Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

«Применение

здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechat.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Применение

здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольноговозраста»

                

        СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18

                                                Введение

          Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

           Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

  1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста

           Здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

            Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

            Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

               В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

               Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (воспитанников, педагогов и др.).

Основные составляющие этой системы:

. Организация рационального двигательного режима воспитанников.

. Непрерывное отслеживание состояния здоровья воспитанников и своевременная коррекция возникающих отклонений.

. Организация рационального воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.

           По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют

- медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность),

- образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактитки и коррекции девиантного поведения);

-  психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера).                 К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

             Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании - это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.

              Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно - оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

               Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка - это поступление в детское дошкольное учреждение. В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.

               Разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно - просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса в ДОУ.

             Круглогодично, планово и с обязательным анализом в детском саду проводятся разнообразные лечебно - оздоровительные мероприятия по специально разработанным программам и под контролем медицинских работников.

              Два раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) физкультурные занятия проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.

               Применяются различные методы неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. Так, воспитанники детского сада два раза в неделю посещают бассейн. Отмечено, что дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют острыми респираторными заболеваниями.

                В группах воспитатели, под контролем медицинского работника, проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна.

               Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.

              Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.

              Осуществляется витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты). Кроме того, дети получают кислородный коктейль курсами.

             Находят применение и народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.

            В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ - проводится профилактическое смазывание слизистой носа противовирусной мазью.

            Также с детьми проводится звуковая гимнастика, психогенная гимнастика (с участием логопеда, музыкального руководителя и психолога).

            Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие ДОУ, ежегодно осматриваются врачом педиатром. Дети декретированных возрастов проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений, проследить за характером течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья).

             Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой группе риска - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период. Важно вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для ребёнка период - поступление в первый класс.

           Преобладание в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

           Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

·- приобщение детей к физической культуре;

·- использование развивающих форм оздоровительной работы.

         Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

        Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

            С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями. Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию. С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности разработана модель двигательного режима для детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

          Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, тренажеры, музыкальное сопровождение для повышения активности детей.

          Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в месяц), «Дни здоровья» (ежеквартально).

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

              Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

              После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

               Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.        

2. Правильная организация прогулок и их длительность (расписание НОД составлено с учетом длительности прогулки не менее полутора часов).

3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).

4. Облегченная одежда в детском саду.

5. Гимнастика после сна.

6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).

7. Солевые дорожки - младший возраст.

8. Мытье прохладной водой рук по локоть - средний возраст.

9. Комплекс контрастных закаливающих процедур - старший возраст.

10.Полоскание рта лечебными настоями и прохладной водой.

11. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.

12. Самомассаж.

13. Витаминотерапия

14. Фитотерапия

  1. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающей  технологии «Здоровый малыш» З.И.Берестневой в образовательном процессе ДОУ.

Здоровьесберегающая технология «Здоровый малыш» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план их реализации.

Цель:

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные направления:

 Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение санитарно-гигиенического режима;
  3. Проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий;
  4. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  5. Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
  6. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

  1. Противорецедивное лечение хронических заболеваний;
  2. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
  3. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент

воспитанников

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптационный период);

- гибкий режим;

- организация микроклимата и стиля жизни группы;

- учет лунного ритма;

- учет биоритмов;

- учет астрологического прогноза;

- коррекция биоритмологической активности

Все группы                

Старший дошкольный возраст

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- НОД (двигательная деятельность);

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, коррекция осанки, плоскостопие, зрение);

- спортивные игры;

- занятия в спортивных кружках;

- терренкур (дозированная ходьба);

- пешие прогулки (турпоход)

Все группы

Старший дошкольный возраст

3.

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- местный и общий душ;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды;

- посещение бассейна.

Все группы

4.

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений (в том числе сквозное);

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»);

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Все группы

5.

Активный отдых

- развлечения, праздники;

- игры-забавы;

- дни здоровья

Все группы

6.

Арома и фитотерапия

- ароматизация помещений;

- сеанс фитоаэроионизации;

- фитопитание (чаи, коктейли);

- аромаподушки;

- аромамедальоны

Все группы

Младший дошкольный возраст

7.

Диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания)

Все группы

8.

Свето и цветотерапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса

Все группы

9.

Музтерапия

- музыкальное сопровождение режимных моментов;

- музыкальное оформление фона НОД;

- музыкальная театральная деятельность;

- хоровое пение

Все группы

10.

Аутотренинг и психогимнастика

- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;

- игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;

- коррекция поведения

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

11.

Спецзакаливание

- босоножье;

- игровой массаж;

- обширное умывание;

- дыхательная гимнастика

Все группы

Старший д.в.

Все группы

12.

Физиотерапия

- УФО общее;

- тубус-кварц;

- люстра Чижевского

ЧБД

13.

Пропаганда ЗОЖ

- эколого-валеологический театр;

- периодическая печать;

- курс лекций и бесед;

- спецзанятия (ОБЖ)

Все группы

Старший дошк. возраст

                    Список использованных источников

  1. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш», Под ред. З.И.Берестневой, Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2005;

     2.  http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ»;

     3.  http://www.trunsun.edusite.ru/p47aa1.html «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада»;

     4.  http://www.noav.ru/?p=410 «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном и школьном образовании».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"

У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе жизнь ставит перед нами много новых проблем. Но самая актуальная в детском саду на сегодняшний день – проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема здоровья, его со...

«Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и ...

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО...

Применение социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по применению социоигровых технологий в образовательном процессе ДОО....

Применение здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста

1. Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей дошкольного возраста 2. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ для детей ста...