Посиделки "Весенние сказки" из цикла "Сказки у свечи"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Самарская Наталия Геннадьевна


Занятие - посиделки "Весенние сказки" из цикла занятий "Сказки усвечи" направлено на воспитание нравственных начал через всприятие сказок, имеющих общечеловеческие ценности, на воспитание у детей любви к народному творчеству, к родной природе, к сказкам. Дети учатся работать в группах, принимать совместные решения. продолжают развивать умение управлять куклами в кукольном театре, перевоплощаясь в кукольных героев. Введение АМО позволяют провести занятие более продуктивно, творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_vesennie_skazki.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Посиделки «Сказки у свечи»

«Весенние»

1. инициация (начало образовательного мероприятия, знакомство)

Метод  знакомства «Маленький снежок»

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я вас позвала к себе на посиделки и , как всегда, зажгла для вас свечу. Как у нас хорошо, уютно, тепло. А за окошком воет ветер, метет пурга, хотя там, на Большой земле, уже потеплело, и снега почти нет… А,  давайте поиграем? Я принесла вам по маленькому комочку снега, возьмите его в ладошку и немного подождите…Что происходит, ребята?

Ответы детей:  Снежок тает.

Вед: А почему он тает, дети?

Ответы детей:  От тепла ладошек.

Вед: Да, мы отдаем ему свое тепло, вот так тает снег от тепла солнышка. Значит наши ладошки как маленькое солнышко! Давайте, дети, мы подышим еще на снежок, и скажем ему тихонечко доброе слово. Ну, вот и растаял наш снежок от тепла наших ладошек и души, ведь мы говорили ему добрые слова.  Теперь соберем водичку от снега в стакан, и польем вот этот цветочек. Все наше тепло мы подарили цветочку, посмотрим, понравится ли это цветочку на следующем занятии.

2. вхождение или погружение в тему (сообщение целей образовательного мероприятия)

Вед: Что – то Кузеньки не видать и не слыхать, неужто он про сказочки забыл?

Кузя: И ничего я не забыл! Расшумелись тут, подумать, помечтать не дадут! Ой, беда, беда, огорчение….

Вед: Да, какая же беда у тебя, Кузенька! Да и не шумели мы вовсе! Что – то ты какой –то сердитый маленько, ворчишь на нас? А, я знаю, знаю почему! Ведь сказок – то давно не было, ты видать, как все домовые поспал маленько, этак месяца четыре, а после сна,  когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, или когда воспитатели будят, то часто бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой Кузенька имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. Наш то Кузя хоть ворчит, а вот в давние времена, домовой тут же начинал шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех  людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день, приходили ряженые.

Приход гостя в костюме ряженого

(шуба наизнанку, рога на голове, поет, танцует, детей бодает)

Гость:

Топу, топу ногами,

Колю тебя рогами,

Забодаю, забодаю,

Забодаю!

Коль не встанете все в круг,

Хоровод не поведете,

Да мне песню не споете!

(Дети водят хоровод под русскую народную музыку, ряженый внутри круга, старается боднуть их, но рук нельзя разрывать)

Вед: Ну, что, Кузенька, проснулся, развеселился?

Кузя: Ага, спасибо, большое, порадовали домовёнка, уж и я в долгу не останусь, игрушки помогу прибрать, порядок в шкафчиках наведу… Да и
я просто что – то задумался маленько, размечтался…

Вед: Вот, вот… время такое наступает, когда все становятся мечтательными и маленько рассеянными.

Кузя: Что это за время такое? Ой, беда, беда, огорчение….

Вед: И вовсе , Кузенька, не огорчение! Вот послушай- ка песенку!

Светит солнышко в окошко,

Хоть на улице мороз,

Всё ж теплей стало немножко,

И уже не щиплет нос!

За окошком кто-то плачет,

Слезки капают – капель!

Только что всё это значит,

Если слышим птичью трель?

Что тут можем мы сказать,

Видать пора весну встречать!

