Дополнительная образовательная программа кружка "Родное Воронежское прихопёрье"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Программа знакомит детей с растительным и животным миром родного края, рассказывает об истории возникновения и развития города, происхождении рек, лесов, об известных личностях, прославивших наш край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО «Детский сад №21 комбинированного вида»

Дополнительная образовательная программа кружка «Родное Воронежское Прихопёрье»

Автор: Григорова Нина Ивановна

Борисоглебск, 2014

Содержание

I. Пояснительная записка

II. Календарно-тематический план непосредственной образовательной деятельности

III. Основные формы кружковой работы

IV. Критерии результативности обучения старших дошкольников

V. Условия реализации программы

VI. Мониторинг образовательной работы по программе результатов

Список используемой литературы

Приложение

I. Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...

Д.С. Лихачев

В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Поэтому наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чем убеждает нас личный опыт и работы других педагогов.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребенок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских       позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интригующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Актуальность данной программы заключается в том, что хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в    системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Новизна: содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход дает возможность рассматривать исторические, природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных, исторических и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю.

Педагогическая целесообразность: практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приемы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у старших дошкольников навыков работы со всевозможными источниками телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности: мультимедийная среда намного выше по информативной плотности, чем традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом, мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиасредств.

Дополнительная образовательная программа реализуется в позновательно-речевом направлении развития дошкольников и углубляет содержание образовательной области «Познание» за счет внедрения национально-регионального компонента.

Цель кружка: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство их с прошлым и настоящим.

Задачи:

  • Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края — малой Родины;
  • Познакомить с историей заселения родного края;
  • Познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
  • Различать национальные костюмы нашего края;
  • Формировать интерес к устному народному творчеству;
  • Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению;
  • Расширять и обобщать знания детей о флоре и фауне Борисоглебска;
  • Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении и многообразии форм и красок;
  • Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
  • Уметь вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их.

Отличительные особенности программы

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание. Это комплексные программы - «Истоки», авторы: Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.; «Детство», авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. парциальные программы - «Семицветик», авторы: В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова; «Наш дом — природа», автор: Н.А. Рыжова; «Юный эколог», автор: С.Н. Николаева; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Их анализ показывает, что ни одна из программ не дает возможности в полном объеме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, т. к. предлагаемая в них работа по краеведению носит недостаточно целостный характер, отмечаются эпизодические включения...

Наша программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше о растительном и животном мире, познакомиться с прошлым Воронежского Прихопёрья, нашего края, происхождением названия города, рек, лесов, холмов, понятием Черноземье.

Возраст детей: Данная программа предназначена для дошкольников 6-7 лет. Старший дошкольный возраст является ярким периодом открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями. Старших дошкольников все больше интересует природное окружение, предметный мир культуры и история нравов нашего народа.

Срок реализации программы:1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, материал распределен на 11 часов 40 минут в год.

Реализация программы начинается с третьей недели сентября по вторую неделю мая.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

  • групповая (беседы, экскурсии);
  • подгрупповая (чтение и обсуждение художественной литературы, познание, социализация, художественное творчество);
  • индивидуальные (развивающие и народные игры, посещение музеев).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Интегративные качества

Особенности формирования

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

На пеших экскурсиях, походах.

Любознательный, активный.

В беседах, на занятиях.

Эмоционально отзывчивый.

В обсуждении конкретных ситуаций, наблюдаемых в процессе экскурсий, прогулок.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В процессе общения со сверстниками, воспитателями, взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

В процессе наблюдения за воспитателями в определенных ситуациях, бесед со специалистами о правилах поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

В процессе общения со сверстниками, взрослыми и воспитателями, решения задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Беседы, занятия, экскурсии.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Занятия.

Форма подведения итогов реализации программы:

Развлекательно-познавательная игра «Звездный час», беседа, анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, творческие работы детей).

II. Календарно-тематический план непосредственной образовательной деятельности

№ п/п

Содержание модуля, темы

Объем НОД

Интегративные качества

Методические пособия

Модуль 1: «Воронежское Прихопёрье — край Черноземья»

1

Почвенный состав (понятие «Черноземье»)

1

Наблюдательный, любознательный

Демонстрационный набор «Почва»

Модуль 2: «История Воронежского Прихопёрья»

2.1.

