Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
консультация на тему

Логачева Елена Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Логачева Е.Н.

 

 

 

                                                                                      «Как у маленького деревца,

 еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит

 жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства

безграничной любви к Родине.»

                                                                                                (В.А. Сухомлинский)

 

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране;
  • К природе родного края;
  • К культурному наследию своего народа;
  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного  отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в много кратных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.  сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т.д.).
  • Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе.
  • Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
  • Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества.
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении , бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, труда.

Список использованной литературы:

  1. www.nsportal.ru
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитании. В ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 192 с.
  3. Комратова Н. Г, Грибова Л.Ф. патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 208 с.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе». Сакавичене О.В./ журнал «Ребенок в детском саду». – 2006. - №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"....

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

« Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

       Особенностями проявления патриотических чувств  у  детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что ...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...