программа по пдд "Азбука дорожного движения"
рабочая программа на тему

Бунина Людмила Викторовна

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей  и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и  взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания  методы и приемы, соответствующие  возрастным возможностям детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_doo_po_pdd_azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.doc525 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО решением педагогического совета

МБДОУ црр- д/сад «Сказка»
протокол № 1 от 29.08.2014г.
                                                                                               

УТВЕРЖДЕНО приказом № 152  от  29.08. 2014г.
Заведующий ______________ О.В. Ермолина

Программа ДОО «Правила дорожного движения».

(Система работы МБДОУ црр – д/сад  «Сказка» по обучению детей правилам дорожного движения  

в контексте ФГОС дошкольного образования).

                                                                       

   Пояснительная записка.

  1. Постановка проблемы и актуальность темы исследования.

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей  и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и  взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания  методы и приемы, соответствующие  возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив  уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.

Исходя из актуальности выявленных проблем, в дошкольной образовательной организации необходимо разработать единые требования, подходы к изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста.

   

1.2.  Нормативно- правовое обеспечение программы.

Программа «Азбука дорожного движения» разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ црр- д/сад «Сказка»,  дополнительной  программе  «Основы безопасности жизнедеятельности детей» Р.Б.Стеркиной, О.Л. Князевой и в соответствии с нормативно- правовыми документами по дошкольному образованию:

  • «Закон  об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12, 2012г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013;
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление  от 22.07.2010г. N 91  «Об утверждении  СаНпиН 2.4.1.2660-10»);
  • Устав ДОУ;
  • годовой план  работы ДОО;
  • календарно-тематический план ДОО.

В дошкольной образовательной организации «Сказка» накоплен опыт работы  по изучению, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.  Необходимо этот опыт работы конкретизировать и систематизировать для повышения качества образовательной деятельности в этой области. Программа рассчитана на детей 3 - 7 лет, срок реализации 3 года.

Цель программы:

Создание системы работы дошкольного образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения.

Задачи

  • создать условия в  группах, на участке ДОО  для обучения детей правилам дорожного движения;
  •  разработать комплексно- тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности на учебный год и задачи по изучению правил дорожного движения, конструктивно ввести в общее планирование образовательной деятельности, не нарушая целостность образовательного процесса.
  • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года, используя приемлемые методы мониторинга (опрос, решение проблемных ситуаций, интервьирование и т.д.);
  • изучить аналогичный опыт работы по обучению детей правилам дорожного движения, внедрить в практику работы ДОУ эффективные методы и приемы.
  • использовать материально- технические возможности ДОУ, творческий  потенциал педагогов для обобщения опыта работы по обучению детей правилам дорожного движения.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и основной общеобразовательной программе дошкольной образовательной организации:

  • принцип развивающего обучения;
  • сочетание научной обоснованности с практической деятельностью (каждая из задач программы реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, продуктивной, проектной деятельности);
  • принцип комплексности и интегративности- решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
  • принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра;
  • учёт возрастных особенностей детей (содержание и методы работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
  • принцип результативности.

1.4. Методы и приемы, используемые при реализации программы

наглядные: показ детям иллюстративных пособий: плакатов, карт, картин; технические средства обучения: диафильмы, кинофильмы, грамзапись;

словесные: беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов;

практические: исследования, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением транспорта, пешеходов.

игровые: творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения.

1.5. Участники программы

 Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по труду, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, психолог, родители, представители ГИБДД г. Когалыма.

Старший воспитатель 

  • осуществляет методическое руководство по внедрению программных задач  в образовательную деятельность;
  • систематизирует методический материал по ПДД в методическом кабинете: составляет картотеку методических изданий, демонстрационных пособий, детской художественной литературы;
  • отбирает необходимый материал, пособия по изучению правил дорожного движения в соответствии с изучаемой темой в помощь воспитателям для использования в работе с детьми;
  • выявляет  интересный опыт работы воспитателей (эффективные методы и приемы, формы работы), помогает распространить лучший опыт работы в педагогическом коллективе для повышения профессиональной компетентности педагогов и других  участников образовательной деятельности (сотрудники ДОО, родители воспитанников);
  • планирует мониторинговые мероприятия (карты обследования, вопросы для интервьирования, критерии для диагностирования детей по правилам дорожного движения);
  • оказывает помощь воспитателям в составлении конспектов занятий, консультаций;
  • подбирает информационный материал для оформления стенгазет, папок – передвижек по правилам дорожного движения.

