Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
методическая разработка (старшая группа) на тему

программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край».

На  сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней, стремление сохранить наследие народа.

Вопросами формирования представлений о родном крае в педагогике занимались В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Они утверждали, что их необходимо начинать формировать с детства. Работа в данном направлении невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение народного творчества.

Проблемами по формированию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста поднимались в работах таких исследователей, как М. А. Виноградова, Р. И. Жуковская и других. Учёные подчёркивали, что представления эффективно формируются не только на занятиях, но и в процессе трудовой, бытовой, игровой и других видов деятельности.

   Роль педагога в формировании представлений о родном крае  – помочь ребёнку узнать историю своей малой Родины, родного края, родной страны, приобщиться к культурным ценностям и традициям своего народа. Цель программы: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России.

Основные задачи:

  • Формировать чувства привязанности и любви к своим близким, родному дому, детскому саду.
  • Заинтересовать детей историей родного города, Республики Карелии, России.
  • Познакомить с государственными символами: гербом, флагом и гимном  города, Республики, России.
  • Формировать представления детей о быте, традициях, культуре  карельского народа и россиян.
  • Расширить и углубить представления детей о природе и животном мире родного края.
  • Воспитывать чувство патриотизма средствами художественно – эстетического воспитания, художественным словом.

Срок реализации программы 1 год. Программа реализуется в образовательной деятельности в режимных моментах 1 раз в неделю через познавательную, речевую, социально – коммуникативную, художественно – эстетическую образовательные области.

Принципы реализации программы:

1.Принцип личностно – ориентированного общения.  Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми и родителями.

2.Принцип тематического планирования. Материал спланирован по тематическим блокам: родная семья, родной город, родной край, народные традиции и обычаи, родная культура, природа и животный мир родного края.

3.Принцип последовательности. Предлагаемый материал спланирован последовательно от простого к сложному, в определённой системе.

4.Принцип доступности и занимательности. Изучаемый материал доступен, интересен и увлекателен для детей старшего возраста.

Формы реализации программы:

1.Образовательная деятельность в режимных моментах: целевые прогулки; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры.

2.Художественно – эстетическое развитие через: изобразительную деятельность, лепку, аппликацию, музыкальное развитие, чтение художественной литературы, праздничные концерты, утренники.

3.Проектная деятельность.

4.Работа с родителями.

Список литера туры:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой  Издательский Дом Воспитания дошкольника Москва 2004; «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» пособие для педагогов под редакцией А. Я. Ветохиной СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2013; «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников» под редакцией Н. Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой – М.:»Издательство Скрипторий 2003», 2007; научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №6 2011; журнал «Воспитатель ДОУ» №11 2012; «Младшим школьникам о Карелии» книга для чтения под редакцией А. Г. Блюдник ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРЕЛИЯ» ПЕТРОЗАВОДСК 1970; «Народные игры Карелии» Виола Мальми издательство ПЕТРОЗАВОДСК КАРЕЛИЯ 1987.



Предварительный просмотр:

Дата

Интеграция образовательных областей

Тема, цель

Организованная деятельность в ходе режимных моментов

Творческие проекты (продуктивная деятельность)

Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Семья и родной дом»

Формировать представления детей о мире семьи, активизировать опыт семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.

1.Беседа «Семья и родной дом»

2.Чтение р. н. с. «Гуси  -лебеди».

3.Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Рисование на тему «Моя дружная семья».

Поход в выходной день в лес.

2 неделя

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Моя родня»

Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

1.Беседа «Моя родня».

2.Рассматривание плаката «Семья».

3.Дид. игра «Кто сначала, кто потом».

4.Чтение р. н. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; «Крошечка Хаврошечка».

Оформление альбома семейных фотографий «Наша дружная семья».

3 неделя

Мониторинг

Октябрь

1 неделя

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Улица,  на которой я живу».

Формировать знания о улице на которой живёшь, умение называть свой домашний адрес. Закрепить правила дорожного движения.

1.Улица,  на которой я живу».

2.Лото «Дорожные знаки».

3. Строительная игра «Улица города».

Лепка «Мой двор»

Составление рисунка – схемы «Район в котором я живу».

2 неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Район, в котором находится мой детский сад».

Формировать интерес к родному городу, району и улице,  на которой находится детский сад.

1.Прогулка по улицам в районе детского сада.

2.Беседа об истории названия улиц.

3.Лото «Дорожные знаки».  

Рисование «Мой любимый детский сад».

3 неделя

Познавательная;

Речевая;

«Путешествие по улицам родного города»

Формировать интерес к своей малой родине, улицам, домам, общественным зданиям. Дать знания о том, что улиц в городе много и каждая имеет своё название.