Вед: Так о чем мы сегодня  на наших посиделочках будем говорить?

Ответы детей: О весне.

Вед: Да, ребята, о весне и обо  всем, что с нею связано в сказках.

3. Метод выяснения ожиданий

« Капель»

Вед: Вот у нас нарисованы сосульки, но пока они не тают. Если в конце занятия мы с вами узнаем много нового о весне, о сказках, то они обязательно начнут таять! Чем бы вы, ребята, хотели позаниматься сегодня на посиделочках?

Ответы детей: играть, петь, слушать сказки, радоваться и т.д.

Вед:  Ну, что ж, посмотрим в конце занятия,   сбудутся  ли ваши ожидания!

 Итак, издавна в последнюю неделю марта, вплоть до 1 апреля, отмечают именины домовых. Так что, дорогой Кузенька, ты у нас сегодня именинник!

4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Кузя: Ой, батюшки мои, а я и не знал! Какой я радый, ведь у меня никогда не было именин!

Вед: Кузенька, нужно говорить не радый, а как я рад, или какой я радостный. Мы тоже за тебя с ребятами рады. И вот мой  подарок тебе, Кузенька, сказка про тебя.

Сказка про Кузю и весну.

(тихо звучит музыка, русская народная мелодия)

Вед: Однажды Кузя проснулся от того, что на нос ему что-то капнуло, потом ещё и ещё…

Кузя: Это я ещё когда у Бабы-Яги жил.

Вед: Прямо с потолка падали капли. Что  случилось, почему потолок роняет капли и откуда они? Кузя выглянул в окошко и увидел, что сосульки плачут! Капли звонко шлепались вниз, создавая перестук: как-кап, кап-кап, кап-кап. Он натянул тулупчик, шапку, валенки и выскочил на крылечко. А там! Капли падали отовсюду! С сосулек, с края крыши, с веточек деревьев! Солнышко стало таким ярким, да и пригревало очень хорошо, не то, что зимой! Кузя  посмотрел на крышу, а там сугроб, который ещё вчера лежал на крыше словно большая шапка, сегодня съёжился и стал совсем небольшим. «Так вот что капало мне на нос – это плакал снег! Он таял  и плакал…»  Солнышко пригревало и снег таял на глазах.

Кузя глубоко вдохнул. Воздух пах чем-то особенным, Кузя даже не мог понять чем. Запах был какой- то особенный, свежий и …радостный, если так можно сказать про запах.

«Так вот она какая, весна!»- прошептал Кузя. А кот, который вышел с ним на крылечко, промурлыкал: « Подожди, то ли ещё будет…»

Кузя: Да, я помню, всё так и было…А вы ребята знаете приметы весны, что-то я подзабыл маленько…Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Не расстраивайся, Кузенька, сейчас тебе ребята подскажут, что бывает, когда весна наступает.

Ответы детей: признаки весны.

Вед: Вспомнил, Кузенька, приметы весны? Помогли дети, молодцы. Сейчас я предлагаю разбиться на две команды и выполнить несколько заданий.

Кузя: Какая команда быстрее и правильнее выполнит задание, получает от меня приз!

Вед: Вот как здорово! Первое задание - решить один небольшой кроссворд.

Задание № 1.

Групповой игровой метод в виде дидактической игры «Кроссворд»

Составьте ключевое слово «Весна»

(дети делятся на две команды, решают кроссворд)

Как звали бурку – коня? (сивка)

Кто по возрасту был Мороз?(дед)

Что есть в начале каждой сказки? (присказка)

Какое злаковое растение кто-то повадился мять и топтать? (пшеницу)

Как звали внучку, которую медведь в коробе с пирожками нес. (Машенька)

Кузя:  Быстро – то как решили кроссворд! Значит, знают наши дети сказки! Молодцы! А ключевое слово – то какое? Я же пока читать не совсем умею…ой, беда, беда, огорчение….

