"Экспериментальная деятельность в ДОУ"
статья по теме

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

Детское экспериментирование Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost_v_dou.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы не раз наблюдали такую картину: ребенок выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. От маленького камушка – маленькие,  от  большого - по воде расходятся большие  круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой.  И вот тогда,  в воду летит большая  глыбина почерневшего апрельского снега.  Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок,  какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины.  А это что такое? Старый пузырек  из - под гуаши. На донышке - немного краски.  Вот и  пузырек отправляется в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы.  Ребенок берет палку, слегка помешивает ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..                                                                                                                     Что по – вашему,  делал малыш?  Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.  Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.  Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.                                                                         В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.                                                                                                                        К сожаленью, родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.                                        В настоящее время разработаны методики, которые позволяют  педагогу выйти из привычного словесного обмена информацией.  Ведь можно просто сообщить ребенку: бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому, например, применив такое пособие: плоскость тонкого картона делится на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещается бабочка, которая перемещается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь,  потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?                                                                                                         В  работе по экспериментированию применяются  различные педагогические технологии. Одна из них – технология ТРИЗ – педагогики, которая позволяет решать задачи экспериментирования проблемным методом и заключается в том, что ребенок не получает готовые знания, а втянут в процесс активного поиска, открытия новых для него явлений и закономерностей. Одним из главных методов, является метод проб и ошибок, который помогает создать проблемную ситуацию, в решение которой вовлекается ребенок.   Например, в продуктивной деятельности: детям предлагается сделать из бумаги кораблик.  Разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.                                                    Chemiman_0

Существенную роль в формировании у детей элементарных естественно - научных представлений играет поисково - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Предпочтение отдается опытам, экспериментам, занятиям - исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.  Проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг.  Опыт – это весело и увлекательно. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.  Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.  В этом помогают центры активности, где детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.  В центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.  Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, поролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.   В центре «ПЕСОК-ВОДА», дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой,  желудями,  шишками, каштанами,  различными крупами и т.п. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений.  В центре НАУКИ выделены:

1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.

2. Место для приборов

3. Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4. Место для проведения опытов

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований.

Возможность наблюдать и экспериментировать,  нам предоставлена самой природой.  Например, в зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов.                                                                                                       Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы.  Дети отмечают  рост и развитие растений, которые растут в группе,  с удовольствием каждое утро подходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой, ухаживают за посевами.  Длительные опыты: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом», наглядно помогают понять зависимость жизни растений от кислорода и света.                                                                                                                                                                               В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями,  происходящими в природе (если это являлось целью).
  5. Результаты эксперимента отобразить в  дневник наблюдений.                                                

Работа по экспериментированию предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми.  Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо  привлекать  родителей к активной помощи. Родители могут принять активное участие в обогащении предметно-развивающей среды. 

                                                                                                                                    Педагоги проводят: 

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;                                                                        Оформляют наглядную информацию в родительском уголке:                          Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».                                                                                              

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.                                                       Рекомендации: «Проведите с детьми дома»                                                  Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»                                                                  Практическая часть:

Открытое занятие для родителей.                                                                                 Оформление  стенгазеты «Мои открытия».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ  ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.                                                                                                                          2. Начинайте  деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.                                                                  3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.                                 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп  деятельности.                                                                                  5. Дайте возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям.                6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя» (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон;  сегодня у нас будет необычное занятие;  я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...