Методика коллективной творческой деятельности с воспитанниками и учащимися – как основа современных воспитательных технологий
методическая разработка на тему

коновалова валентина николаевна

 

Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «методика коллективных творческих дел»).  Методика разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика коллективной творческой деятельности с воспитанниками и учащимися – как основа современных воспитательных технологий

Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «методика коллективных творческих дел»).  Методика разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым.

Данная технология представляет собой организацию определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающую все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют  в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

КТД - форма работы, которая направлена на :

- развитие творческих и интеллектуальных способностей

- реализацию коммуникационных потребностей

- обучение правилам и формам совместной деятельности.

- расширение знаний об окружающем мире

- приобретение навыков проектирования

- проявление организаторских способностей

- формирование способности к рефлексии

В основе коллективной творческой деятельности лежат три основные идеи:

1.   Коллективное  (совместная работа взрослых и детей)

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной деятельности детей и взрослых)

3.  Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни)

Нужно отметить, что КТД имеет свои особенности и не каждое воспитательное мероприятие  может являться КТД. Оно является таковым, если:

Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе;

Оно творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач.

Воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями  по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый.

Поэтому в любом воспитательном мероприятии выполняется 4 психологически необходимых этапа деятельности:

  1. Целеполагание
  2. Планирование
  3. Реализация деятельности
  4. Анализ результатов (рефлексия).

Эти этапы более подробно представлены в алгоритме проведения КТД.

  • 1. Предварительная работа (замысел)
  • 2. Коллективное планирование
  • 3. Коллективная подготовка
  • 4. Проведение КТД
  • 5. Обсуждение итогов
  • 6. Создание «памятки» для внедрения    полученного положительного опыта в практику

 Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской.

Исходя из этого, выделяется несколько видов КТД по направленности деятельности:

Познавательные дела. 

Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела.

Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела 

позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела 

развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни.

Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр.

Общественно-политические дела

Позволяют расширять и углублять знания о своей Родине, традициях, укреплять гражданское отношение к своей школе. Примерами КТД могут быть: «День знаний», «Новогодний праздник», «Международный день 8 марта», «День победы», «День  Победы».

Организаторские дела

Дают возможность обучать важнейшим организаторским умениям, развивать творческие и познавательные способности. Примерами могут быть: «Газета-молния», «Журнал-эстафета», «Смотр дружбы».

Каким бы ни было КТД, педагог в ходе различных этапов осуществляет личностный подход к воспитаннику, задает наводящие вопросы, побуждает к самостоятельному и добросовестному участию в осуществлении общего дела, поддерживает там, где это необходимо, обеспечивает правильный эмоциональный настрой, помогает дать детям адекватную оценку проведенному делу и самооценку.

Как видно из вышеперечисленного,  данная технология действительно способствует разностороннему развитию личности, но в тоже время следует отметить, что эту методику на сегодняшний день также не перенести. В силу того, что эта педагогическая система была смоделирована на определенный набор ценностей; субъектом, реальным участником воспитательного процесса в первую очередь выступал коллектив, причем главная роль отдавалась мотивам самих детей. Сегодня – это применимо в некотором приближении, т.к. без взрослого дети не смогут спланировать такую деятельность.

 Поэтому сейчас применяется вариант коллективного творческого дела исходя из плана школы (в нашем случае структурного подразделения «Детский дом»), и тогда уже воспитатель предлагает проведение какого-либо мероприятия (например, надо провести день именинника).

Т.е. эта технология используется, но действие сосредотачивается  на освоении элементов, этапов этой социо-культурной технологии, где цель этапа и сам этап становится отдельной задачей работы. Все внимание уделяется процессу достижения этой цели, чтобы дети приняли участие в обсуждении и научились договариваться, действовать на всех этапах технологии.

1.На момент целеполагания (умели высказывать, что они хотят (не перебивая, выслушивая, доказывая и т.п.))

2. На момент планирования деятельности (важно, чтобы ребенок умел построить план работы собственной деятельности, чтобы научился видеть ресурсы и использовать их)

3. На момент деятельности (важно, чтобы ребенок выполнял деятельность с удовольствием, т.е. важна эмоциональная составляющая, ориентируем на удовольствие от труда, учим взаимодействовать).

