Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.
статья по теме

Михайлова Елена Владимировна


Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

       В условиях новых научно-технических достижений XX-XXI вв. по изменению природы человека, связанных с информатизацией и глобализацией человеческого общества, новое поколение меняется соматически, психически, ментально, а значит - духовно. В сфере образования и самообразования человек в условиях новых технологий,  широко вовлечен в новую форму своего бытия - в виртуальную реальность. Колоссальное воздействие телевидения, рекламы, компьютерных технологий, сети Интернет меняет целостную картину мира, сознание, отношение человека к окружающему миру, к другим людям и к себе самому.              

       Таким образом, в настоящее время достаточно актуальна проблема эмоционального воспитания дошкольников. Можно с уверенностью сказать, что через специально организованное взаимодействие педагога с детьми в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система личностных свойств ребенка. Таким образом, актуальной становится задача выявления способов, активизирующих эмоциональное развитие детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

        Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться эмоции и чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) проявляются в виде подсознательных реакций субъективного характера на происходящие события. Эмоциональное развитие ребенка - это важнейшая сфера, которой зачастую уделяется недостаточно внимания родителями и педагогами. Особенность эмоционального развития ребенка - это наглядность, малыш видит конкретные образы - сказку, рисунок, выражение лица или слезы, это волнует малыша. Ребенку сложнее воспринимать рассуждения или абстрактные образы, легче - наглядные. Поэтому важно показывать ребенку эмоции во время просмотра мультиков или чтения книг: «вот кот плачет, ему обидно», на улице: «ребенок смеется, ему весело, он рад, что катается с горки», дома: «папа устал, он не улыбается, лег отдохнуть», везде, где есть их проявления. Важным для психического развития ребенка является четкое осознание своего состояния ребенком, умение и желание делиться переживаниями.

       Другая особенность эмоционального развития ребенка - это выход эмоций наружу, у детей, как известно, все написано на лице, сознательно скрыть или побороть чувства малыш не может. Ребенок находится в плену своих переживаний, эмоции главенствуют над разумом, и лишь постепенно в процессе развития ребенок учится управлять ими. В среднем возрасте малыш уже может управлять своими чувствами и сознательно употреблять для того, чтобы проинформировать о чем-либо окружающих.

        В педагогическом процессе художественная литература также выступает как средство эмоционального развития. Художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей. Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное
воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе.  

        Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

       Таким образом, художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ....

"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....

"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоций у детей дошкольного возраста....

«Развитие эмоциональной сферы детей посредством художественной литературы»

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениям...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться эмоции и чувства. Изменения в эмоциональной сфере...