Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения " Детям о памятных датах и культурных ценностях России"
статья на тему

Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения. Материал данной публикации можно использовать в работе со старшими дошкольниками, педагогами, родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 48

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

(МБДОУ ЦРР – ДС №48)

Сценарий семинара – практику

для педагогов дошкольного учреждения

«Детям о памятных датах и

культурных ценностях России»

подготовила

старший воспитатель

Зезюлина Ольга Игоревна

г. Смоленск

2014 г.

Цель: 

1.Выявить и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме «Памятные даты и культурные ценности России» по блокам:

  • памятные даты российского календаря;
  • великие люди России;
  • национальное достояние России.

2.Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний.

3.Совершенствовать знания  педагогов о способах и приемах подачи, закреплении знаний детей по теме.

Форма проведения: групповая и подгрупповая.

Рекомендации по проведению:

  • Объектом имитации является процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста по теме «Детям о памятных датах и культурных ценностях России».
  • Форма взаимодействия участников игры – индивидуальная, подгрупповая, групповая деятельность.

План:

  1. Презентация «Памятные даты Российского календаря».
  2. «Русские символы – сувениры»  задание № 1 «Матрешка» (Решение педагогических ситуаций).
  3. Знакомство с «Банком игр  по нравственно -  патриотическому воспитанию дошкольников». Задание № 2 составление алгоритма игры «Город мой любимый – Смоленск».
  4. Презентация «Национальное достояние России».
  5. Задание № 3 «Великие люди России».
  6. Задание – таблица № 4 «Исторические события и великие люди России».
  7. Задания № 5,  № 6 «Пословица не мимо молвится».
  8. Итоговое задание  № 7 «Три способа выразить ребенку свою любовь».

Ход семинара – практикума

I. Старший воспитатель.

Медленно

История листается…

Все пройдет,

А Родина останется.

(В.Фирсов)

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. Поэтому надо постоянно изучать, чем знаменита наша Родина,  и какие великие ценности создавал наш народ. Но интересных исторических событий и великих людей, которые совершили великие открытия, в России так много, что даже затрудняешься, с чего такой рассказ начать. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Наша сегодняшняя встреча посвящена знакомству дошкольников с памятными датами и культурными ценностями России: мы закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям, педагогам нужно самим в достаточной степени владеть необходимой информацией.

Показ презентации «Памятные даты Российского календаря».

  • День Москвы (2 сентября)
  • День работников леса(3-е воскресенье сентября)
  • День работников пищевой промышленности (3-е воскресенье октября)
  • День родного языка (21 февраля)
  • День Защитника Отечества (23 февраля)
  • День Космонавтики (12 апреля)
  • День воинской славы (18 апреля)
  • День Победы (9 мая)
  • Общероссийский день библиотек (27 мая)
  • Пушкинский день России (6 июня)
  • День военно – морского флота России (последнее воскресенье июля)
  • День воздушно – десантных войск России (2 августа)

-Какие символы русского народа вы знаете?

-А сейчас задание от одного из символов нашего русского народа.

II. Задание № 1.

 «Матрешка» (Решение педагогических ситуаций).

Слушатели семинара по очереди выбирают из представленных матрешек любую, открывают ее и достают «Педагогическую ситуацию», с последующем выполнением задания. (Приложение №1)

III. Уважаемые коллеги. Наша творческая группа педагогов, готовящая данный семинар – практикум, подготовила для вас «Банк игр  по нравственно -  патриотическому воспитанию дошкольников».  Давайте с вами выполним следующее задание.

Задание № 2.  

Составление алгоритма игры «Город мой любимый – Смоленск».

Под руководством старшего воспитателя, педагоги предлагают разные варианты содержания игр по заданной теме.

  • «Разрезные картинки»
  • «Кубики»
  • «А у нас во дворе»
  • «Город старинный Смоленск»
  • «Что раньше, что теперь»
  • «Гостеприимный город»
  • «Любимый город через 100 лет»
  • Мини – проект «Подари городу яркие краски»

IV. Презентация «Национальное достояние России».

  • Кремлевские чудеса
  • Московские памятники и театры
  • Большой театр
  • Третьяковская галерея
  • Театр национального русского танца
  • Мемориал Сталинградской битвы
  • Останкинская башня

V. Задание № 3.

 «Великие люди России»

Педагогам предлагается рассказать, какие ассоциации у них возникают при назывании следующих фамилий великих людей России: Ю.А.Гагагин, А.К.Саврасов, А.Л.Барто, А.В.Суворов,Г.С.Уланова, П.И.Чайковский, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, В.Н.Терешкова, Петр Первый, Н.Н.Миклухо – Маклай.

