"Народные подвижные игры в детском саду"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Золотых Ольга Александровна

В своей практике я часто использую детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр. Считаю, чтобы педагог мог заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, он должен сам уметь в них играть, знать историю их появления, владеть методикой педагогического руковод­ства. Поэтому стремлюсь постоянно пополнять багаж своих знаний новыми интересными находками и делиться ими с коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 «Родничок»

«Народные подвижные игры в детском саду»                                                   

Золотых О.А., воспитатель

г. Старый Оскол, Белгородской области

2014 год

     Многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх и делают это с огромным удовольствием. Начиная в раннем возрасте с подражательных манипуляционных действий с предметами, к 6-7 годам дети овладевают всем разнообразием игр: сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные, игры с природным материалом, игры-забавы, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические, подвижные (сюжетные и бессюжетные), игры с элементами спорта. Стоит отметить, что и в более взрослом возрасте человек с упоением продолжает играть в уже существующие игры или придумывает собственные. Так уж мы устроены!

    Сейчас, когда так много мы говорим о здоровом образе жизни, о развитии личности гармоничной, инициативной, творческой, здоровой физически и духовно, настало время воспользоваться всем потенциалом, предлагаемым нам игрой, максимально задействовать игровые методы и приемы, что оправдано психофизиологическими особенностями дошкольников.

    Дети в игре живут. Начиная играть, они хотят именно играть, то есть приятно провести время. Их самодеятельность, творчество, вкусы, наклонности и дарования проявляются здесь во всей силе. Игра является наиболее свободной деятельностью дошкольника: он свободно выбирает сюжет игры, а предметы наделяются теми свойствами, которые сам ребенок придает им в игре. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей перевоплощению в образ.

    В своей практике я часто использую детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр. Считаю, чтобы педагог мог заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, он должен сам уметь в них играть, знать историю их появления, владеть методикой педагогического руководства. Поэтому стремлюсь постоянно пополнять багаж своих знаний новыми интересными находками и делиться ими с коллегами.

    Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, неотъемлемой частью национального, художественного, нравственного, умственного, духовного и физического воспитания дошкольников. Основываясь на фольклоре, они отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. У детей формируется уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития любви и преданности Родине. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, преодоления и этим увлекают детей, вызывают эмоции радости. Народные праздники в русских селах и городах сопровождались шумными играми, хороводами, соревнованиями на свежем воздухе, помогая закаливанию детворы. Народная игра дает представление о чести, смелости, мужестве, взаимовыручке. Каждый играющий готов продемонстрировать силу, ловкостью, выносливостью, быстроту движений. Умственное развитие происходит исподволь, ненавязчиво. Выполнение правил, запоминание текста вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Динамичные игровые события требуют проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В игре плавно происходит социализация ребенка. Вместе проговаривая считалки, зачины, диалоги, выручая осаленных, договариваясь о правилах, двигаясь в паре или цепочкой, дети учатся слаженным коллективным действиям, усваивают морально-этические нормы и ценности. Играя, ребенок не только познает огромный мир, но и преображает его и себя в нем.

    Главная цель педагогического руководства детскими народными играми — развить активность и фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог организовывать, а позже и изобретать подобные игры.

    Считаю возможным напомнить некоторые детские народные игры и их правила.

Игры с бегом.

1) «Змейка»

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д. Все дети крепко держатся за руки, чтобы «цепочка» не порвалась. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

2) «Салки»

Перед началом игры надо выбрать водящего («салку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок становится водящим и должен «осалить» другого.

3) «Кошки-мышки»

Эту игру, так же как и «салки», начинают с выбора водящего («кошки»). Другие дети — «мышки» — разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

4) «Уголки»

Водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок.

За шильце,

За мыльце.

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

5) «Горелки» 
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. 
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: 
Гори-гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
И раз, и два, и три. 
Последняя пара беги! 
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

 6) «Жмурки»

Водящий становится в круг, ему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышек, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

7) «Красочки»
Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». 
Все остальные играющие загадывают втайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. 
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». 
Продавец: «За какой?» 
Монах называет любой цвет, например: «За голубой». 
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» 
«Монах» начинает игру с начала. 
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. 
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
Игры с мячами        

1) «Ямки»         

На площадке в один ряд выкапывают несколько ямок, но не больше 10 и отмечают их номерами. На расстоянии 3 м от них проводят черту, с которой играющие прокатывают шары в ямки поочередно, начиная с первой. Игру начинает первый играющий, он прокатывает шар, пока не промахнется. За ним продолжает игру второй, затем третий и т. д. Когда очередь вновь дойдет до первого игрока, он начинает игру с той ямки, в которую не попал. Кто первым попадет во все ямки, тот выигрывает. Ямок может быть разное количество, не обязательно по числу играющих. Дети могут не прокатывать, а бросать шары в ямки. 

2) «Мяч в стену»

На расстоянии 1—2 м от стены проводят черту. Играющие встают в поле за чертой свободно, кому как удобно. Водящий встает у черты лицом к стене и бьет мячом в стену так, чтобы он перелетел за черту. В поле его ловит тот игрок, которому это удобнее. Поймавший мяч перебрасывает его водящему. Если водящий поймает его, то уходит играть в поле, а на его место идет тот, кто перебрасывал мяч. Если же брошенный мяч водящий не поймает, то остается у стены водить. Игру можно усложнить, если играющим дать 2—3 мяча и выбрать 2—3 водящих.

3) «Лапта»

Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1. Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2. Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если

— все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона,

— все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город,

— во время перебежки игрока «города» запятнали.

Игры с прыжками

1) «Классы»

На земле чертят фигуру. Каждый квадрат фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь: кто начнет игру первым, кто будет вторым, третьим и т. д. Первый из игроков бросает камешек в первый класс, встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в тот же класс. Носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. И так далее.  Игру начинает очередной игрок, если камешек предыдущего попал на черту или не в тот класс или игрок встал ногой на черту.

2) «Пятнашки»

На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину круга — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашек и вовремя выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой.

3) «Салка на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слово «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребенок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!» Игра повторяется.

    Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Недавно прочла, что при раскопках в древнем Новгороде среди найденных предметов есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название хорошо известной нам игре. Значит, живет эта игра в народе более тысячи лет! Детская фантазия безгранична. А появление новых материалов и их использование в изготовлении игрушек дает толчок новому поколению детей в создании своих подвижных игр, которые можно было бы определить, как современный детский игровой фольклор. Многие в своем детстве с радостью играли, например, в «Резиночку», «Скакалки с фигурами». Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Играя с детьми сегодня, мы прикасаемся к будущему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)...

Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду

Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду...

Русские народные подвижные игры в детском саду

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельныйвид деятельности, свойственный человеку. Игры являются сокровищницейчеловеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отража...

Народные подвижные игры в детском саду

Народные подвижные игры в детском саду...

Консультация "Использование русских народных подвижных игр в детском саду"

Консультация для родителей "Использование русских народных подвижных игр в детском саду"...

Русские народные подвижные игры в детском саду.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...