Борисоглебск — город, в котором мы живем (возраст, происхождение, герб)

1

Способность поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес)

Иллюстрации, фотографии

2.2.

Воронежское Прихопёрье (долетописный Борисоглебск, названия рек Ворона, Хопер, лесов, холмов)

1

Высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (удивление)

Фотографии с видами рек Хопер и Ворона, Теллермановского леса

2.3.

Сказания, мифы, легенды о возникновении г. Борисоглебска (основатели г. Борисоглебска)

1

Любознательный

Картинки с изображением святых Бориса и Глеба

2.4.

Борисоглебск и Царь Петр Великий (создание первого русского флота, дубовые корабельные мачты)

1

Способность общаться со взрослыми, поддерживать беседу, любознательный

Книга с иллюстрациями «Борисоглебск»

Модуль 3: «Растительный мир Прихопёрья»

3.1.

Луговые и полевые растения (злаковые культуры)

1

Способность поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (радость, интерес); способность общаться со взрослыми и сверстниками

Фотографии, иллюстрации, гербарий степных и лесных растений, демонстрационный набор «Грибы»

3.2.

Что в лесу растет? (ядовитые грибы)

1

3.3.

Лесная аптека

1

3.4.

На воде, у воды

1

Модуль 4: «Животный мир нашего края»

4.1.

Насекомые (питание, приспособленность к среде, образ жизни)

1

Способность общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (интерес, удивление)

Иллюстрации, презентации «Птицы Воронежской области», «Животные нашего края» и «Кто живет в реках «Хопер и Ворона»

4.2.

Животные леса (питание, приспособленность к среде, образ жизни)

1

4.3.

Птицы нашего края (зимующие и перелетные)

1

4.4.

Обитатели подводного мира (рыбы, насекомые, звери)

1

Модуль 5: «Красная книга Воронежского Прихопёрья»

5.1.

Птицы, занесенные в красную книгу (лебедь малый, аист черный, дрофа)

1

Эмоционально-отзывчивый, наблюдательный, любознательный; активный, стремящийся сохранить и защитить природу

Аудиозапись голосов птиц и животных; презентация «Красная книга Воронежской области»; презентация «Природные памятники Прихопёрья»

5.2.

Животные, занесенные в красную книгу (выхухоль, русская норка, европейская выдра северная)

1

5.3.

Растения, занесенные в красную книгу (ковыль красивейший, рябчик русский, ландыш лесной, ирис карликовый, венерин башмачок)

1

5.4.

Хоперский заповедник

1

Модуль 6: «Что мы знаем о нашем крае»

6.1.

Герои-земляки (В.П. Чкалов, Н.П. Каманин, В.К. Коккинаки и др.)

1

Способность поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции (радость, интерес, удивление); способность общаться со взрослыми и сверстниками

Фотографии героев; Презентация «Лесник Корнаковский и его аллея можжевельника»

6.2.

Музей имени В.П. Чкалова (экскурсия)

1

6.3.

Краеведческий музей г. Борисоглебска (экскурсия)

1

6.4.

Памятники природы (Аллея Корнаковского, видео-экскурсия)

1

Модуль 7: «Культурное наследие Борисоглебска»

7.1.

Культура и искусство (художники Рябушкин А.П., Куприн А.В., писатель Н.М. Горький и др.)

1

Любознательный, общительный

Иллюстрации, альбомы

7.2.

Быт и традиции борисоглебцев (обычаи, обряды, развлечения, забавы, праздники народного и церковного календаря)

1

7.3.

История борисоглебского казачества (кто такие казаки, одежда, быт)

1

Модуль 8: «Архитектура и промышленность города»

8.1.

Улицы современного города (их названия)

1

Наблюдательный, любознательный

Иллюстрации города, карты-схемы окружения микрорайона, детского сада; презентация «Экскурсия по улицам нашего города»

8.2.

Микрорайоны города (площади, дома)

1

8.3.

Памятники города (Чкалову, Прохорову и т. д.)

1

8.4.

Фабрики и заводы нашего города (хлебзавод, швейная фабрика и др.)

1

Модуль 9: «Моя семья»

9.1.