1.Экскурсия по центральной улице города Пролетарскому проспекту.

2.Беседа «Какие дома я видел по дороге в детский сад».

3.Беседа о  правилах перехода улицы.

Рисование «Город моей мечты».

Проект совместно с родителями «Путешествие по улицам родного города».

4 неделя

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Познавательная

«Городские здания»

Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и не жилые. Пополнить словарь : школа, кафе, аптека, почта, магазин.

1.Рассматривание слайдов городских зданий.

2.Загадки о городских зданиях.

3.Игра «Из чего построен дом».

Рисование «Моё любимое место в городе».

5 неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Городские здания»

Закрепить знания детей о городских зданиях. Познакомить с сооружениями досуга и культуры, их назначениями.

1.Экскурсия в библиотеку, дом творчества.

2.Рассматривание иллюстраций зданий города.

3.Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Рисование «Книжкин дом».

Рисование совместно с родителями на тему «Самое красивое городское здание»

                        Ноябрь

1.неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно - эстетическая

«Городские памятники»

Познакомить детей с памятниками А. С. Пушкина, В. И. Ленина, Минина. Формировать познавательный интерес к исторически значимым людям.

1.Экскурсия к памятникам А. С. Пушкину, В. И. Ленину, Минину.

2.Чтение сказок и стихов А. С. Пушкина.

Рисование по сказкам А. С. Пушкина.

2.неделя

Познавательная;

Речевая

«Исторические памятники города»

Познакомить детей с историческими  памятниками архитектуры города Кеми. Пополнить словарь: памятник, собор, архитектор, культура.

1.Экскурсия к Благовещенскому собору и Успенскому соборам.

2. Рассказ воспитателя о памятниках архитектуры.

3 неделя

Познавательная;  

Речевая;

Художественно - эстетическая

 

«Наземный транспорт родного города»

Познакомить детей с разными видами наземного транспорта города, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть значимость их труда. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.

1.Беседа «Наземный транспорт нашего города».

2.Дид. игра «Профессии».

3.Загадки о наземном транспорте.

4.Чтение стихов «Нужные машины» Е. Павловой, В. Нестеренко.

5.Чтение стихов «Безопасная дорога» Г. Косовой.

1.Рисование на тему «Разные автомобили».

2.Проект «Путешествие автомобильчика».

Участие родителей в проекте «Путешествие автомобильчика».

4 неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно - эстетическая

«Железнодорожный транспорт нашего города».

Познакомить детей с профессиями людей, работающих на жд. транспорте. Пополнить словарь: машинист, помощник машиниста, проводник, электровоз, вагон, станция, вокзал. Воспитывать уважение к труду людей.

1.Беседа «Железнодорожный транспорт».

2.Рассматривание иллюстраций: железнодорожная станция, вокзал, депо.

3.Сюжетно – ролевая игра «Отправляемся в путешествие на поезде».

4.Чтение стихотворения Э.Успенского «Голубой вагон».

Коллективная аппликация на тему «Паравозик из   Ромашкова»

Рассказ папы – машиниста о своей профессии.

        Декабрь.

1неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

«Водный транспорт родного города»

Поддерживать интерес детей к разным профессиям. Познакомить с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнить словарь: моряк, капитан, юнга, флот, Белое море, корабль, катер, лодка.

1.Беседа «Расскажи, что ты знаешь о водном транспорте нашего города».

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Виды водного транспорта».

3.Сюжетно – ролевая игра «Морские путешественники».

4. Чтение рассказа Г. Цыферова «Пароходик».

Рисование на тему «По морю плывёт пароход».

Рассказ папы или дедушки о службе на флоте.

2 неделя

Познавательная;

Речевая.

«Знакомство с музеем «Поморье».

Познакомить детей с историей города, историческим прошлым его горожан, как жили, чем занимались. Воспитывать чувства любви и уважения к малой родине.

1. Экскурсия в музей «Поморье».

2.Беседа «Что в музее мне понравилось больше всего».

Рисование на тему «Что я увидел в музее».

Экскурсия в музей вместе с родителями.

3 неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая.

«Новый год у ворот».

Формировать представления детей о традициях и обычаях разных народов, в том числе карельского, в подготовке к новогоднему празднику.

1.Беседа «Как встречают Новый год разные народы».

2.Чтение и заучивание стихов о зиме и новогоднем празднике.

3.Украшение группы к празднику.

Аппликация на тему «Новогодняя ёлка».

4неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Новогодний праздник».

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, нарядной ёлке. Воспитывать желание дарить подарки своим близким.

1.Беседа «Где живёт Дед Мороз?»

2.Разучивание стихов песен и танцев к Новому году.