Воспитатели

  • разрабатывают конспекты  занятий по ПДД;
  •  организуют и проводят экскурсии по улицам города;
  • участвуют в создании предметно – развивающей среды в группах;
  •  изготавливают атрибуты, дидактический материал для игр  (сюжетно –  ролевых, творческих);
  •  выпускают стенгазеты для родителей, пополняют папки –  передвижки информационным материалом;
  • организуют  выставки детских работ.

Инструктор по труду:

  • участвует в создании развивающей среды в холле детского сада, оформляет стенды по правилам дорожного движения, а также изготавливает атрибуты, декорации для внутриучрежденческих мероприятий по ПДД;
  • организует выставки детских рисунков;
  • дает рекомендации воспитателям по оформлению и содержанию; предметно –пространственной  развивающей среды.

Инструктор по физической культуре:

  • организует физкультурные досуги, праздники, игры- эстафеты, состязания;
  • проводит сюжетно- тематические занятия

Музыкальные руководители:

  • осуществляют подготовку к утренникам, развлечениям в детском саду и городских мероприятиях;
  • проводят с детьми музыкально- театрализованные представления

Родители:

  • оказывают помощь в организации выставок;
  • изготавливают атрибуты, пособия для  игр по ПДД;
  • оказывают помощь в проведении экскурсий.
  • участвуют в детсадовских мероприятиях, досугах, «Встречах с интересными людьми»

1.6. Материально – техническое и методическое обеспечение:

1.6.1. в группах ДОО

  • Уголок «Дорожного движения» в групповых помещениях;
  • Изготовление развивающих игр, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД;
  • Подбор наглядного материала: транспорт различного функционального назначения; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные   ситуации; дорожные знаки;
  • Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Транспорт», «Мы –водители», «Гараж»;
  • Создание библиотеки детской художественной литературы по правилам дорожного движения;
  • Разработка воспитателями планов маршрута для проведения с детьми    прогулок, экскурсий за территорию детского сада;
  • Сотворчество детей и родителей подготовительной к школе группы в

          разработке карты-схемы «Мой безопасный путь в школу».

1.6.2.  Методическое обеспечение программы:

Методические пособия

  • Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников». Планирование работы, конспекты занятий, игры.
  • Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
  • Котельникова Г.Н., Полуянова Н.К. «Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек»;

Наглядно- демонстрационные пособия

  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Как избежать неприятностей». Демонстрационный материал.
  • Вохринцева С. «Дорожная безопасность». Тетрадь общения и развития детей по ПДД»;
  • Вохринцева С. «Безопасность». Демонстрационный материал;
  • Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ»;
  • Бордачева И.Ю. «Дорожные знаки». Наглядно- дидактическое пособие для занятий с детьми 4-7 лет.
  • Горская А.В. «Правила – наши помощники». Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города;
  • Шипунова В.А. «Детская безопасность». Учебно- методическое пособие для педагогов.

1.7. Ожидаемые результаты.

  Программа  «Азбука дорожного движения» предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Программа предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для которых является игра.

В результате решения программных задач по изучению правил дорожного движения в ДОО  должно быть:

1. Создана предметно –пространственную развивающая среда в дошкольном учреждении по изучению правил дорожного движения.

2.Выработаны у детей навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения

3. Сформированы знания у дошкольников о значении   дорожных знаков и понимание их схематического изображения для правильной ориентации на улицах города.

4. Сформированы у детей навыки наблюдения за дорожной обстановкой, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их.

5. Осуществлено тесное сотрудничество с родителями по профилактике дорожно – транспортного травматизма.