Родословное «дерево» моей семьи

1

Способность поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активный, общительный

Экспонаты музея, фотографии родителей, старинные игрушки

9.2.

Семейные традиции и обычаи

1

9.3.

Участие родителей и детей в экологической акции

1

9.4.

Музей нашего д/с, пополнение экспонатами родителей (экскурсия)

1

Модуль 10: «Экология»

10.1.

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Наблюдательный, чистоплотный, аккуратный, любознательный, активный

Фотографии, иллюстрации, художественная литература

10.2.

«Вот труба — над нею дым»

1

10.3.

Почему мы часто слышим слово «экология»

1

10.4.

Познавательно-развлекательная игра «Звездный час»

1

Всего:

36 часов

III. Основные формы кружковой работы

  • наблюдения на экскурсиях в музей и по улицам города;
  • целевые прогулки, походы к памятникам;
  • интегрированные занятия;
  • беседы;
  • рассказы педагога;
  • чтение художественной литературы;
  • составление творческих рассказов;
  • игры: дидактические, народные, творческие, интеллектуально-познавательные;
  • встреча с интересными людьми;
  • праздники, развлечения;
  • экологические акции.

IV. Критерии результативности обучения старших дошкольников

  • Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям родного края;
  • Использовать в активной речи фольклор;
  • Уметь играть в русские народные игры;
  • Знать памятники культуры, историю возникновения своего города;
  • Знать животный и растительный мир родного края;
  • Быть непосредственным участником экологических акций вместе с родителями.

V. Условия реализации программы

Научно-методическое оснащение: книги, методические пособия, брошюры.

Дидактическое оснащение: фотографии с видами природы Воронежского Прихопёрья; набор фотографий «Борисоглебск», плакат «Как человек загрязняет наш город», иллюстрации с видами рек Хопер, Ворона, демонстрационный набор «Почва», гербарий растений Воронежской области, набор муляжей «Грибы», набор карточек с изображением грибов, фотографии представителей лесной фауны нашего края, гербарий лекарственных и ядовитых растений Воронежской области, фотографии с изображениями растений и животных водоемов, насекомых (наземных и водных), животных и птиц, лесной зоны, обитающих в нашей области, альбом «Природные памятники Борисоглебска», фотографии с изображением аллеи Корнаковского, Хоперского заповедника, альбомы «Лекарственные растения» и «Ядовитые растения», фотографии с изображением животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу Воронежской области, кукла в воронежском национальном костюме, фотографии с изображением улиц, старинных и современных домов, предприятий города, картинка с изображением герба.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, экран, проектор, флешкарта с презентациями, CD-проигрыватель, CD-диск с записью голосов животных и птиц.

VI. Мониторинг образовательной работы по программе результатов

Объект

Форма (метод/методика)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Методика определения физических качеств и навыков

1 раз в год

Мая

Физ. Воспитатель, медсестра

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель, физ. воспитатель

Любознательный, активный

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (источник Немов Р.С. Психология/Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 600 с.)

1 раз в год

Май

Ст. воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Эмоционально отзывчивый

Методика «Что — почему — как» (Нгуен М.А.)

Методика «Отражение чувств» (Нгуен М.А.)

1 раз в год

ст. Воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Методика «Необитаемый остров» (источник: Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозайка-Синтез, 2008 — 64 с.)

1 раз в год

Апрель

ст. воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже)

1 раз в год

Апрель

ст. воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь, май

Воспитатель

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Методика исследования словесно-логического мышления (по Я. Йерасеку)

1 раз в год

Май

ст. воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Методика «Какой  я?» (источник Немов, Р.С. Психология/Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 640 с.)

1 раз в год

Март

ст. воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь, май

Воспитатель

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Рассказ по картинке (источник: Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов/под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой — М.: Просвещение, 2011. - 127 с.)