Вед: Не огорчайся,  Кузенька, какие твои годы, ещё научишься! А,  давайте-ка, я дам вам задание,  в котором и Кузя сможет поучаствовать! Я буду читать отрывок из сказки, а вы, ребята, должны узнать, какая это сказка! Может и Кузенька знакомую сказочку отыщет!

Презентация «Картинки из сказок» (если ответ правильный, на экране появляется картинка из этой сказки)

Задание № 2. « Узнай сказку»

  1. “Тут печь как крякнет, да как повернётся из стены и пошла, пошла! Из избы в сени, из сеней во двор, со двора на улицу да в город”. (По щучьему велению, по моему хотению)
  2. “Тут налетели гуси, давай кричать, давай гоготать; Подхватили Иванушку на крылья и унесли”. (Гуси-лебеди)
  3. “Иван – царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашёл в вязкое болото”. (царевна-лягушка)
  4. “А коза с козлятами пошла домой жить, молоко пить, добра наживать, песни распевать” (Волк и семеро козлят)
  5. “ Не плачь деда, не плачь баба, я снесу вам яичко не прёстрое, не вострое, не красивое, да простое, вкусное!”
  6. “Уж как по полю лисичка бежит, У дверей остановилась и кричит: Кто, кто в домике живёт? Кто, кто в невысоком живёт?”(Теремок)
  7. “Бабка за детку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку; Тянут – потянут: Вытянули репку!”(Репка)

Вед: Молодцы! И с этим заданием справились!

Кузя: А мне особенно картинки понравились из сказок… Люблю картинки рассматривать. Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Любишь картинки рассматривать? Давай попросим ребят нарисовать тебе картинки из сказок к следующим посиделочкам!  Пусть это будет им как домашнее задание. И тебе приятно, и дети вспомнят свои любимые сказки!

Кузя: Ой, хорошо - то как! Я буду очень радый…то – есть рад! Теперь я правильно сказал, ребята?

(Ответы детей)

Задание № 3. “Собери сказку - мозаику” 

Вед: Собери мозаику – сказку, назови её, вспомни главных героев, чему  нас эта сказка  учит?  В этом задании,  дети, вас будут оценивать консультанты – ваши воспитатели. (тихо звучит музыка, русская народная мелодия)

(Для каждой группы даётся  картинка, фрагмент сказки, разрезанная на несколько частей.  Дети вместе собирают картинку, обсуждают  название сказки, о чём, чему нас учит эта сказка. Воспитатели- консультанты  оценивают умение работать в группе, активность детей в обсуждениях)

Релаксация

Вед: Пока жюри решает, какая же команда победила, давайте-ка, ребята, с Кузенькой в «Каравай» поиграем!  Нашего именинника порадуем!

(дает Кузю ребенку, в ходе игры кукла переходит от ребенка к ребенку)

Кузя: Вот спасибо, вот наигрался, вот это подарочек! Я тоже в долгу не останусь!

Вед: Ну, что ж, подведем итоги игры команд!

(Жюри объявляет результат) 

Дискуссионные методы (групповой анализ ситуации морального выбора)

Вед: Победила вот эта команда!

Кузя: Вот я ей и дарю сладкий приз! (раздает детям по 2 петушка). А вы, бедняжки, оставайтесь без петушков, пусть ваши товарищи аж за обе щёчки едят свои петушки…Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Кузя, ах ты шалун этакий, ведь это ты ребят проверяешь, да? Да они сами догадаются, что нужно сделать, ведь они у нас не только умные, но ещё  добрые, не жадные!

(Дети совещаются, решают отдать по второму петушку товарищам)

Кузя: Так ведь я и не сомневался, так маленечко проверить хотел….

Вед: Ну, ладно, Кузенька! Ведь ты у нас сегодня именинник, тебе все прощается!

