конечном итоге, зависит наша жизнь, судьба наших завоеваний, осуществление родительских надежд.

Многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку материальных удовольствий, объясняя это: «У нас же этого не было такого достатка».

С этим доводом нельзя не согласиться: время сейчас такое, когда наши запросы легко удовлетворяются. Но именно поэтому в наши дни, когда материальный уровень семьи постоянно растет, вопрос о воспитании у детей разумных потребностей приобретает особую остроту. Потребности рождают желания. Однако если в ребенке не сформируют дисциплину желаний, то он никогда не будет по – настоящему счастлив, ведь всегда ему чего – то будет недоставать, сначала самой малости – «диковинной» игрушки, потом чуть больше – модных джинсов, а потом любой ценой (даже ценой жизни другого человека) машины…

Как не допустить, чтобы у ребенка возникла безудержность желаний? Какая сила способна противостоять этому пороку?

«Этой могучей силой является труд, который должен стать естественным состоянием человека, его привычкой»- говорил В.А Сухомлинский. Воспитание в процессе труда помогает растущему человеку в конечном счете осознать цену труда, затрачиваемого родителями на приобретение всего, чем пользуется семья, учит умерять свои запросы, не выходя за пределы общесемейного уровня потребностей. D:\106_PANA\P1060975.JPG

На формирование потребностей детей огромное влияние оказывают весь уклад жизни семьи, ее социальные установки, интересы взрослых. На ребенке не может не сказаться, что выступает в семье на первый план: интересы личные или общественные; стремление взрослых окружать себя «престижными» вещами (подчас даже ненужными, зато модными) или обогатить себя нравственными ценностями. На поведении ребенка сказывается и многое другое: умеют ли родители ограничивать свой достаток в пределах разумного или страдают, что «есть у других» и чего нет у них; о чем ведут разговор папа и мама, выясняют личные отношения, каков круг друзей семьи. Ведь это и многое другое характеризует нравственный уровень семьи. Только в семье дети получают все исходные установки. Сила воздействия семьи на ребенка огромна. Все, заложенное в детстве (хорошее или плохое), прочно и устойчиво. Нравственность любого ребенка начинается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитет и кто не имеет на него влияния – все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания. Важно, чтобы ребенок мог анализировать поступки других и свои собственные, важно соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища». Воспитание стремления «чистить свой дом, наводить в нем порядок», приумножать свои положительные качества и избавляться от плохих – залог успешного формирования духовности маленького человека, его нравственного поведения. Для детей важно не зазубривать и выдавать без запинки правила нравственного поведения, а научиться размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть его корни, способность развивать в себе умения доброго волшебника, а именно, ощущение того, что ты обладаешь богатством, которое приносит пользу тебе, украшает тебя и которое можно подарить другим людям.

Почему же некоторые дети, подрастая, утрачивают добрые чувства к родителям, перестают считаться с их мнением, забывают об ответственности и долге перед ними? Кто виноват в том, что взрослые дети (уже имеющие своих детей!) по – прежнему продолжают смотреть на родителей с точки зрения эгоиста и потребителя?

Причин немало, но главная из них – воспитание на переизбытке, на родительской безотказности. Пример тому: выброшенные в подъезды престарелые родители, переполненные дома престарелых и самое страшное -  при живых родителях брошенные дети. Ребенок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, усваивает: ему обязаны все, он – никому.  

Вот почему важно, чтобы потребности ребенка не шли в разрез с требованиями семейного коллектива, согласовывались с мнением отца и матери, вытекали из чувства долга перед ними и окружающими людьми. А чувство долга начинается с сознания необходимости делать то и поступать так, как этого требует большинство.

Чувство долга перед родителями (еще одна из важных проблем современности), умение проявить сыновнее внимание тогда, когда это будет необходимо в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Оно, это чувство, формируется всей предшествующей жизнью.

Чувство долга вырастает из недр детства благодаря целенаправленному воспитанию ребенка, и проявляться оно должно прежде всего в уважительном, чутком отношении к близким. В.А.Сухомлинский, обращаясь к своим воспитанникам, призывал их не только всегда помнить о долге перед родителями, но и воплощать его в повседневных и конкретных поступках, не переступая той грани в отношениях с близкими, за которой начинается иждивенчество, эгоизм:

нельзя бездельничать, когда трудятся старшие;

нельзя оставлять старших в одиночестве;

нельзя садиться за стол, не пригласив старших;

нельзя требовать у старших то, чего у них нет;

нельзя смеяться над старостью;

нельзя пререкаться со старшими;

нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не позволяет себе;

нельзя делать то, что осуждают старшие.

Эти советы – целая программа воспитания. Обращенные к детям, они имеют самое прямое отношение к родителям и  современному обществу в целом, ведь сегодняшний малыш в дальнейшем станет поступать по законам совести, если мы начнем всем миром готовить его к этому сейчас, то есть умерять свое «Я хочу» ради «Я обязан».

Девизом в жизни каждого человека должны стать слова: «Твори добро на всей планете и пусть его сполна получат дети».

Дети – семена жизни. Дадут положительные всходы семена – будет хлеб на столе, будет соль, будут цвести розы, будет красота. Будет продолжаться жизнь!

D:\107_PANA\P1070412.JPG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Сценарий конференции для родителей и педагогов Воспитание самостоятельности у детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения.

Сценарий конференции для педагогов и родителей "Воспитание самостоятельности детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения."...

Тезисы творческой работы «Способы совершенствования профессиональной культуры учителя современной школы», победитель регионального конкурса «Грани педагогического исследования» в номинации «Подготовка будущего учителя: проблемы, поиски, решения»

Проблема профессиональной культуры современного учителя все более актуализируется в связи с возрастающими требованиями к педагогической деятельности в условиях постоянного реформирования российского о...

Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"

Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"...

"Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем"

На странице 11 выпуска № 17  газеты "Шахтерская правда"  в городе Прокопьевске размещена статья "Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем". Статья о моей про...

Развлечение в средней группе «Эколята – дошколята». Думать о будущем – помнить о настоящем!

В интересной игровой форме развлечения, формировать у детей основы экологической грамотности. Сценарий содержит интересные игры и задания, музыкальные и физкультурные номера, предполагающие участия ро...