1 раз в год

Апрель

Ст. воспитатель

Наблюдение

1 раз в год

Май

Воспитатель, педагог музыки, др. специалисты

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Тест простых поручений

1 раз в год

Апрель

ст. воспитатель

Наблюдение

1 раз в год

Май

Воспитатель

Список используемой литературы

  1. Апальков Ю.А., Голованов В.М. «Воронежское Прихоперье: филология и этнография» - Борисоглебск, 2003.
  2. Апальков Ю.А., Голованов В.М. «Крепость на Хопре».Борисоглебск, 1997г.
  3. «Борисоглебский край». Историко-краеведческий сборник. Вып.1 Борисоглебск, 1998г.
  4. Н. Веденеева «Азбука родного края», Воронеж, 1995.
  5. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007.
  6. В.М. Голованов «Борисоглебский край в XV-XVIII вв., Борисоглебск, 2006 г.
  7. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2008.
  8. Еньков Е.И. Теллермановский лес и его восстановление. Воронеж, 1976г.
  9. Зайцева А.А., Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли. Москва, 1994г.
  10. Мой город. Методические справочные материалы. Борисоглебск, 1997г.
  11. М. Забылин «Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия», М.: Рус книга, 1996.
  12. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду, Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др., издательство: Спб., Детство-ПРЕСС, 2004 г.
  13. С.В. Истомин «Я познаю мир» М.: «Астрель», 2007.
  14. Постоев М., Тихов А. Борисоглебск. Воронеж, 1949.
  15. Самошкин В.В. Борисоглебский край. Историко-краеведческий сборник. Борисоглебск, 2005г.
  16. Улитина Н.И. Биография Борисоглебских улиц. Воронеж, 1977г.
  17. Журнал «Игра и дети» №5, 2005.

Приложение

Конспекты НОД по экологии для старшей и подготовительной группы

Конспект НОД по экологии на тему: «Что такое дом?»

Программное содержание: формировать у детей основное понятие — дом, который является первым шагом к открытию его гуманитарно-экологического содержания. Учить понимать значение слова «дом» (место где живут). Воспитывать любовь и уважение к родному дому.  

Оборудование: иллюстрации жилищ человека, фланелеграф, материал для фланелеграфа.

Методика проведения: Сегодня мы отправимся в необычное интересное путешествие, в котором познакомимся с различными типами жилищ (домов) человека. Ребята, первыми жилищами человека были шалаши (показываю иллюстрации), также люди жили в пещерах. Давайте на время представим, что наша групповая комната — это пещера древнего человека.

Из чего же была сделана пещера? (из камня)

А кто знает, чем обогревались люди в пещере и на чем готовили пищу? (на костре)

Чем же являлась пещера для древних людей? (убежищем)

Правильно, дети. В пещере люди скрывались от непогоды: дождя, ветра, снега, а еще они скрывались в пещере от своих врагов: как диких зверей, так и вражеских племен. Поэтому пещера являлась для человека всем, а самое главное — это было место, где он родился. Ребята, а где жили люди в средние века? (в замках). Правильно. Замки являлись для людей убежищем, местом где люди жили и рождались. Значит, он также являлся для них родным домом.

- А где сейчас живут люди? (в кирпичных и деревянных домах). Правильно, ребята. Но сейчас дома изменились, они стали более усовершенствованными. Каждый человек ухаживает за своим домом, старается сделать его более красивым, уютным, ведь это родной дом, где он родился. А вы, ребята, любите свой дом? (ответы детей). Ухаживаете за ним? Делаете его красивее?

- А что вы делаете для того, чтобы ваш дом был красивым? (сажаем цветы, убираем наш дом).

- Каждый дом окружен деревьями и кустарниками. Как вы думаете, для чего их сажают? (Чтобы вокруг дома было красиво, был свежий воздух).

- Всегда берегите ваш дом, ведь это частичка вашей родины. Это дом, где вы родились, выросли, где жили ваши родители. Украшайте ваш дом, сажая вокруг него деревья и цветы. Инсценировка на фланелеграфе «Сделаем наш дом красивым». Дети составляют схему своего дома, детского сада и его окружения, используя предметы-заменители.

Конспект НОД по экологии на тему «Наши улицы»

Программное содержание: Познакомить детей поближе с улицами города. Учить замечать изменения, которые произошли на улице. Познакомить с машинами-помощниками (машина для уборки мусора, поливки улицы). Воспитывать любовь к своей улице, желание следить за порядком и чистотой на улице.

Методика проведения: Мы с вами поговорим об улицах нашего города, на которых мы живем. В нашем городе очень много разных улиц и у каждой из них свое название. А вы знаете названия этих улиц?

