«Проектный метод как средство развития творческих способностей ребенка»
тест на тему

Пугачева Марина Константиновна

Аннотация

Родители при выборе игрушки для своего ребенка не могут точно знать,  насколько игрушка соответствует уровню развития ребенка. Иногда творчество, изобретение своей игрушки, может принести ребенку больше пользы и удовольствия, чем безразличное манипулирование с готовыми предметами. Ребенок будет с большим удовольствием играть с кроваткой для куклы, сделанной из обувной коробки и «застеленной» бумажным бельем, которое вырезано руками ребенка. Если ребенок мог создать что-то свое, то следующим шагом, скорее всего, будет постановка новой задачи и родители смогут помочь ребенку  её осуществить.

 

Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются в конструктивной деятельности, ведь у ребенка появляется возможность придумывать и создавать свои постройки и конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность смекалку и творчество. Творчество, в современном определении, является продуктивной формой активности и самостоятельности человека. При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому, наблюдая за его деятельностью, и постепенно присваивает формы практического и предметного взаимодействия.

В настоящие время специалисты в области педагогики и психологии такие как Н.Н. Подьякова, Л.И.Парамонова, А.Л.Венгер, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, В.В. Холмовская и д.р. уделяют особое внимание детскому конструированию. В современных дошкольных программах  эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Учитывая задатки и возможности ребенка, исходя из ведущих видов деятельности игровой и конструктивной, следует предположить,  о формировании у него стремления к творчеству, направляя процесс развития по руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы по словам М. Монтеня, ребенок « чувствовал себя тверже, чтобы обогатиться и украсить себя изнутри».

Хотелось бы обратить внимание на то, что конструирование из различных материалов полностью отвечает интересам детей, их способностям, и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей, ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связанна с центром речи, а значит, у ребенка быстрее происходит и речевое развитие.

Особый интерес в области инновационных методик обучения представляет интеграция образовательных областей. Для решения поставленной проблемы был выбран творческий проект. В ходе творческой проектной деятельности, которая осуществляется совместно с родителями, происходит создание нового продукта  деятельности.

Выполняя задания в совместной деятельности, ребенок учится обдумывать свой замысел и применять  полученные ранее технические и художественные умения. Преодолевая, свойственный дошкольнику эгоцентризм, ребенок переходит на новый уровень интеллектуального развития.

Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому реализация оказывается сложной не только для ребенка, но и для взрослого.

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой идет обсуждение темы проекта. В ходе беседы с воспитателем дошкольники старшего возраста обсуждали экологическую проблему загрязнения окружающей среды,  остро стоящую в современной жизни. В свободной художественной деятельности детям предлагалось раскрасить два плаката и сравнить, как влияет антропогенный фактор на окружающую природу.

Затем детям предлагалось подумать, что можно сделать из упаковочного пакета, чтобы не выбрасывать его  в окружающую природу. В ходе обсужденья, дети делились своими впечатлениями по поводу предстоящей   деятельности, и определилась тема: «Может ли упаковочный пакет стать игрушкой?»

В задачи предстоящего мероприятия входило, увлечь родителей и детей изготовлением игрушек нетрадиционных материалов, показать приемы использования упаковочного материала для изготовления игрушки, способы дизайна и оформления. Совместно с детьми и родителями подготовиться к выставке поделок; поощрение самостоятельности, творческого подхода, желание доставить радость и удовольствие посетителям выставки.

На втором этапе, когда мотив участия в предстоящей деятельности был определен, организация работы с детьми и родителями, была направлена на приобретение конструктивных и художественно-оформительских навыков и умений. Вниманию родителей была представлена литература по теме проекта,  примеры технологических карт изготовления игрушек из бросового материала. С детьми проводилось занятие по теме «Мышка» из бросового материала ( упаковка «киндер сюрприз») , с целью закрепления технических навыков. Затем дети получили домашнее задание для участия в конкурсе «Юный конструктор».

Когда вся необходимая работы была проведена, определили день презентации своих творений. В назначенный день дети пришли в красиво украшенную группу, где за ширмой их ждал петрушка (кукла би-ба-бо), который загадывал загадки о труде и орудиях труда. Ребята с интересом рассматривали поделки своих товарищей на выставке. Компетентное жюри  оценивало детские работы. Презентация сопровождалась веселым танцем и награждением памятными медалями за участие в конкурсе.  Совместно было принято решение организовать предметную среду в группе так, что бы она соответствовала интересам детей и инициировала их самостоятельный выбор.  Для этого рекомендовано создать уголок под названием «Юный конструктор», что бы дети могли в свободной деятельности изготовлять поделки.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, и если взрослый поддерживает такой проект, помогает ребенку  в реализации замысла, то у ребенка стимулируется познавательная активность, развивается индивидуальность в собственном видении мира, свойственного данному ребенку. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия, и это помогает ему в понимании  важности своей идеи не только для него, но и для других.

Таким образом, социальная презентация направлена на то, что бы показать ребенку значимость его усилий для окружающих, помогает дошкольнику войти в культуру детского сада, а значит, существенно влияет на социальный статус ребенка и развитие его личности.

 

Литература и ссылки:

1.     Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.

2.     Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры – занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.     Киселева Л.С., Данилина Т.А.,  Лагода  Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учереждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М.: АРКТИ 2011. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра как средство развития творческих способностей ребенка»

Мастер-класс «Игра как средство развития творческих способностей ребенка»...

Проектный метод как средство развития творческой личности ребенка.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков д...

Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, т. е. метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии...

Презентация "Продуктивные виды деятельности как средство развития творческих способностей ребенка"

В презентации представлены основные виды продуктивной деятельности дошкольников как средство развития творческих способностей детей....