Вед: Совсем недавно мы с вами играли в кукол для кукольного театра. Давайте сегодня обыграем сказку «Заюшкина избушка» с помошью этих кукол, будем показывать кукольный театр Кузеньке, нашему имениннику и гостям. Я буду рассказывать сказку, а вы, ребята, показывать.

Имитационный игровой метод

Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка» в кукольном театре.

Вед: Понравилась вам, ребята, обыгрывать сказку?

Ответы детей.

Кузя:  А как мне - то понравилось! Спасибо вам ребятки, вы настояшие артисты! Вот это подарок, так подарок! Давно я так не радовался!

 Вед: А ещё ребята, у меня для вас и для Кузеньки есть подарок музыкальный. Хотите послушать?

Песня «Домовёнок»,

слова Самарской Н.Г, музыка Скурихина В. П.

(слова и ноты в приложении №2)

5. Реффлексия.

Вед: Ну вот, мои дорогие!Наше занятие подходит к концу и я хочу, чтобы вы обратили своё внимание на наши сосульки. Сейчас мы вспомним, что мы с вами узнали на наших посиделочках и посмотрим, начнут ли они таять, наступит ли у нас весна .

Вопросы детям:

  1. Какой праздник отмечали на Руси ранней весной, в конце марта, 1 апреля?
  2. Что нужно сделать, чтобы умаслить, задобрить домового?
  3. Какие приметы весны мы вспомнили?
  4. Что разбудило Кузю в избушке у Бабы-Яги?
  5. Справились ли мы с заданием, решив  кроссворд? Какое было слово спрятано?
  6. Справились ли дети с заданием, узнавая по отрывку сказку, собирая мозаику?
  7. Чему хотел научить нас Кузя, дав победителям по два петушка?
  8. Понравилось ли вам обыгрывать сказки в кукольном театре?

(По мере ответов детей к сосулькам наклеиваются капельки)

Вед:  Посмотрите, ребята, наши сосульки  начали таять, а это значит , что весна пришла! И пусть у нас весна только по календарю, но скоро, я вас уверяю, она придет к нам в заполярье и порадует нас своими приметами!

 Понравились ли вам наши посиделочки? Какое у вас настроение вы покажите мне с помощью ваших ладошек. Если хорошее — раскройте ладошки, как будто солнышко с лучиками двумя ручками и поиграйте лучиками – пальчиками. Если не очень – раскройте одну ладошку – пол солнышка, ну, а если совсем плохое, то ваше солнышко не подарит нам ни одного лучика…

Спасибо, я очень рада, что так светят и греют ваши ладошки – солнышки, вы все дарите мне свое тепло, а я вам дарю свое солнышко и свое тепло, вот теперь точно скоро к нам придет весна! Я довольна вами, спасибо за прекрасное общение на посиделочках. Да! И не забудьте про домашнее задание нарисовать для Кузи картинки из ваших любимых сказок!

 Закончилась наша сказка, а вам, ребята – бараночек связка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Митинг ко Дню Победы около памятника Три свечи.

Для того, чтобы дети наиболее прониклись духом праздника, его рекомендуется провести около памятника Три свечи (рядом с школой №7). Дети вспомнят события ВОВ, узнают, в честь кого названы улицы имени ...

Цикл посиделок "Сказки у свечи"

Пояснительная запискак циклу посиделок«Сказки у свечи» Долшкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах – ребёнка и в д...

"Маменька родимая - свеча неугасимая" Родительское собрание, поэтический вечер ко дню Матери.

"СМЕШИНКА"Смешинка маме в рот попала.Смеяться мама так устала.Но всё равно она смеется,Как будто ручеёчек льётся.Прошу я маму:"Покажи смешинку!Она похожа может на снежинку?"Сейчас и я её поймаю.-Но гд...

Проект для дошкольников "В огне рождественских свечей"

Духовно-нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг...

Конспект интегрированной нод (познание +аппликация) для старшей группы "Свеча и лампочка"

Свечка светит в темноте,Тени пляшут на стене,Ток бежит по проводам,Свет несёт в квартиру к нам....