Давайте посмотрим.

Делю детей на две команды, и они соревнуются между собой, называя улицы города. Чья команда назовет больше улиц, та и получит приз.

Знаете улицы, связанные с названием растений, животных? (Рябиновая, Сосновый пер., Черемушки и т. д.)

Игра на воображение: придумать название своей улицы и обосновать это название. А вы знаете, что в городах есть не только улицы, но и переулки. Как вы думаете, чем отличаются улицы от переулков? (улицы большие, широкие, а переулки узкие, не такие широкие, заканчиваются тупиком). А для чего нам нужны улицы и переулки? Правильно, на улицах и переулках стоят дома, где мы живем. А что еще есть на улицах и переулках? (деревья, кустарники, клумбы с живыми цветами). Игра «Растут, не растут». Воспитатель называет деревья и кустарники, а дети хлопают в ладоши, если они растут в нашем городе.

Больно видеть на улицах нашего города поломанные деревья, кустарники, помятые цветы на клумбах.

Игра «Представь себя совсем иным»

Предлагаю детям пережить судьбу сломанного деревца с момента его произрастания из семени.

А вам нравится, когда улицы чистые, зеленые, красивые? На улицах всегда должен быть порядок. Но чтобы улицы были чистыми и красивыми, их нужно убирать. Люди собирают весь мусор у дороги, а потом приезжает машина для уборки мусора и увозит его. Она помогает наводить на улицах порядок. Рано утром, каждый день, дворники подметают тротуары, а улицы подметает специальна машина. Для поливки улиц тоже есть специальная машина, которая «умывает улицы». Вы видели такую машину? Но все равно наши улицы бывают грязными, замусоренными. Почему это бывает? Потому что мы с вами набрасываем этот мусор на улицы. Мы кушаем конфеты, мороженое, а обертки бросаем на землю, и получается замусоренная улица. Разве это хорошо?

Для того, чтобы наш город был чистым, нам с вами надо следить за чистотой. Фантики и все остальное не нужное, надо бросать в урну, а если ее нет поблизости, то класть в карман, а потом выбрасывать в урну. Чистота наших улиц зависит от нас.

По приходу в детский сад предложить детям поиграть в игру «Собери улицу» - раздаются картинки, где схематически изображена улица, на которой расположен детский сад, и имеются прорези. Отдельно даются маленькие картинки домов, кустарников, деревьев, урн, клумб. Дети должны в каждый прорез вставить подходящую по размеру картинку и украсить улицу.

Примечание: Дети подбирают цвет моделей дерева по цвету коры.

Конспект НОД по экологии на тему: «История названия реки Вороны»

Методика проведения:

1. Найти на карте Воронежской области реку Ворону, рассказать, где берет начало (Пензенская область), показать ее общую протяженность, найти ее притоки (Почема, Ира, Корай и др.), всего более 20.

2. Высказать детям свои версии о названии реки Вороны.

3. Рассказать о легендах происхождения названия реки Вороны.

1 легенда — Среди жителей нашего края бытует такая легенда: «Петр I приезжал в наши края по вопросу строительства военного флота. После осмотра леса Царь в великолепном настроении вышел на берег реки, которая его очаровала. Петр, взял ружье и выстрелил в летевшую ворону. Раненная птица рухнула в воду. Легенда гласит, что после этого случая реку и называют Вороной.»

2 легенда - «На берегах нашей реки, оберегая нашу землю  от набегов врагов, люди постоянно держали дозоры, помощниками в их нелегкой службе были вороны, которые гнездились на берегах и раскидистых дубах, и дуплистых ивах. Появление кочевников пугало птиц. Поднявшись с громким криком они предупреждали о появлении врагов».

4. Рассказать о научном объяснении названия реки Вороны. Специалисты считают, что название нашей реки произошло от слова «вор», значение которого «лес». Отсюда Ворона — лесная река.

II Тема «Знакомство с растительностью реки Вороны и ее прибрежной зоны»

III Тема «Животные, которые обитали на реке Вороне до наших времен»

Литература:

1. Е.И. Енькова «Теллермановский лес и его восстановление», изд. Воронеж, 1976 г.