Изготовление подарков для родных.

Новогодний утренник для детей и родителей.

        Январь.

3неделя

Мониторинг.

4неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно эстетическая

«Из прошлого нашего края».

Формировать представления детей о жизни древних людей Карелии. Воспитывать желание знать и уважать прошлое своего народа.

1.Рассказ воспитателя «Как жили древние люди нашего края».

2.Рассматривание иллюстраций по теме.

Лепка «Глиняная посуда».

Предложить родителям вместе с детьми найти информацию о народных приметах.

5неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая.

Социально –коммуникативная.

«Карельская деревня».

Формировать представления детей о жизни и быте карельского крестьянина. Мужчины ловили рыбу, охотились, заготавливали лес, сеяли хлеб. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей.

Пополнить словарь: карельская изба, лавка,  русская печка,  люлька, прялка, ухват, полати, невод.

1.Рассказ воспитателя о карельской избе.

2.Беседа «Быт и занятия карельской семьи».

3.Рассматривание иллюстраций предметы утвари карельской семьи.

4.Дид. игры «Что выращивают в огороде».

Рисование на тему «Карельская изба».

Помощь родителей в создании «мини музея» предметов быта карельской семьи.

        Февраль.

1неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Что готовили в печи»

(карельские национальные блюда).

Познакомить детей с традиционными карельскими блюдами. Пополнить словарь: каша, щи, калитки, шаньги, рыбники, блины.

1.Беседа «Что готовили карелы в печи».

2.Рассматривание иллюстраций.

3.Разгадывание загадок о еде.

4.Театрализованная игра «Колобок».

Лепка из солёного теста «Карельские  пироги для кукол».

Родителям вместе с детьми предложить подобрать пословицы и поговорки о еде, хлебе и нарисовать к ним картинки.

2неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая.

Социально – коммуникативная.

«Знакомство с карельским народным фольклором».

Познакомить детей с малыми формами карельского фольклора: загадками, пословицами, закличками, считалками. Развивать смекалку, память, творчество.

1.Словес. игра «Придумай загадку».

2.Знакомство с пословицами о труде и их смысловыми значениями.

3.Заучивание закличек и считалок.

Рисование «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».

3неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно  –эстетическая;

Социально – коммуникативная.

«Знакомство с карельскими народными сказками».

Продолжать знакомить детей с карельским народным творчеством – сказками. Пополнить словарь: купец, водяной, важенка, красавица Насто, ведьма Сюоятор.

1.Чтение сказок: «Красавица Насто», «Ольховая чурка», «Голубая важенка», «Чёрная уточка», «Сума дай ума».

2.Разыгрывание карельских сказок через театрализованные игры.

Рисование на тему «Моя любимая сказка».

4неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Физическое развитие.

«День защитника Отечества»

Формировать патриотические чувства на основе ознакомления детей с боевыми традициями нашего народа. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

1.Заучивание стихов к празднику.

2.Чтение худож. Литературы о защитниках Отечества.

3.Соревнование между мальчиками старших групп.

Рисование на тему «Мой папа – солдат»;

Изготовление подарков для пап.

КВН «Будем в армии служить» с участием пап.

        Март.

1неделя

Речевая;

Художественно -эстетическая

«Мама - первое слово».

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Воспитывать уважение к женщинам и девочкам, желание проявлять заботу о них.

1.Раучивание стихов к празднику.

2.Чтение.

3.Разучивание сценок – миниатюр и частушек к празднику.

4.Составление рассказа из личного опыта «Моя мама».

Аппликация «Букет для мамочки».

Конкурс для мам и девочек «Хочу похожей быть на маму».

2неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно - эстетическая

«Карельский национальный костюм».

Познакомить детей с особенностями карельского национального костюма. Пополнить словарь: сарафан, кокошник, фартук, лапти.

1.Рассматривание национального костюма: одежда, украшения.

2.Беседа об особенностях одежды жителей Карелии.

3.Рассматривание карельского орнамента, украшающего одежду.

Декоративное рисование «Украсим полотенце».

3неделя

Познавательная;

Речевая;

«Город Петрозаводск – столица Карелии».

Познакомить детей с городом Петрозаводском. Дать понятие о том, что столица – это главный город нашей Республики. Формировать чувства любви и гордости за свою Родину.

1.Рассматривание иллюстраций с видами города Петрозаводска.

2.Рассказы детей, побывавших в Петрозаводске.

3.Чтение стихов и слушание песен о Петрозаводске и Карелии.

Рисование на тему: «Что я узнал о Петрозаводске».

4неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно –эстетическая,

Социально – коммуникативная.

«Карельская кукла».

