ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Губанова Галина Григорьевна

В последнее время уделяется особое внимание формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Перспективный план по формированию основ толерантности будет интересен для старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Его можно использовать как  вариативный компонент программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_tolerantnosti.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

     Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

     В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций.

     Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.  

     Поволжье – многонациональный регион, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

     В 2014 году бала разработана муниципальная программа городского округа Самара «Самара многонациональная» на 2014-2016 годы.

     Цель программы:

- обеспечение условий гармоничного развития межнациональных отношений и этнокультурной комфортности для всех жителей г. Самары.

Основные направления работы:

- дополнительное образование в сфере межличностных отношений жителей г. Самары;

- создание в городе благоприятной информационной среды и др.

     В связи с этим, как следствие должны поменяться компетенции педагога.

Основные компетенции педагогического работника (в требованиях к условиям реализации Основной образовательной программы ФГОС ДО):

•создание условий для позитивных,  доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным социально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям (и);

•для организации конструктивного взаимодействия в группе;

• вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения;

•уважение индивидуальности каждого ребенка, его прав - быть непохожим на других.

     Основные задачи, направленные на становление первичной ценностной ориентации и социализации воспитанников (в соответствии со Стандартом):

•формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине;

•овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений.

   Пути и способы применения средств этноэтикета для формирования основ толерантности у старших дошкольников (в соответствии с требованиями Стандарта):

- Основная образовательная программа:

а) обязательная часть;

б) часть, формируемая участниками образовательных отношений:

1) она может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно)

2) может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

     В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.

2. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д.

3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры.

4. Художественно-эстетическое – на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре.

5. В направлении физического развития детей следует обратить внимание на овладение подвижными играми с правилами.

     Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили меня начать разработку данного проекта.

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи данного проекта:

1. Создать условия в ДОУ для формирования основ толерантности детей дошкольного возраста.

2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей воспитанников.

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

     

Перспективный план

по формированию основ толерантности у старших дошкольников на традициях этноэтикета

(на основе этнокультур Поволжья)

Сентябрь

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Беседа "Россия - Родина моя многонациональная"

Знакомство с традициями русского народа

Знакомство с традициями мордовского народа

Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей мордовской национальности.

Речевое развитие

Чтение стихотворения М. Исаковского "Поезжай за моря-океаны"

Чтение русской народной сказки

Чтение мордовской  народной сказки

Заучивание мордовских пословиц и поговорок

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с элементами русского орнамента.

Выкладывание орнамента из геометрических фигур.

Аппликация "Русские узоры"

Знакомство с элементами мордовского  орнамента.

Выкладывание орнамента из геометрических фигур.

Аппликация "Мордовские узоры"

Физическое развитие

Русская народная игра "Горелки"

Мордовская народная игра "Котёл"

Октябрь

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Знакомство с традициями татарского народа

Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей татарской национальности.

Знакомство с традициями чувашского народа

Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей чувашской национальности.

Речевое развитие

Чтение татарской народной сказки

Заучивание татарских пословиц и поговорок

Чтение чувашской народной сказки

Заучивание чувашских пословиц и поговорок

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с элементами татарского орнамента.

Выкладывание орнамента из геометрических фигур.

Аппликация "Татарские  узоры"

Знакомство с элементами чувашского орнамента.

Выкладывание орнамента из геометрических фигур.

Аппликация "Чувашские узоры"

Физическое развитие

Татарская народная игра "Продаём горшки"

Чувашская народная игра "Хищник в море"

Ноябрь

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Рассматривание русского национального костюма

Национальные блюда русского народа.

Рассматривание мордовского национального костюма

Национальные блюда мордовского народа.

Речевое развитие

Чтение русских колыбельных.

Чтение русской народной сказки

Чтение мордовских колыбельных.

Чтение мордовской народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Слушание русских колыбельных (аудио, видео запись)

Слушание русских народных песен (аудио, видео запись)

Слушание мордовских колыбельных (аудио, видео запись)

Слушание мордовских народных песен (аудио, видео запись)

Физическое развитие

Русская народная игра "Жмурки"

Мордовская народная игра "Салки"

Декабрь

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Рассматривание татарского национального костюма

Национальные блюда татарского народа

Рассматривание чувашского национального костюма

Национальные блюда чувашского народа

Речевое развитие

Чтение  татарских колыбельных.