В программе раскрыты:

  • принципы построения программы;
  • задачи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на каждом возрастном этапе;
  • содержание работы детского сада по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
  • представлена результативность работы по выполнению программных целей и задач.

Сроки реализации программы:  2014– 2015г.

2.  Этапы реализации Программы:

цель

мероприятия

I этап

Подготовительный

Выявление проблемы и обоснование ее актуальности

  • анализ состояния воспитательно –  

            образовательной работы по изучению правил

            дорожного движения;

  • анализ предметно – пространственной развивающей среды;
  •  педагогическое обследование  уровня компетентности   детьми правил дорожного движения;
  • мониторинг профессиональной

           компетентности педагогов по теме исследования;

  • изучение аналогичного опыта работы;
  • создание творческой, инициативной группы по

            реализации целей и задач программы «Азбука

            дорожного движения», поэтапное внедрение.

РЕЗУЛЬТАТ:   создание условий для разработки программы

II этап

Организационный

Определение задач и содержания работы по изучению правил дорожного движения с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Составление плана работы с педагогами

  • разработать перспективный план работы по предупреждению дорожно – транспортного травматизма;
  • организовать совместную работу с педагогами по составлению конспектов занятий по ПДД;
  • совершенствование предметно –пространственной  развивающей среды;
  • разработка дидактических игр и пособий по изучению правил дорожного движения;
  • изучение педагогическим коллективом вопросов по проблеме дорожно – транспортного травматизма;
  • оказание методической помощи по реализации программы

РЕЗУЛЬТАТ: определены задачи и содержание работы с детьми и педагогами по правилам дорожного движения;  разработана система занятий, игр, пособий  для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста

III этап

Заключительный

Систематизировать методический материал

Обобщение полученного опыта

  • количественная и качественная обработка итогов работы;
  • изучение и обсуждение педагогического опыта

  • презентация программы на заседании педагогического совета;
  • творческие отчеты;
  • пропагандировать опыт в средствах массовой информации

РЕЗУЛЬТАТ: систематизация накопленного материала

Обследование  знаний

детей

Определение проблемы

Подготовка        теоретического        и

                                           практического         материала

                                                 

                                                 Накопление     практического     материала

      Перспективные                   Конспекты                           Сценарии

               планы работы                          занятий,                        праздников,

                                  экскурсий                    развлечений

Анкетирование

Составление планов

работы

Определение основных форм работы

        

        

                                        Оформление             материала

   

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

Работа с педагогами

1 . Ознакомить педагогов с нормативными инструкциями по предупреждению дорожно  - транспортного травматизма

2. Составить план мероприятий по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма на учебный год 

3. Разработать перспективный план занятий по правилам дорожного движения в разных возрастных группах

4. Разработать цикл занятий, экскурсий, наблюдений по правилам дорожного движения.

5. Подготовить варианты оформления стенгазет для родителей

6. Разработать варианты оформления зала к развлечениям по правилам дорожного движения 

7. Администрации совместно с творческой группой педагогов разработать план – схему автоплощадки на территории детского сада

Работа с детьми

  1. Беседы с детьми по правилам дорожного движения
  2. Изобразительная деятельность: аппликация, лепка, конструирование по правилам дорожного движения;
  3. Музыкальная деятельность: проведение праздников, развлечений, викторин;
  4. Театрализованная деятельность: постановка мини – спектаклей, драматизация сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения;
  5. Проведение физкультурных досугов, спортивных состязаний, эстафет;
  6. Чтение художественной литературы  по правилам дорожного движения;
  7. Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки на улицы города
  8. Рассматривание с детьми иллюстративные пособия, плакаты, картины по ПДД;
  9. Составление рассказов из личного опыта, творческих рассказов;

Работа с родителями

  1. Анкетирование, экспресс – опросы  с родителями по профилактике дорожно        – транспортного травматизма;
  2. Организация  родительских собраний по правилам дорожного движения с участием инспектора ГИБДД;
  3. Подборка информационного материала для оформления консультаций,               папок – передвижек;
  4. Оформление информационных стендов, фото – стендов, стенгазет по                                        правилам дорожного движения;
  5. Оказание помощи в создании автоплощадки на территории дошкольной организации;
  6. Оказание помощи родителей в организации и проведении экскурсий,  целевых прогулок, наблюдений;
  7.  Участие в конкурсе рисунков «Мы по улице идем»;
  8. Приобретение художественной литературы по ПДД;
  9.  Оказание помощи родителей в изготовлении дидактических игр,

          пособий по ПДД.