Затем педагогам показывают уже готовую таблицу, предлагают посмотреть,  какие варианты ответов были приготовлены составителями.

По такой аналогии проводится и игра – ассоциация с дошкольниками «Великие люди России». Из заранее приготовленного набора картинок, дети выбирают те, которые подходят для этого человека.

(Приложение № 2).

VI. Задание 4.

«Исторические события и великие люди России»

Для выполнения этого задания педагогов делят на две команды.

Работа с таблицами:

  • Определить, какие исторические события являются достижениями ниже перечисленных исторических личностей.
  • Вписать фамилии в соответствующую графу напротив каждого исторического события.
  • Определить, какие исторические личности соответствуют более раннему этапу развития Древней Руси, а какие – более позднему, и расположить их в хронологическом порядке.

(Приложение № 3).

VII. Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.

Пословица – самый малый жанр народного устного творчества, ей свойственны предельные краткость и простота. Пословица отличается содержательностью, обобщением жизненных наблюдений, опыта народа мира

Задание «Пословица не мимо молвится»:

Задание № 5  «Назови пословицу и поговорку» (Приложение № 4).

Задание № 6  «Замени пословицами предложение» (Приложение № 5).

VIII. Итог нашего семинара – практикума нам хочется, чтоб подвели вы, люди, которые призваны любить детей, учить этому родителей. Всем нам хочется,  чтобы нас любили, уважали, к нашим словам прислушивались. А как же можно выразить ребенку свою любовь?

Задание  № 7 «Три способа выразить ребенку свою любовь» (Приложение № 6)

Перед педагогами таблица с открывающимися постепенно окошечками. Старший воспитатель с педагогами постепенно открывают окошечки с ответами.

Первые окошко – подсказка («уши») -  уже открыто.

Как можно выразить ребенку свою любовь? («Словами», «Глазами»….).

Приложения к семинару – практику

«Детям о памятных датах и культурных ценностях России»

 

Приложение № 1.

«Русские символы – сувениры»  задание № 1 «Матрешка»

(Решение педагогических ситуаций).

Педагогам  предлагается прокомментировать ситуации и найти выход.

1.В феврале в детских садах традиционно проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий  в старшей группе педагог спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, пограничник, подводник, артиллерист.

Миша в разговоре участия не принимает. Педагог побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».

Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».

2.Накануне празднования Дня Победы педагог рассказывает детям о том, что завтра вся группа пойдет к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает детям принести из дома цветы.

На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов.

Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!».

3.На праздничный утренник, посвященный Дню Защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке)..

Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на праздник.

4.Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини – музея. Тема «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз за день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали.

В один из дней педагог услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это младший воспитатель группы, в которой была организована выставка) сказала, что мы принесли много всяких вещей,  и ей теперь стало неудобно вытирать пыль на полочках!».

Приложение № 2.

Задание – таблица  «Исторические события и великие люди России»

Цели:

  1. Закрепить знания детей о великих соотечественниках.
  2. Учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности.
  3. Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения.
  4. Развивать речь и логическое мышление дошкольников.

Материал:

11 карточек (25*20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.Л.Барто, А.К.Саврасова, Ю.А.Гагагина, А.В.Суворова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Петра Первого, Г.С.Улановой, П.И.Чайковского, А.С.Пушкина, В.Н.Терешковой, М.И.Кутузова. Под каждым портретом  - по 3 свободных белых кружка.

Карточки-кружки, на которых изображены картинки, логически связанные с большими карточками: пуанты, спутник, планета, Большой Театр, мольберт, палитра, кисточки, пушка, скрипичный ключ, картошка, самолет, балерина, карта, часы, перо, книги, петушок и др.

Правила игры:

В игре принимают участие до 11 детей. Педагог раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности.

Педагог предлагает детям поочередно определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает его кружком под портретом.

Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

А.Л.Барто

А.К.Саврасов

Ю.А.Гагагин

А.В.Суворов

Книги

Мяч

Бычок

Зайчик

Мольберт

Палитра

Кисти

«Грачи прилетели»

Планета

 Спутник

Улыбка

Смоленск

Горы

Оружие

Одежда

Пушка

Г.С.Уланова

П.И.Чайковский

В.Н.Терешковой

М.И.Кутузов

Большой театр

Пуанты

«Пачка»

Балерина

Скрипичный ключ

Ноты

Праздник

«Времена года»

Самолет

Скафандр

Женщина

Полководец

Одежда

Повязка на глазу

Петр Первый

Н.Н.Миклухо-Маклая

А.С.Пушкин

Корабль

Пушка

Высокий

Шляпа - треуголка

Картошка

Карта Америки

Корабль

Перо

Петушок

Книги

Портрет

Приложение № 3.

Задание  «Великие люди России»

Таблица 1

Историческое событие

Историческая личность

Хронологический порядок

1

Битва на берегу Невы. Дал отпор шведским крестоносцам. Позже – немецким рыцарям-крестоносцам: битва на Чудском озере, Ледовое побоище.

Александр Невский

3

2

Освобождение оставшихся российских земель от татаро-монгольского ига (Казань, Астрахань).

Царь Иван Грозный

5

3

Объединил территории древнерусского государства. Дал отпор диким ордам кочевников. Защищал русский народ от несправедливостей со стороны удельных князей.

Князь Владимир Мономах

2

4

Былинный герой.

Садко

1

5

Возглавил битву русских с татарами на Куликовом поле. Мамаево побоище. Кремль становится белокаменной крепостью.

Дмитрий Донской

4

Исторические личности:

Дмитрий Донской, Садко, князь Владимир Мономах, царь Иван Грозный, Александр Невский.

Таблица 2

Историческое событие

Историческая личность

Хронологический порядок

1

Создал российский военный и торговый флот.

Петр Первый

4

2

Отказался платить дань ордынцам. На реке Угре, притоке Оки, произошла встреча татарского и русского войск. Хан не решился вступить в бой из-за страха, что войско может быть разбито. Крепкое и объединенное государство стало называться Россией.

Великий князь

 Иван Третий

2

3

Войско-ополчение с ним во главе осадило поляков в Московском Кремле и освободило столицу от иноземных захватчиков.

Князь

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

3

4

Возглавил русскую армию в Отечественной войне 1812 года против непобедимой армии Наполеона. Французы изгнаны из России.

М.И.Кутузов

5

5

Благодаря мирным переговорам с ордынцами получил право самому собирать дань для татар с русских земель и использовал это для усиления казны своего княжества. Хитростью, мирными переговорами, подкупом и силой своего ополчения сделал Москву центром земель русских.

Иван Калита

1

Исторические личности:

М.И.Кутузов, Петр Первый, Иван Калита, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, великий князь Иван Третий.

Проверка задания на экране (презентация - слайд).

Приложения № 4,  № 5  «Пословица не мимо молвится».

Приложение № 4.

Игра «Назови пословицу и поговорку»

Педагог показывает таблички со словами, а другой педагог отгадывает пословицу, восстанавливает ее.

Труд – лень.

Труд человека кормит, а лень портит.

Язык – дело.

Не спеши языком. Торопись – делом.

Шило – мешок.

Шила в мешке не утаишь.

Свет – тьма.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Приложение № 5.

Задание «Замени пословицами предложение»

Береги время.

Делу время – потехе час.

Учись всю жизнь.

Разумно жить – минутой дорожить.

Не ссорься.

Век живи, век учись.

Держи слово.

Ссора до добра не доведет.

Не болтай.

Не давши слова, крепись, а давши, держись.

Держи язык за зубами.

Задание  № 7.

«Три способа выразить ребенку свою любовь»

Приложение № 6.

Картинка – символ

Надпись

Текстовое сопровождение

Уши

Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Глаза

Взгляд

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели.

Рука

Прикосновение

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы умных воспитателей и многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

Список использованной литературы

1. Е.И.Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 160 с.

2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста "Пальчики учат говорить"

Развивать малыша с пеленок - модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее комфортнее освоится в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружат...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»

Встреча посвящена  профилактике эмоционального выгорания и укреплению психологического здоровья....

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...

Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»

Цель – снятие напряжения, создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе....