«Эстетическое воспитание в контексте ознакомления с детской литературой» Памятка для педагогов
консультация по теме

Давидовская Наталья Александровна

Пвмятка для педагогов "Эстетическое воспитание в контексте ознакомления с детской литературой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка

Для Вас, коллеги!

Эстетическое воспитаниеD:\МАМА\Детский сад\ОФОРМЛЕНИЕ\группы\Звездочки\!!!\5-1.jpg

в контексте ознакомления

с детской литературой

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален потому, что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности.

Эстетическая культура человека закладывается в детстве, формируются основы того отношения к искусству, литературе, красоте, плоды которого человек пожинает всю свою жизнь. Уважаемые педагоги! Мы должны помочь детям не только овладеть определенным запасом знаний, умений и навыков, а научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.

         Наши дети – люди будущего. Они должны вырасти влюбленными в жизнь, в прекрасное, творчески устремленными к нему. Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие.

Художественная литература - самый доступный и в то же время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры ребёнка. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного. Слово - могучий способ оттачивания, воспитания утонченных чувств. Педагогическая  задача состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного.

Литература призвана закладывать в детях тягу к красоте, доброте, справедливости. Художественная литература ценна тем, что естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений.

        Для углубленного понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов, сказок, в процессе которых в старшем дошкольном возрасте осуществляется элементарный анализ произведений. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводя к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроиться на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному. Знакомя ребят с текстом сказки, рассказа, применяя при этом иллюстрации из книги, плоскостной театр, фланелеграф или слушание грамзаписи музыкально-литературной инсценировки, воспитатель задает детям вопросы. Показывая иллюстрации, воспитатель одновременно комментирует их текстом стихотворения. Это усиливает восприятие и способствует лучшему запоминанию.

В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, просмотр репродукций картин.

Наблюдая во время зимней экскурсии покрытые инеем деревья, можно сказать детям «Как сказочное царство Деда Мороза» и прочитать стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Это обогащает и углубляет не только эстетическое восприятие предметов и явлений, но и речь детей, делая ее более богатой, образной и выразительной.

Стихотворение И. Бунина «Оттепель», Н.Заболоцкого «Оттепеель» можно сопроводить рассматриванием  картин Ф.Васильева «Оттепель», А.Саврасова «Ранняя весна. Оттепель», музыкой Э. Грига «Весной», А.Вивальди «Весна» (1 часть из цикла «Четыре времени года»).

Можно провести занятие после совместной прогулки, во время которой легко расставить нужные акценты на явлениях природы. При чтении стихотворения Н. Заболоцкого строки поэта быстрее и легче наполнятся смыслом, заиграют сказки.

Можно задать вопросы детям по содержанию стихотворения: Какое настроение вызывает стихотворение? Какая по характеру оттепель? (Какая может быть еще?) Объясните образные сравнения. Где вы сами видели такое?

Занятие можно завершить творческой деятельностью (рисование, поделка из природного материала, мини-концерт).

Так же полезно использовать игру — поиск «Найти героя по описанию». (Игра направлена на развитие познавательного аспекта восприятия). После пройденных произведений дети получают задание описать внешность и поступки.

Суждения детей приобретают эстетическую окраску в результате активного применения в речи сложных речевых конструкций, выражающих собственные эстетические оценки.

Важным звеном эстетического восприятия является изучение литературы, и в частности поэзии. Особое внимание надо отвести поэзии, игровой театрализованной деятельности, конкурсам чтецов. Театральные представления помогают зрителям участвовать в творческом процессе, так как способствуют развитию чувства сопереживания героям. Дети становятся свидетелями развивающихся событий, одобряя или порицая их.

Восприятие и постижение художественного литературного произведения доставляют юному читателю эстетическое наслаждение, влияют на его духовный мир, формирование потребностей, мотивов поведения.

Роль литературы в современной духовно-ценностной ориентации людей особенно велика. Педагоги! Нам важно знать, какие произведения попадают в круг детского чтения, какова их идейно-художественная ценность, нравственная направленность. Познание жизни с помощью художественных произведений помогает детям сформировать свое идейно-эстетическое отношение.

Имеются известные различия в эстетических запросах мальчиков и девочек. Девочки больше склонны к лирике, в большей мере интересуются поэзией. Интересы мальчиков, как правило, обращены к современному искусству, их привлекают героика, художественная фантастика, комедия. Мальчики более критичны в отношении к общепринятым эстетическим и нравственным оценкам.

Развитие культуры чтения является одним из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. Дети учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ребёнок начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, то есть передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом.

Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. Изучение детской литературы не может не стать толчком для духовного и нравственного роста маленького человека, для зарождения у него искр познания, самых чистых и светлых чувств, которыми только и жива душа человека. C:\Documents and Settings\вроткомпот\Рабочий стол\совместная деят.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МАЛОЙ РОДИНЫ.

В последнее время возрос  интерес  к проблеме  художественно-эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношений к действительности, средству нравственного и у...

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы

Эстетическое воспитание детей средней группы детского сада посредством чтения художественной литературы Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личн...

Создание психологического комфорта в группах детского сада (памятка для педагогов)

В памятке приведены комплексы упражнений, разработанные совместно с педагогом-психологом, помогающие воспитателю снять эмонационального, телесно-мышечного напряжениянастроится на совместную работу...

Эстетическое воспитание дошкольника в условиях детского сада

Понятие эстетического воспитания. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста....

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна "Город мастеров"

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с элементами детского дизайна. Гатаулина Н.И.Емельянова Н.Н.воспитатели «МБДОУ Ровень...

Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада...

Структура проведения НОД по двигательной деятельности в младшей группе детского сада (памятка для педагогов)

Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития, обеспечить овлад...