 

Задачи обучения детей при реализации программы

 «Азбука дорожных наук»

Вторая младшая группа

Учить различать виды наземного транспорта.

Формировать представление об улице ее основных частях.

Дать первоначальные знания о сигналах светофора.

Средняя группа

Продолжать учить различать виды наземного транспорта.

Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный

Формировать навыки культурного по ведения в общественном транспорте.

Расширить представления об улицах новыми сведениями (одностороннее и 

двустороннее движение).

Уточнить знания о назначении светофора.

Старшая группа

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.

Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

Подготовительная к школе группа

Расширять знания о городском транспорте.

Продолжать знакомить с дорожными знаками.

Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

 по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Сказка» на 2014  -2015 учебный год

Организационная работа

1. Разработка перспективного плана работы по ПДД на 2014 – 2015 учебный год.

Сентябрь - октябрь

Старший воспитатель

2. Оформление уголков безопасности дорожного движения в группах

Ноябрь

Воспитатели

3. Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников «Требования к проведению экскурсий, прогулок

 за пределы детского сада».

Декабрь

Специалист по охране труда

Старший воспитатель

Методическая работа

1. Оформление выставки литературы, пособий, дидактических игр по ПДД в методическом кабинете

Сентябрь

Старший воспитатель

2. Пополнение методического кабинета и групп методической, детской художественной литературой и наглядными пособиями

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели групп

3. Проведение инструктажа с педагогами по  охране  жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года

Сентябрь

Март

Заведующий

Специалист по охране труда

4. Открытый просмотр занятия в подготовительной группе «Правила дорожного движения и поведения пешеходов на улице»

Ноябрь

Воспитатель подготовительной группы №7 Биккузина С.Т.

5.Открытый просмотр мероприятия по ПДД  в старшей группе №9 «Счастливый случай»

Март

Воспитатель,

музыкальный руководитель

6. Конкурс детских работ на тему «Правила дорожного движения»

По годовому плану

 детского сада

Старший воспитатель

Инструктор по труду

7. Подбор и систематизация игр по всем группам по теме: «Правила дорожного движения»

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели групп

Городской смотр – конкурс «Зеленый огонек»

Март

Управление образования;

 ГИБДД

Работа с детьми

1. Целевые прогулки:

младшая, средняя группы;

старшая, подготовительные группы

1 раз в два месяца

1 раз в месяц

Воспитатели групп

2. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные)

ежемесячно

Воспитатели групп

3. Занятия в группах:

по ознакомлению с окружающим и развитию речи;

изобразительной деятельности;

конструированию

1 раз в квартал

Воспитатели групп

4. Чтение художественной литературы:  

В течение года

Воспитатели

5. Чтение и заучивание стихотворений по тематике

В течение года

Воспитатели

6. Загадывание детям загадок о дорожном движении

В течение года

Воспитатели

7.  Участие инспектора ГИБДД в проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения

По городскому плану

Инспектор ГИБДД

Работа с родителями

1. Оформление папки – передвижки «Правила дорожные детям знать положено»

Сентябрь - октябрь

Старший воспитатель, воспитатели

2. Смотр – конкурс стенгазет в группах дошкольного возраста

Январь

Воспитатели групп

3. Оформление стенда «Азбука дорожного движения» в холле детского сада

Февраль

Инструктор по труду

4. Оформление фото – стенда «Играем, учимся, познаем»

Март

Инструктор по труду

Перспективный план проведения занятий

 по правилам дорожного движения в группах

Группа

Занятия

Ознакомление с окружающим
и развитие речи

(1 раз в квартал)

Изобразительная
деятельность (лепка, аппликация, рисование)

(1 раз в квартал)

Изобразительная
деятельность

конструирование

(1 раз в квартал)

Вторая

младшая группа

1. Рассматривание грузового автомобиля.

2. Рассматривание картины «Улица города».

3. Сравнение автобуса и автомобиля (игрушки).

4. Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Машины».

5. Заучивание отрывка из стихотворения А.Северного «Светофор»

1. Рисование«Вагончики», «Светофор», «Колеса к вагончикам», «Наша улица».

2. Аппликация «Светофор», «Автобус».

3. Лепка «Светофор» (на силуэте), «Колеса большие и маленькие»

1. «Дорожки».

2. «Ворота широкие и узкие».

3. «Улица» (дома и дороги)

Средняя группа

1. Рассматривание пассажирского и грузового транспорта.

2. Сравнение автобуса и троллейбуса.

3. Беседа с рассматриванием иллюстраций «На чем ездят люди».

4. Беседа «Что я видел, когда шел в детский сад».

5. «Какие бывают машины?» (беседа).

6. Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор».

7. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат»

1. Аппликация «Грузовая машина», «Автобус».

2. Рисование «Грузовая машина», «Машины на дороге»

1. «Мост для транспорта».

2. «Трамвайчик».

3. «Автобус» (из бумаги)

Старшая группа

1. Рассматривание картины «Улица города».

2. Беседа с решением проблемных ситуаций.

3. «Школа пешеходных наук» (итоговое комплексное занятие)

1. Рисование «Улица города», «Регулируемый перекресток», «Дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице».

2. Аппликация «На нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус»

1. «Мосты для разного вида транспорта».

2. «Светофор» (из бумаги).

3. «Улица города» (из строительного материала)

Подготовительная группа

1. Рассказ воспитателя «Служебный транспорт».

2. Беседа по картине «Машины на мосту».

3. Беседа «На чем люди ездили и ездят».

4. Беседа «Улица города».

5. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

6. Пересказ рассказа «Санки».

7. «Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие)

1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «Нарисуй любой вид транспорта».

2. Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус».

3. Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация)

1. «Наша улица».

2. «Грузовые машины».

3. 

Основное содержание работы с детьми

 по правилам безопасного поведения на улице

Младшая группа

В второй младшей группе детей учат различать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (автобус, маршрутное такси). Для лучшего усвоения знаний проводятся игры-соревнования на тему «Чем помогает грузовой автомобиль (автобус) людям?» В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный - зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный - стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный - зеленый) предназначены только для пешеходов. (Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем - с цветными человечками.) Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналам светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном - стоять.

Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их.  И здесь  тоже желательно проводить игры-соревнования по распознаванию транспортных средств. На прогулках за пределами участка дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».  В этой группе воспитатели проводят дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринт», «Путаница» (на ориентировку в пространстве), закрепляют у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, используя игры с несложными правилами и сюжетами.

Средняя группа

В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается  зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»).

Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).

Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала - проблескового маячка на крыше машины.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.

Старшая группа

В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов - «Пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу.

В этом возрасте пора уже уделять внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинать необходимо работу со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса ; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Подготовительная группа

В подготовительной группе знания детей  правила дорожного движения уже систематизируются.

На игровой площадке организуют перекресток, где проводят игры, в ходе которых закрепляют знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.

На занятиях знакомят детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу только по пешеходному переходу, идти шагом, быть внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на посадочных площадках: уступать места пожилым и малышам и т. д.). Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.

Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста существуют многочисленные дидактические игры («Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др.).

Содержание работы с детьми

по проведению целевых прогулок

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожнотранспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

  • знакомство с улицей;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за транспортом;
  • пешеходный переход.

Средняя группа:

  • знакомство с улицей;
  • наша улица;
  • сравнение легкового и грузового автомобилей;
  • наблюдение за светофором.

