влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка
консультация на тему

шатохина ольга анатольевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Мальша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японские врачи создали методику воздействия на руки. Они утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунтурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего-на кишечник, бзымянного-на печень и почки, мизинца-на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и железными шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм Эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный  тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей педагогики созданы игры «Ладушки», «Copoka-белобока», «коза-рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит-развивать речь ребенка. Исследования М.М.кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными  умениями держать кружку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица - значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура рук.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиков ой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика для развития детей.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершении двумя руками вместе. Взрослые следят за правильностью постановки кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, четкими.

Каждое упражнение проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

Ты, утенок, не пищи!

 Лучше маму поищи.

Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

__________________________________________________________

-Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

-Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев (гладим рукой мягкую игрушку).

__________________________________________________________

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

__________________________________________________________

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

 Этот пальчик-мамочка,

 Этот пальчик - наш малы .

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого.

_________________________________________________________

Я здороваюсь везде -

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой РУКИ поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безьмянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж:

«здравствуй, братец! Как живешь?»

Пальчиками правой РУКИ по очереди «здороваться» с пальчиками левой руки.

_______________________________________________________________

я веселый Майский жук.

Знаю все сады вокруг,

 Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу ...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

____________________________________________________________

Оса села на цветок.

 Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое проделать пальцем левой руки.

___________________________________________________________

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

 Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) РУКИ «ходят» по столу.

__________________________________________________________

Птички прилетели,

Крыльями махали.

 Сели. Посидели.

И дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

___________________________________________________________

Бабочка-коробочка,

 Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

______________________________________________________________

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «ЛОДОЧКОЙ». Плавно двигать кисть руки влево  - вправо.

_____________________________________________________________

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

 Если будут ножки.

Пальцы сжаты в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно в перед, по столу, «улитка» шевелит «усиками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благотворное влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок ...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка

пальчиковая гимнастика с применением русско-народных потешек и стишков...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка"

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой ...

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой ...

Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка.

Игры с участием пальцев рук, играют огромную роль в жизни ребенка....