Из опыта работы на тему: "Компьютерные игры и игровые обучающие программы в системе дошкольного воспитания".
методическая разработка по теме

Сычёва Оксана Валерьевна

Компьютер прочно занял своё место в современном обществе, и компьютерные обучающие программы созданы даже для детей дошкольного возраста, что позволяет уже с малых лет формировать у ребёнка не только знания в разных областях, но и умение работать с самим компьютером, что немаловажно на сегодняшний день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные игры и игровые обучающие программы в системе дошкольного воспитания.

Компьютер прочно занял своё место в современном обществе, и компьютерные обучающие программы созданы даже для детей дошкольного возраста, что позволяет уже с малых лет формировать у ребёнка не только знания в разных областях, но и умение работать с самим компьютером, что немаловажно на сегодняшний день.

Компьютерные игры имеют специфику, которая позволяет рассматривать их как  эффективное средство развития детей. В отличие от других видов игр, они дают возможность увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить динамику своего творчества. Компьютерные игры условно разделяют на : обучающие, графические и логические.

На три группы можно разделить и компьютерные программы:

•        Обучающие программы, способствующие усвоению детьми букв, развитию навыков чтения, элементарных математических представлений и т. п.;

•        Развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников и побуждающие детей к самостоятельным творческим  играм;

•        Диагностические, применяемые для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и.т.д. в основном используются специалистами для решения  специфических задач.

Все эти компьютерно- игровые программы обладают теми же характеристиками, что и обычные дидактические, сюжетно-ролевые и сюжетно- дидактические игры. В них,  так же как и в дидактических играх, представлены обучающая и игровая задачи, игровые действия и правила.

Развивающие компьютерно-игровые программы, сопоставимы с творческими играми (сюжетно-ролевыми, режиссёрскими, играми - драматизациями, играми на основе самостоятельно созданных построек и конструкций).  Если в обычной игре ребёнок отображает действительность с помощью таких         « обозначающих», но вполне реальных средств, как игрушка или предмет, её замещающий, действий с воображаемым предметом, мимики, номинотивной речи, ролевых высказываний, ролевой беседы и т.п., то при игре с компьютером ребёнок создаёт, опираясь на свой внутренний « образ мира», функционирующий «видеоряд». Идёт процесс мысленного, а затем экранного создания и преобразования тех или иных игровых образов, соотносимых ребёнком с действительностью.  Использование компьютера в игре создаёт условия, при которых ребёнок начинает постепенно осознавать (рефлексировать) способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.

Компьютерные игры, включённые в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всесторонне развитой творческой личности ребёнка и обеспечивают необходимый уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Для того, чтобы использование компьютера было успешным, должны создаваться условия и дома, и в дошкольных учреждениях. Конечно, я понимала, что нужно привлекать родителей, повышать их грамотность, чтобы  компьютерные игры стали добрыми помощниками в развитии детей, а не вредили их здоровью.  Для многих родителей техника – это бытовой помощник, а  компьютер выступает зачастую как игровое средство. У многих родителей словосочетание "компьютер и ребенок" вызывает ассоциации с компьютерными играми, с негативным влиянием на детскую психику и т.п. Но не нужно забывать, что многие обучающие системы современности ориентированы именно на эту умную машину. Задача взрослых показать ребенку, что компьютер создан не только  для игр и развлечений, но еще и для обучения.  

Мною была подготовлена серия консультаций и практикумов, для расширения знаний родителей о различной технике, говорили о безопасности, о пользе и вреде, и  что компьютер это, прежде всего, обучающее и развивающее средство в индивидуальной работе с ребёнком. Я подобрала и апробировала  серию компьютерных игр, которые могут использоваться  детьми дошкольного возраста,  оформив  их в яркий буклет.

Три года назад я с опаской подходила к персональному компьютеру. Сегодня – я уверенный пользователь. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. В своей  работе с детьми внедряю использование ноутбука индивидуально и,   с подгруппой детей. Анимация, видео, аудио помогают мне мотивировать детей к деятельности. Дети высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Легко выступаю  полноправным партнером детей по игре, не оцениваю детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...

Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников.Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педаг...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...

Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра, помогает детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение ...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...