Старшая группа:

  • улица;
  • правила поведения на улице;
  • наблюдение за транспортом;
  • прогулка пешехода;
  • переход;
  • перекресток;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

  • улицы и перекрестки;
  • правила дорожного движения;
  • наблюдение за работой светофора;
  • наблюдение за движением машин и работой водителя;
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
  • значение дорожных знаков;
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
  • пешеходный переход (подземный и наземный);
  • островок безопасности.

 Организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в три месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Примерные вопросы

для определения усвоения знаний детей по ПДД.

Младший дошкольный возраст

1. Что такое улица?

2. На какие части делится улица (проезжая часть - тротуар)?

3. Какие названия улиц вы знаете?

4. Что помогает пешеходам перейти проезжую часть?

5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

Средний дошкольный возраст

1. Что такое дорога?

2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару?

3. Где люди должны переходить улицу?

4. Когда можно переходить улицу?

5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?

6. Почему нельзя играть на дороге?

7. Какие виды транспорта вы знаете?

Старший дошкольный возраст

1. Как называется часть улицы, по которой едут машины?

2. Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

3. Кого называют пешеходом?

4. Где безопасно переходить улицу?

5. Как найти место перехода улицы?

6. Как перейти через дорогу?

7. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

9. Почему нельзя играть на дороге?

10. Почему по тротуару нельзя ходить толпой?

11. Назовите виды транспорта.

12. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?

13. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?

14. Какие знаки вам известны, что они обозначают?

15. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?

Консультация для педагогов:

 «Требования к проведению экскурсий, прогулок

 за пределы детского сада».

  • Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
  • Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.
  • Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети.
  • Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Инструкция для воспитателей

по предупреждению  детского

дорожно – транспортного травматизма

  • Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам города, воспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким - либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.

  • Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

  • Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься чем - нибудь, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой - сзади.

  • Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.

  •   Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

  • При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины.

  •   В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.

  •   Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

  •  Перевозка детей разрешается только в автобусах.

  • При посадке в автобус детям показывают через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.


Никто не может заменить родителей при обучении ребенка дисциплинированному поведению на улице, соблюдению им правил безопасности.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

- Без взрослых выходить на дорогу нельзя!
- Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!
- Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!
- Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!
- На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.


Никогда сами не нарушайте правила дорожного движения!

                                                               

Помните!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС – родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг взрослых.

   Для работы с родителями: Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработки маршрута «Мой путь в детский сад»

Практическое обучение детей наблюдению за дорожной ситуацией должно проводиться родителями с первых совместных прогулок на улице. Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движения помогут привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице. Весьма удобно для этих целей использовать путь в детский сад и обратно.

Общие рекомендации для родителей по предупреждению

дорожно – транспортного травматизма.

Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите к нему через дорогу. Объясните ребенку, что это опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.

Покажите ребенку, где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.

Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.

Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка - по линии тротуаров.

Вопросы для проверки знаний ПДД

(старшая группа)

На каждый вопрос дается готовый ответ в помощь воспитателю.

1.        Что такое дорога?

Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуар, обочина,  разделительные полосы.

2.        Что такое тротуар?

Тротуар — часть дороги, по которой ходят люди (пешеходы), он находится рядом с проезжей частью или отделен от нее газоном.

3.        Как нужно ходить по тротуару?

Идя по тротуару,  нужно держаться середины. Если идти близко к дороге, может сбить машина.

4.        Кого называют пешеходом?

Пешеходом называется человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

5.        Почему нельзя ходить по проезжей части?

По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины.
Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.

6        Где можно переходить улицу?

Улицу можно переходить в специальных местах - пешеходных переходах. Если вблизи переходов нет, нужно убедиться, что нет движущегося транспорта, и только тогда переходить улицу.

7.        Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения машин и пешеходов. Он показывает, когда нужно ехать машинам, когда переходить улицу пешеходам.

8.        Какие бывают светофоры?

Светофоры бывают двух видов: для машин и для пешеходов.

9.        Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет - предупредительный. Если желтый свет загорается после красного света - приготовьтесь - скоро можно будет продолжить движение. Если желтый свет загорается после зеленого - будь внимателен - сейчас движение будет запрещено.

10.        Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

Светофор для пешеходов подает два сигнала: красный - силуэт человека на светофоре стоит и зеленый — силуэт человека на светофоре движется.