Чтение татарской народной сказки

Чтение чувашских  колыбельных.

Чтение чувашской народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Слушание татарских колыбельных (аудио, видео запись)

Слушание татарских народных песен (аудио, видео запись)

Слушание чувашских колыбельных (аудио, видео запись)

Слушание чувашских народных песен (аудио, видео запись)

Физическое развитие

Татарская народная игра "Займи место"

Чувашская народная игра "Луна или солнце"

Январь

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Праздники русского народа

Русские национальные музыкальные инструменты

Праздники мордовского народа

Мордовские национальные музыкальные инструменты

Речевое развитие

Чтение стихов русских поэтов

Чтение русской народной сказки

Чтение стихов  мордовских поэтов

Чтение мордовской  народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Рисование "Украшение одежды русским орнаментом"

Русские народные танцы (просмотр видео)

Рисование "Украшение одежды мордовским орнаментом"

Мордовские народные танцы (просмотр видео)

Физическое развитие

Русская народная игра "Краски"

Мордовская народная игра "Круговой"

Февраль

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Праздники татарского народа

Татарские национальные музыкальные инструменты

Праздники чувашского народа

Чувашские национальные музыкальные инструменты

Речевое развитие

Чтение стихов татарских поэтов

Чтение татарской народной сказки

Чтение стихов чувашских поэтов

Чтение чувашской  народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Рисование "Украшение одежды татарским орнаментом"

Татарские  народные танцы (просмотр видео)

Рисование "Украшение одежды чувашским орнаментом"

Чувашские народные танцы (просмотр видео)

Физическое развитие

Татарская народная игра "Мяч по кругу"

Чувашская народная игра "Кого вам?"

Март

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Неофициальные символы русского народа

Русские народные игрушки

Неофициальные символы мордовского народа

Мордовские народные игрушки

Речевое развитие

Мифы и легенды русского народа

Чтение русской народной сказки

Мифы и легенды мордовского  народа

Чтение мордовской  народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание элементов русского народного танца

Изготовление русского народного костюма (работа  подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды)

Разучивание элементов мордовского народного танца

Изготовление мордовского народного костюма (работа  подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды)

Физическое развитие

Русская народная игра "Заря"

Мордовская народная игра "Раю-раю"

Апрель

Образовательные области

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Познавательное развитие

Неофициальные символы татарского народа

Татарские народные игрушки

Неофициальные символы чувашского народа

Чувашские народные игрушки

Речевое развитие

Мифы и легенды татарского  народа

Чтение татарской народной сказки

Мифы и легенды чувашского  народа

Чтение чувашской народной сказки

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание элементов татарского народного танца

Изготовление татарского народного костюма (работа  подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды)

Разучивание элементов чувашского народного танца

Изготовление чувашского народного костюма (работа  подгруппами - каждая подгруппа украшает один элемент одежды)

Физическое развитие

Татарская народная игра "Спутанные кони"

Чувашская народная игра "Расходитесь!"

Май (мониторинг)

Целевой ориентир "У ребенка  сформированы знания о малой Родине, уважительное отношение к традициям народов Поволжья, стремится  к проявлению толерантности"

п/п

Фамилия, имя, ребёнка

сформированы основы уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине

овладел элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений

Итоговый показатель по каждому ребенку

(среднее значение)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

Итог. показатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ толерантности в условиях семьи и образовательных учреждений.

Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди.  Бернард Шоу.  Проблемы воспитания подрастающего пок...

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Формирование основ толерантности

Предлагаю вашему вниманию формы работы с этнокалендарем...

Проектная работа. «Обновление дошкольного образования в контексте государственного образовательного стандарта ДО» 

Проектная работа по программе курсов повышения квалификации«Обновление дошкольного образования в контексте государственного образовательного стандарта ДО»«Театральная сказка»...

Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта»

Особенности формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта»...