2. Н.И. Коржов «География Воронежской области», изд. Воронеж, 1977 г.

3. Г.Т. Гришин «Воронежская область», Воронеж, 1967 г.

4. П.Ф. Чеурин «Земля Воронежская», Воронеж, 1984 г.

Конспект НОД по экологии на тему: «Лес — многоэтажный дом»

Программное содержание:

  • Расширять представление детей о природе и взаимосвязях в природе. Уточнить знания детей о некоторых растениях и животных.
  • Познакомить с грибами, их значением.
  • Воспитывать способность любоваться красотой природы осенью и бережное отношение к ней.

Оборудование: Книги большого формата (3шт), сделанные воспитателями из трех страниц разной величины: 1 — зеленый наряд, 2 — животный мир, 3 — грибы. Гербарии, ящик, картины: И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», И. Левитана «Дуб».

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на книги и говорит, что в этой книге рассказывается о природе: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых, веселых птицах и молчаливых, мрачноватых пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незатейливой траве под ногами.

Давайте полистаем первую книгу.

Как бы вы ее назвали? (Зеленая страница, зеленый наряд, растительный мир)

Первая страница рассказывает о травах у нашего дома.

Тысячелистник

Почему такое название у этого растения? (Листьев у него не тысячи, а меньше. Но каждый лист изрезан, рассечен на множество долек. Вот и кажется, что их много).

А можно назвать его тысячацветником?

В самом деле попробуйте посчитать сколько на нем цветков. (Рассматривание гербария тысячелистника).

Где можно увидеть это растение?

Эту траву люди давно уважают. Ее можно заваривать и пить когда у вас болит желудок, нет аппетита, болит зуб.

Аналогично можно рассмотреть подорожник.

Вторая страница рассказывает о кустарниках.

Третья рассказывает о деревьях.

Дуб

Можно использовать гербарии, а также картины: И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», И. Левитана «Дуб».

Дуб живет долго. У него есть почки, которые спят, когда другие раскрываются. Например, если гусеницы объедят всю листву, у дерева опять появляются листочки из спящих почек. Дуб сильное дерево, могучее, но есть у него слабая сторона: он боится холода, поэтому он позже всех распускается. В осеннюю пору, под дубами интересно собирать желуди для поделок. Из птиц ими питаются дрозды, щеглы, сойки, зяблики. Любят их дикие кабаны. Благодаря сойке, кабану, мышам, белкам, дуб расселяется.

Люди используют дуб как лекарственное средство. Кору дуба используют при ожогах, поласкают рот. (Можно детям дать по желудю и предложить посадить его в ящик — рассадник для экологической тропы. Использовать пословицу «Держись за дубок, дубок в землю глубок». Аналогичная беседа о липе, осине).

Вторая книга — животный мир

Пятнистый олень завезен к нам из Дальнего Востока - «олень-цветок» - так его еще называют. Летом олень бывает пятнистый, красновато-коричневого цвета, но бывают олени одного цвета. Особенно ценились его молодые рога. Из-за них его истребляли.

У нас пятнистый олень живет в Воронежском заповеднике. Питается он листьями, плодами деревьев, корой.

Черный аист — красивая крупная птица (до 1 метра, показать). Когда аист летит, вытягивает шею и ноги, как стрела, живет на деревьях, в глухих лесах. Черный аист избегает человека. Любит полакомиться лягушками, змеями. Кроме этого аиста в Красную книгу занесены дрофа, скопа, змееяд, из хищных птиц — коршун, сова, которые уничтожают грызунов.

Насекомые

Жук-олень — один из самых крупных среди насекомых (показать)

На кого похож жук и почему?

Но рога не настоящие, это верхние челюсти. Это очень редкий жук, увидеть его очень трудно. Живет всего один год, еще труднее увидеть его личинку, развивается она в стволе дерева 5 лет.

Обычно жуки-олени мирно сидят на стволе дерева или неторопливо ползают по ветвям, по земле. Но иногда можно наблюдать сражение двух самцов, которые устраивают настоящие рыцарские турниры, бросаясь друг на друга. Личинки, хотя и живут в стволе дерева, всегда считаются безопасными и никакого вреда не приносят.