11.        Кто управляет машиной?

Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.

Вопросы для проверки знаний ПДД

(подготовительная к школе группа)

1.        Что такое улица?

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами (зебра, подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами.

2.        Что такое дорога?

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

3. Что такое проезжая часть?

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним движением (когда машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

5. Что такое пешеходный переход?

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

6. Что такое перекресток?

Перекресток — место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.

7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для посадки и высадки пассажиров.

8. Что такое железнодорожный переезд?

Железнодорожный переезд - пересечение дороги железнодорожными путями.

9. Для чего нужен светофор?

Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов.

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

1.        Где должен находиться пассажир,  ожидающий транспортное
средство?

Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

2.        Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.

3.        Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину.

4.        Как пассажир должен вести себя в транспорте?

Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.

5.        Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.

Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну.

В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.

6. Что еще нельзя делать в автобусе?

В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам. Они могут не услышать, когда объявят их остановку.

Основные понятия и термины по ПДД

Автобусная, трамвайная остановки — место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение — транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд — любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение — транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности — место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир — человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход — человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место, обозначенное для перехода через улицу.        

Посадочная площадка — место,        где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт         ожидают на тротуаре или обочине.        

Проезжая часть — часть дороги,        предназначенная   для   движения
транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну сторону) и двусторонним движением (машины движутся в противоположных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.        

Транспортное   средство  - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.        

Светофор  устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар — часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части и отделенная от нее газонами.

Улица — часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения — взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

 

Список методической литературы по правилам

дорожного движения в МДОУ «Сказка»

Альбом для раскрашивания «Говорящие картинки», Москва, издательство «Малыш», 1988 г.

Баряева Л.Б. «Азбука дорожного движения», рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, Москва, «Дрофа», 2007 г., 16 стр.

Белая К.Ю. и др. «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», для среднего и старшего дошкольного возраста, Москва, «Просвещение», 2005 г., 47 стр.

Гостюшин А.В. Шаг за шагом. «Безопасность». Безопасное поведение. Часть 2, пособие, Москва, НПО «Школа»- Издательство «Открытый мир», 1996 г.

Дидактические карточки. «Внимание! Опасно!» Правила безопасного поведения ребенка. Москва, изд. «Школьная пресса».

Знакомство с окружающим миром. «Уроки безопасности»,  Ростов-на-Дону, изд. «Феникс».

Комлева Л.А. «Дети и дорога», Каменск-Уральский, издательство «Калан», 1998 г., 24 стр.

Методические рекомендации по обучению воспитанников дошкольных учреждений правилам пожарной безопасности, пособие для воспитателей ДОУ, г. Когалым, 2002 г.

Михалков С. «Бездельник светофор», Новосибирск, «Детская литература», 1989 г., 16 стр.

«Мы по улице идем», МП «Когалымская городская типография, 2 шт.

Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения», подготовительная группа, Волгоград,  Издательско-торговый дом «Корифей», для воспитателей ДОУ, родителей, 96 стр.

Потапов С. «Учебное пособие по основам безопасности жизни», для начальной школы, Москва, изд. «Аквариум», 1998 г., 64 стр.

Рублях В.Э. «Правила дорожного движения», учебное пособие для 1 класса, Москва, «Просвещение», 1984 г., 48 стр.

Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора», для воспитателей детского сада, Москва, «Просвещение», 1989 г., 62 стр.

Советы мудрого ворона: Сказка-раскраска о Правилах дорожного движения, Екатеринбург, изд. «Калан», 2006 г.,

16 стр.

Тарутин О. «Для чего нам светофор», Ленинград, изд. «Детская литература», 1988 г., 20 стр.

Усачев А., Березин А. «Школа безопасности», уч.пособие для учащихся 1 класса нач.школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, издательство АСТ, 1997 г., 176 стр.

Фисенко М.А. «ОБЖ средняя и старшая группы», Волгоград, издательско-торговый дом «Корифей», 96 стр.

