ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ОДАРЕННОСТИ
статья на тему

Горячева Екатерина Сергеевна

Статья с конференции " Игровые технологии в художественном развитии детей с предпосылками одаренности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_o_odarennosti.odt27.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕНТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРЕДПОСЫЛКАМИ ОДАРЕННОСТИ

 «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты...»

А. Бебель

   Под профессиональной компетентностью педагога, понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности воспитателя. Компетентность воспитателя трактуется как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми. Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.  

Выделим 12 основных особенностей каким должен быть педагог:

  1. Быть доброжелательным и чутким;
  2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  4. Иметь широкий круг интересов и умений;
  5. Иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
  6. Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
  7. Иметь живой и активный характер;
  8. Обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
  9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
  10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
  11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
  12. Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:

а)   принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. Общее  обучение  -  раздел   по   проблематике  одаренности  должен  быть включен в курс психологии во всех психологических и  педагогических вузах.   Таким   образом   может   осуществляться   необходимая   первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.

б) принцип этапности обучения.

Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.)

в)   принцип единства теоретической и практической подготовки

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.   Правильное   построение   взаимоотношений   одаренного   ребенка  с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.  К профессиональной компетентности мы относим психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности:

  • знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
  • знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
  • знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми;
  • знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
  • умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
  • умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
  •  умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.
    Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:
    • высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
    • внутренний локус контроля;
    • высокая и адекватная самооценка;
    • стремление к личностному росту.
    Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ребенке».

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
1. комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей), обязательный учет зоны ближайшего
 развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
2. комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
3. разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
4. тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одаренных детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.).
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

   Таким, образом исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: проблема выявления у педагога качеств, определяющих его личностную готовность к работе с одаренными детьми, актуальна и мало изучена.  

Список использованной литературы:

  1. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 398 с.
  2. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...

Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".

Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"...

Выявление детей с предпосылками одаренности

Понятие, виды и признаки одаренности, характеристика одаренного ребенка, 10 способов, как распознать детскую одаренность.Рекомендации для родителей детей с предпосылками одаренности -буклеты по видам ...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...