Развитие воображения в процессе подготовки детей к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Ходакина Елена Михайловна
Данная статья посвящена проблеме развития воображения в процессе подготовки детей к школе. В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khodakina_elena_mikhaylovn1.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Ходакина  Елена Михайловна

                                                            воспитатель, МАДОУ «детский сад №83»,                                                                                                          г. Братск, Иркутская область

Развитие воображения в процессе подготовки детей к школе

        Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребёнка механизмы воображения. И только в общении с ним ребёнок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь.

Урунтаева  Г.А.  отмечает, что воображение – основное новообразование в дошкольном возрасте. Этот возрастной период наиболее благоприятный для его развития. Следовательно, одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без неё существовать.

В последнее время психологами, родителями уделяется большое значение развитию индивидуальности ребёнка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития воображения. Формирование творческой индивидуальности ребёнка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфики сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), образного видения каждого. Е.Е. Данилова говорила, что воображение развивается в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. Воображение проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности – её интересов, знаний, эмоционального настроя. Поэтому игры и упражнения, стимулирующие развитие ассоциативности воображения дошкольников должны опираться на чувственно-эмоциональное постижение окружающего; строиться на использовании механизма синестезии.

По мнению Кравцовой Е.Е. существуют следующие условия формирования творческого воображения у детей:

  • процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способность руководить творчески;
  • обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член.

Функция взрослого заключается в следующем:  во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, а во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений. Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей.

В психологии принято отмечать, что воображение ребёнка складывается в игре. Игра является мощным стимулом для развития воображения.         Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, чтобы через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.  Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Всё это способствует развитию воображения. В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Игра ребёнка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Важнейшим моментом в развитии воображения ребёнка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закреплёнными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумага) и природный (шишки, веточки, жёлуди). Действуя с ними, наделяя их разными значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребёнок интенсивно осваивает замещение.

Важно научить ребёнка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего, в продуктивных видах деятельности. В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразовывающей активностью ребёнка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.

Список литературы:

  1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224с.
  3. Гаспарова,  Е. М. Режиссёрские игры как фактор развития творческого воображения / Е. М. Гаспарова// Творчество и педагогика. – 1988. № 5. С.54-58.
  4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ "Взаимодействие педагогов с родителями в процессе подготовки детей к школе "

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального образования выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активно...

Статья «Особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей в процессе подготовки детей к школе»

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия дошкольной организации и родителей. Доказывается, что одним из главных в дошкольной организации  направлением считается взаимодействие д...

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»

laquo;Развитие мелкой моторики рук (игровой самомассаж) в процессе подготовки детей к школе»...

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

«Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»

 «Использование приёмов развития творческого воображения в процессе подготовки детей дошкольного возраста к школе»           Дошкольное  обра...