4. На момент рефлексии (воспитывающая деятельность всегда должна быть эмоционально окрашена, учим рефлексировать).

 Т.е. сегодня мы используем не в целом технологию, а учим работать по этапам этой технологии на основе любых тематических мероприятий.

В нашей группе, основываясь на данной методике, используются трудовые дела. Например, устранение недостатков в бытовой, игровой комнатах, учебном классе. В этом случае каждый предлагает свою помощь в этом общем деле, распределяются поручения, выбирается ответственный. В ходе такой работы девочки взаимодействуют, оказывают помощь при необходимости, взрослый  следит за тем, чтобы отрицательные эмоции были сведены к минимуму. Важным моментом здесь является и то, чтобы девочки умели оценивать свои возможности при выборе того или иного задания, чтобы старшие учитывали пожелания млаших, а не выступали только в роли доминант. После выполненной деятельности подводится итог, где девочки оценивают свою работу, определяют плюсы и минусы в выполненном деле. Воспитанницами также организуется и трудовое дело- сюрприз, в ходе которого изготавливаются творческие подарки для друзей или взрослых.  

Помимо трудовых дел отработать некоторые моменты технологии позволяют и художественные дела, которые организуются девочками в свободное время. Примерами здесь являются концерты,  в ходе которых каждый участник выступает со своим номером (стихотворение, потешка, песенка). Такие вечера проходят, когда большинство девочек находятся в хорошем настроении. Это создает радостную атмосферу, девочки учатся преодолевать застенчивость, волнение.

В группе имеет место быть и общественные дела, осуществляемые на примере праздников (Новый год, Международный женский день, 23 февраля и т.п.).

Исходя из мероприятия, определяется свой круг забот:

- украсить елку

- оформить помещение

- подготовить сюрпризы

- изготовить подарки и т.п.

Эти заботы распределяются на выбор по подгруппам, младшим обязательно помогают старшие. После выполненных дел также подводится итог.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная технология хоть и не применяется в чистом виде, но в тоже время дает возможность использовать отдельные элементы, отрабатывать их с учетом современных тенденций в образовании, где сами дети выступают главными участниками  воспитательного процесса.

Стадии коллективного творческого дела
(по методике И. П. Иванова)

 

Стадии

Педагогические 
целеполагания

Методы, формы деятельности 
коллектива

1

2

3

Предварительная работа воспитания

(1-я стадия)

(замысел)

– С какой целью?

– Что лучше сделать?

– Для чего, с кем?

– Кто может помочь?

– Как подключить детей, родителей?

– Кому быть организатором?

«Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный

Коллективное планирование

(2-я стадия)

– Какое дело проведем?

– На радость и пользу кому?

– Где его провести?

– Как лучше провести?

– С кем вместе провести?

– Кто будет ответственным?

– Кто будет ведущим?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение
(ободрением и похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой или инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях

Подготовка дела

(3-я стадия)

– Как развить положительные качества детей?

– Как преодолеть отрицательные качества?

– Как включить всех в активный творческий поиск?

– Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?

Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование. Подготовка проекта «по секрету». Товарищеский контроль. Товарищеское обсуждение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой. Уточнение проекта КТД. Товарищеское поощрение от имени коллектива. Традиции общей коллективной работы. Функции взрослых – стимулирующая

Проведение дела

(4-я стадия)

– Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

– Как увлечь воспитанников личным примером?

– Как создать радостную перспективу близкого успеха?

– Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-политические КТД. Трудовые КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования и др. Задача взрослых – пробудить и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолевать трудности. Главное – спокойствие, выдержка, приподнятое настроение

 

 

 .

1

2

3

Подведение

итогов

(5-я стадия)

– Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

– Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу?

– Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы-«огоньки». Похвала. Поддержка. Побуждение. Товарищеское поручение. Деловой сбор. Награды. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины успеха или неудачи

Ближайшее 
последействие

(6-я стадия)

– Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

– Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

– Как научить осуществлять собственные решения?

– Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

Радостная перспектива. Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Взаимопомощь. Приучение. Педагоги и друзья ребят по-товарищески помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел