Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Калчина Ольга Григорьевна

Мой опыт работы по теме:"Сенсорное воспитание-основа умственного развития детей дошкольного возраста" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание- основа умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки… нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка дошкольного возраста.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,
познавательного, физического и эстетического воспитания детей в дальнейшем. Поэтому задача детского сада - обеспечить полное развитие
воспитанников с учётом возрастных характеристик.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Для этого я решаю следующие задачи:

  • Развивать и совершенствовать у детей все виды воспитания, обогащать их чувственный опыт;
  • Развивать осязательное воспитание, а именно, тактильные ощущения,
    микро- и макромоторику воспитанников;
  • Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и
    воспитанию;
  • Повышать   уровень   компетентности   по   сенсорному   развитию   и
    воспитанию дошкольников у педагогов.

Решение первых трёх задач зависит от успешного развития последней.

Выполнение всех этих задач основывается на следующей идее: сенсорное развитие дошкольника должно охватывать всё многообразие
окружающего мира и осуществляться на основе «жизненной обстановки» в целом.

"Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека"

Б.Г. Ананьев.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

 Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.
В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.
Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).
Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

 Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Я   побуждаю  детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Я использую окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

                     Мною было проведено  несколько  занятий для  дошкольников по темам: «Рисуем настроение», «Мир эмоций», «Мелки в бой», «Рисунок ладошкой», «Путешествие воздушных шариков», «Рисование на кукле», «Дом моей мечты». 

Эти занятия способствуют:

  1.  обогащению ребёнка сенсорными впечатлениями, накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов, обучению умению выделять цвет, форму, величину, знакомству с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур;
  2. развитию мышления (логика, математика), стимуляции его творческого и речевого развития, совершенствованию моторики (изодеятельность, ручной труд), а также укреплению здоровья и полноценному физическому развитию (общефизическая подготовка);
  3. развитию эвритического мышления, моделированию логических отношений, развитию понятийного мышления и способностей решать задачи с проблемами, развитию внимания и памяти, обучению элементарным математическим понятиям.

                 Упражнения, которые включаются в каждое занятие, позволяют улучшить самочувствие детей и тем самым создать основу для усвоения больших объёмов информации. Например, дыхательные упражнения успокаивают успокаивают и способствуют концентрации внимания, стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребёнка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают.

Используемые приёмы:

  1. сказкотерапия (дети словно проживают волшебную историю, передвигаясь в пространстве, выполняя различные задания);
  2. цветотерапия (оказывает влияние на настроение и общее состояние дошкольников);
  3. музыкотерапия (положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему; также определённая музыка вызывает расслабляющий, успокаивающий эффект).

Задачами этих занятий являются:

  1. развитие у детей навыков сотрудничества и коммуникативных умений;
  2. обучение навыкам саморегуляции, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;
  3. обучение релаксации;
  4. создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Ожидаемый результат:

  1. оптимизация уровня тревожности;
  2. способность к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций.

                Для того, чтобы данная работа с дошкольниками имела успех, необходимо соблюдать некоторые правила:

Правило 1. Количество вводимых правил должно быть сведено к минимуму.

Правило 2. Взрослый регулирует активность детей.

Правило 3. Как можно меньше разговоров, занятия строятся на действиях дошкольников. Взрослый же создаёт для этого условия.

Правило 4.Содержание занятия, выбранная техника должны определять действия ребёнка.

Правило 5. Каждый ребёнок в равной степени должен получать своё конкретное количество внимания, специфическое коррекционное воздействие.

Правило 6. Условия должны «провоцировать» успешность ребёнка, Проживание чувства собственного успеха является одним из ведущих механизмов коррекции.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Использованная литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М. : просвещение, 1983 г.

3.Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. Н. Ноддьякова, -М. : Просвещение 1981г.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Звездочка» г.Калач-на-Дону»

Сенсорное воспитание- основа умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель

Калчина О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.

Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....

«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...

Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....

Консультация для родителей "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста"...