Организация предоставления дополнительного образования в ДОО
статья на тему

Салахова Лариса Федоровна

Обобщен и кратко представлен опыт работы по предоставлении дополнительного образования в дошкольной образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_dpo.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Организация предоставления дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях»

Салахова Л.Ф., заведующий МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска»

В современных условиях развития нашего общества на ДОО возлагаются очень ответственные социальные задачи - воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества нового столетия. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение многих задач, в том числе организация дополнительных образовательных услуг. Не обошло стороной это веяние и наше учреждение. В 2014 году в МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска» работают порядка десятка дополнительных услуг, в том числе и индивидуальные дополнительные услуги.

После проведенного мониторинга родительского мнения, стали понятны основные направления – обучение иностранного языка (от чего мы отказались в первую очередь ввиду отсутствия специалиста), оказание логопедической помощи детям, не посещающих детский сад (учитывая наличие логопеда и оборудованного логопункта, заказ стал выполним) и кружки для развития детей в музыкальной и творческой областях. Конечно актуальным остался вопрос подготовки к школе.

Дополнительные образовательные  услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Нормативная база данной проблемы начинается с инструктивного письма Министерства образования и Госкомитета РФ 1996 года по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах». В 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей. В детских садах пустовавшие помещения переоборудовались под разнообразные студии, комнаты, гостиные, кабинеты. У дошкольников появилась возможность сменить повседневную обстановку группы на новую.  Включение ребёнка в необычную атмосферу, интересную деятельность в другом коллективе стало важным моментом для более интенсивного индивидуального развития личности ребёнка, что не всегда могла обеспечить семья, ДОУ. Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день - неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.

Несомненно, ДПО в ДОО должно быть организованы с учётом норм СанПина и выполнению требований, указанных в Письме Министерства РФ от 18.06.2003 г. №28—02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Данные Программы должны соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  • определённому уровню дошкольного образования;
  • направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристическо-краеведческой, эколого-биологической,  и т.д.);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены: в принципах, формах, методах и средствах обучения, методах контроля над образовательным процессом.

Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:

  • на создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обучение эмоциональному благополучию;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога с семьёй.

Введение дополнительных образовательных услуг в нашем учреждении начиналось с формирования нормативно-правовой базы, разработки и утверждения Программ по дополнительному образованию, изданию соответствующих приказов.

 Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Не только педагоги ДОУ могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но педагоги других образовательных учреждений.

Многие авторы считают, что при введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования родителям. В нашем учреждении это отчетные концерты на общих родительских собраниях.

В перспективы развития дополнительного образования детей в ДОО могут быть решены следующие задачи:

  • составление авторских программ дополнительного образования;
  • повышение квалификации, творческих способностей педагогов;
  • внедрение новых технологий, способствующих разнообразию образовательного пространства;
  • повышение качества учебно-методической работы ДОО;
  • сотрудничество педагогов ДОУ и дополнительного образования;
  • решение социально-педагогических задач.

В заключении нужно подчеркнуть, что платные образовательные услуги это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по организации системы дополнительного образования дошкольников

Представлен проект по организации методического сопровождения деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников....

Реализация индивидуальных образовательных возможностей дошкольников в условиях организации системы дополнительного образования

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительног...

Особенности организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг в МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска»

Делимся опытом по предоставлении дополнительных образовательных услуг в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об ...

Управленческая основа организации платного дополнительного образования в контексте ФГОС ДО.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении- это неотъемлемый компонентвыполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федера...

Реализация модели сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации и дополнительного образования. Особенности сотрудничества

Для функционирования дошкольной образовательной организации в режиме открытого образовательного пространства, воспитания и развития детей, развития кадрового потенциала, формирования положительного им...

Приказ от 31.08.2022 №01 Об организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг

Приказ от 31.08.2022 №01 Приказ от 31.08.2022 №01 Об организации предоставления дополнительных платных образовательных услуг...

Приказы об организации предоставления дополнительных видов деятельности

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы  до...