Третья книга — грибы

Грибы не относятся ни в царство растений, ни в царство животных. К растениям? Но ведь они не похожи на них, главное, они не зеленые. К животным? Но на них они тем более не похожи. Одни грибы дружат с березой. Как они называются? Другие грибы дружат с осиной, какое у них название? Что можно сказать о дружбе грибов с деревьями? (Там, где есть грибы, деревья растут лучше, становятся сильными и здоровыми, лес оживает).

У грибов есть грибница, она становится как-бы продолжением корня.

Примечание: можно использовать дидактическую игру: «Угадай, кто я?»

Вывод: спросите детей, почему мы сегодня беседовали о природе и использовали зеленые страницы? Почему мы называем «зеленые страницы»? (этот цвет — символ живой природы). А почему страницы? (саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой). Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы книги о природе. Но чтобы прочитать ее — надо любить природу и охранять ее.

Литература:

1. Ю. Дмитриев «Солнцеворот», М., 1982 г.

2. Б. Александров «В стране зеленой», М., 1978 г.

3. Ю. Дмитриев «Твоя Красная книга», М., 1979 г.

4. А. Плешаков «Зеленые страницы», М., 1980 г.

Конспект НОД по экологии на тему «Король грызунов»

Педагогическая задача: Закрепить знания об обитателях местного края, познакомить детей с одним из представителей местной фауны — бобром.

Оборудование: Картинки животных, цикл картинок или слайдов о бобровых чудесах, книги с иллюстрациями.

Методика проведения:

1. Игра «Все мы грызуны». Воспитатель показывает картинки или слайды белки, мыши, сусликов, барсуков, ласки и находит среди них общее.

2. Знакомство с бобром — королем грызунов.

Рассказ воспитателя:

По сравнению с ними он выглядит величественно. По-королевски. Длина тела — 70 см, длина хвоста — 30 см. Он очень тяжелый (до 30 кг). Живут бобры долго до 25 лет. У этих животных все удивительно: и зубы, и шуба, и хвост. Давайте познакомимся с этими чудесами (через эпидиаскоп).

Чудо 1 — бобровые зубы

Резцы (у него их по два на каждой челюсти). Верхними резцами бобр упирается в ствол, а нижними срезает стружку. Даже во время отдыха и сна он точит свои зубы друг о друга. Обычно зверьки валят тонкие деревца, но бывает, перегрызают и могучие. Губы у бобра имеют особое строение, они прикрывают рот позади зубов, поэтому щепки и вода не попадают в рот. Также плотно закрываются у бобра и ноздри и уши.

Чудо 2 — бобровая шуба

Главное для бобров не красота, а чтобы мех не пропускал воду, ведь они очень много времени проводят в воде: прекрасно плавают, ныряют, на задних ногах у них перепонки. А мех действительно не пропускает воду, он очень густой, волоски плотно прижаты друг к другу, да еще и смазаны жиром.

Проблемный вопрос:

Кто еще выйдя на берег, встряхнувшись, мгновенно высыхает?

Чудо 3 — бобровый хвост

Хвост у бобра — это:

  1. Опора, при работе он упирается им в землю;
  2. Весло и руль при плавании;
  3. Сигнальное устройство (звери очень осторожны, при малейшей опасности — уходят под воду, громко шлепая хвостом по воде — предупреждает бобров по соседству); защищает от перегрева и даже от холода.

Все тело бобра одето теплой шубой и только благодаря голому хвосту, избавляется от лишнего тепла. А в холод сжимается в клубок, прикрывает хвостом, как щитом, нос и задние лапы.

А теперь давайте с вами отправимся на берег реки и захватим с собой фотокамеру, (дети срисовывают бобра, как будто фотографируют. Использовать книгу «Воронежский заповедник», 1981 г.)

3. Составить пищевую цепочку некоторых животных (бобер, ласка, белка и др.) с использованием моделирования. Выделить части тела более важные для жизнедеятельности животных. Например, волка — ноги кормят, у бобра — зубы, хвост, шуба, у белки  - хвост и т. д.

Литература

1. А. Плешаков «Зеленые страницы», М., 1980 г.

2. А. Плешаков «Воронежский заповедник», Воронеж, 1981 г.