Познакомить детей с  карельской народной куклой, её многообразием, историей возникновения и предназначением  в жизни детей и взрослых.

Пополнить словарь: Пеленашка, Крупеничка, оберег.

1.Рассказ воспитателя о происхождении и назначении кукол: «Пеленашка»,  

2.Рассматривание материала (мочало, ткани) из которых изготавливали кукол.

3.Игры с карельскими куклами.

Изготовление куклы «Пеленашки», лошадки, оберега.

        Апрель.

1неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная,

Художественно – эстетическая.

«Карельские народные игры»

Познакомить детей с карельскими народными играми, забавами. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям.

Пополнить словарь детей карельскими словами.

1.Рассказ воспитателя о том, как возникли карельские игры.

2.Разучить игры: «Веркко да калат» (Сеть да рыба); «Яной да хукка» (Заяц и волк); «Кукот»

(Петухи); «Имушка» (Жмурки), «Догонялки» и др.

«Нарисуй любимую игру».

2неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«День космонавтики».

Дать знания детей о том , что 12 апреля День космонавтики, о первом космонавте Ю. Гагарине. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Пополнить словарь: космос, планеты, космонавт, ракета, учёный – конструктор, механик.

1.Беседа «Первый полёт в космос».

2.Рассматривание иллюстраций спутников Земли, ракеты, портрета первого космонавта Ю. Гагарина.

3.Сюжет. – ролевая игра «Полёт в космос».

Рисование на тему «Космос».

3неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Растительный мир родного края».

Расширить представления детей о природе родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать желание восхищаться родной

природой, беречь её.

1.Беседа «Природа родного края».

2. Просмотр фильма

«Карелия с высоты птичьего полета».

3.Беседа «Правила поведения  в лесу» , рассматривание

картинок на эту тему.

4.Загадки о деревьях и растениях.

Рисование на тему «Весна в лесу».

Составление фото альбома «Природа родного края».

4неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Карельская береза»

Дать детям знания о карельской берёзе: отличительные особенности от обыкновенной берёзы, ценность её древесины.

1.Рассмотреть и сравнить карельскую березу и обыкновенную.

2.Дид. игра «Как зовут тебя деревце?».

3.Чтение карельской народной сказки «Берёзовый сок».

Рисование «Карельская берёзка».

5неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально -  коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Животный мир родного края».

Расширить представления детей о животном мире родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы.

1.Беседа «Хозяин леса».

2.Рассматривание иллюстраций «Животные Карелии».

3.Чтение карельских сказок «Медведь – дровосек», «Про куницу, как она в гости к снегирям

Лепка  «Животные карельского леса"

ходила».

        Май.

1неделя

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая.

«9 Мая – День Победы».

Активизировать знания детей о российской армии. Развивать патриотические чувства, уважение к защитникам Родины.

1.Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны.

2.Разучивание стихов к празднику.

3.Составление фото альбома «Российская армия».

Изготовление поздравительных открыток.

Праздничный утренник для родителей.

2неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Государственные символы родного города и Республики Карелия».

Формировать представления детей о государственных символах – флаге, гимне,

1.Рассмотреть флаг Карелии, рассказать о значении его цветов.

2.Рассмотреть и сравнить  герб Карелии и Кеми.

Аппликация «Государственный флаг Карелии».

Предложить родителям вместе с детьми собрать информацию на темы: «Почему на флаге Карелии три цвета?», «Как медведь на герб Карелии попал?», «Что означает рисунок на гербе города Кеми?».

гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

3.Слушание гимна Карелии.

3неделя

Мониторинг.

1неделя

Познавательная;

Речевая;

Социально – коммуникативная;

Художественно – эстетическая.

«Знакомство с карельскими сказками».

Познакомить детей с карельскими народными сказками, добрыми и злыми сказочными героями. Пополнить словарь детей: купец, водяной, чужбина, красавица Насто, ведьма Сюоятор, важенка. Развивать творческие способности.

1.Чтение сказок «Голубая важенка», «Красавица Насто», «Сума дай ума», «Чёрная уточка», «Ольховая Чурка».

2.Беседа «Чему учат карельские сказки».

3.Разыгрывание карельских сказок через театрализованные игры.

Рисование на тему «Моя любимая сказка».

2 и 3 недели

Познавательная;

Речевая;

Художественно – эстетическая.

«Знакомство с малыми формами карельского фольклора».

Продолжать знакомить детей с карельским фольклором: загадками, пословицами, закличками, считалками. Развивать смекалку, память, творчество.

1.Придумай загадку.

2.Знакомство с пословицами, их смысловым значением.

3.Заучивание карельских народных  закличек и считалок.

Рисование на тему «Отгадай загадку, нарисуй отгадку».