Конспект НОД по экологии на тему «Птицы — жители леса»

Задачи: закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах, плодах деревьев, познакомиться с птицей сойкой, знать ее внешний вид, чем питается, повадки, друзья и враги птицы, учить угадывать птиц, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.

Оборудование: картинки с изображением сойки, ласточки, воробья, синицы и др.; леса, дуба; дидактическая игра «С чьей ветки эти детки», книга Саморуковой.

Ход занятия

I часть. Занятие можно провести в виде беседы. В начале загадать загадку или прочитать стихи о птицах, затем спросить, почему птицы улетели в теплые края, а какие остались?

II часть. Рассматривание внешнего вида сойки (с использованием моделирования светло-коричневым цветом). На голове пушистые белые перья с черными штрихами. Эти перья взъерошиваются и получается оригинальный хохолок. По краю каждого крыла голубые перышки с черной штриховкой. Очень нарядная птичка. Есть еще одна интересная особенность у сойки. Она пересмешник, т. е. Обладает способностью копировать запомнившиеся голоса. Чье пение похоже на бульканье, мурлыканье, она может закудахтать, заскрипеть. Хотя собственная песня сойки красотой не отличается. Поэтому сойку, как и сороку, ворону можно научить говорить. Сойка не улетает далеко на зиму в теплые края, она живет в лесу.

III часть. Питание сойки.

Это всеядная птичка. Она питается и крошками хлеба, и кашей, и салом. Может добывать насекомых из-под коры деревьев и семена клена, шишек. Но сойка обращается с кормом как обжора, хватает крупные куски хлеба, каши и старается проглотить их целиком. Она давится куском. Закинув голову с широко открытым клювом. Очень часто в холодные многоснежные зимы в лесу встречаются забавные пары: белка-сойка, а почему?

Сойка питается «крохами» со стола белки, которая выкапывает из-под глубокого снега желуди и ищет сосновые шишки. Летом своих птенцов сойка выкармливает насекомыми, истребляя много вредителей леса. Это и гусеницы шелкопряда, майский жук.

Сойка не хищная птица, но когда ей не хватает насекомых вредителей, она рыскает по гнездам лесных птиц. А вот осенью сойка переходит на растительную пищу. Лес полон плодов, орехов, желудей.

IV. Игра «С чьей ветки эти детки»

Кто является первым жителем леса? (ветер), вспомним крылатки кленов, легкокрылые стайки семян березы и рассыпавшихся сережек — все это будущие леса. Но где не в силах помочь ветер, выручают живые обитатели лесов. Падающие под кроны дубов желуди не унести ветру, тяжелые бескрылые        семена дуба. И все-таки летают желуди на крыльях сойки. Словно договорились  дуб с сойкой: «Я тебя кормом обеспечу на осень и зиму, ты же помоги мне детей в широкий мир вывести! И не успевают желуди упасть с ветки дуба, еще ни мыши, ни кабаны не знают о том, что они созрели, а зоркий глаз сойки уже заметил зрелость желудей. Прицепившись лапами за конец дубовой ветки, сойки энергичным рывком вырывают желудь из чашечки. Но есть, на открытом месте она опасается: «Как бы самой не попасть ястребу на обед. Скорее в укрытие. Летать за каждым желудем слишком хлопотно и сойка набирает в рот сразу несколько желудей.

Дуб щедро обеспечивает птиц и зверей своими питательными плодами. А чтобы птицы не истребили весь урожай, у желудя есть защита от их прожорливости. Не так-то просто удержать лапами скользкий, «лакированный» желудь на ветке. При этом пробить клювом кожуру и разломать желудь на кусочки. Вот и роняет сойка желуди при развилки их, да и по дороге от дуба к укрытию остаются под снегом и некоторые от осенних захоронений желудей, сделанных сойкой и белкой. Это все на пользу размножения дуба.

Прорастут, поднимутся в сосновом бору молодые дубки. А вслед за ними обогатится лес новыми видами трав, птиц, зверей. Кто же друг у сойки? А кто враг?

В конце занятия предложить нарисовать сойку, рассказать, как будут заботиться о птицах зимой, рассказать о правилах поведения в лесу, поиграть в дидактическую игру «Помоги птице найти гнездо».

Литература

1. А. Плешаков «Зеленые страницы», М., 1980 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....