Фисенко М.А. «ОБЖ, подготовительная группа», Волгоград, издательско-торговый дом «Корифей», 80 стр.

Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту, Москва, Педагогическое общество России, 2005 г., для родителей, 80 стр.

Шелегин Н.Н. «Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным», уч.пособие для учащихся нач.школы, Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997 г., 84 стр.

Библиотечный фонд детской художественной литературы по правилам дорожного движения в МДОУ «Сказка»

1.

Дружинина М.В. «Умный светофор» Стихи. Москва «Планета детства»

Маршак С. «Светофор» Стихи. Москва. Издательство «Веселка», 1981 г.

2.

Михалков С.В. «Бездельник светофор» Сказка  -Новосибирск «Детская литература», 1989, 16 стр.

3.

Тарутин О. «Для чего нам светофор». Стихи Ленинград «Детская литература», 1988, 20 стр.

4.

Зубков Б.В. «Говорящие картинки». Альбом для раскрашивания по ПДД. Москва «Малыш», 1988, 18 стр.

5.

Баряева Л.Б. «Азбука дорожного движения». Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста». Москва «Дрофа».

6.

Тарутин О. «Для чего нам светофор» Стихи Ленинград «Детская литература», 1976

7.

Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». Безопасность для малышей. Москва «Прометей», 2003, 78 стр.

8.

Шлыгин А. «Вышел мишка из берлоги», Стихи по ПДД. Москва «Малыш», 1985

9.

Шалобаев А.Ю. «Советы мудрого ворона. Сказка – раскраска о правилах дорожного движения. Екатеринбург «Калан», 2006, 16 стр.

Приложение № 4

Загадки

* * *

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.

(Светофор.)

* * *

Зорко смотрит постовой

За широкой мостовой.

Как посмотрит красным глазом

Остановятся все сразу.

А зеленым подмигнет —

И машины и народ

Отправляются вперед.

(Светофор.)

* * *

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах,

И бензина в баке нет.

Это мой... (велосипед).

* * *

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала

Телега без коня.

(Грузовик.)

* * *

Что за чудо — синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус.)

* * *

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл.)

* * *

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(Светофор.)

* * *

Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни,

 Зеленый, желтый, красный.

(Светофор.)

Стихотворения

Если бы….

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

— На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

—  Мне наплевать на красный свет!

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись: «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

—  Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза —

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!» —

И как попало ездить стал,

Ушел бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да... Там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машины — прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой,

Висит трехглазый светофор,

И знает правила шофер.

О. Бедарев

Запрещается – разрешается

И проспекты и бульвары —

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно

За-пре-ща-ет-ся!

Уступить старушке место

Разрешается...

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

За-пре-ща-ет-ся!

При зеленом даже детям

Разрешается...

В. Семернин

Машина моя.

Машина, машина, машина моя!

Работаю ловко педалями я.

Машину веду у всех на виду.

Катаюсь на ней во дворе и в саду.

Машина, машина, машина моя!

Шофер невелик и сама ты мала.

И нас постовой не пустит с тобой

Проехать по улице, по мостовой.

Машина, машина, машина моя!

Когда-нибудь станешь мала для меня.

А я подрасту и тогда поведу

Большую машину у всех на виду.

Я. Пишу мов

Машины

На улице нашей

Машины-машины,

Машины малютки,

Машины большие.

Эй, машины, полный ход!

Я примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

У каждой машины

Дела и заботы.

Машины выходят

С утра на работу.

Я. Пишу мов

СВЕТОФОР

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут и помогут

Говорящие цвета.

Красный свет вам скажет: «Нет!»

Сдержанно и строго.

Желтый свет дает совет

Подождать немного.

А зеленый свет горит:

«Проходите», — говорит.

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Долговязый светофор.

Он и вежливый и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня!

Он по очереди ими

 Смотрит сверху на меня.

Я его, конечно, знаю,

Да и как его не знать!

Я отлично понимаю

Все, что хочет он сказать!

В. Кожевников.


Прочитайте детям

  1.  Барто А. «Любочка».
  2.  Берестов В. «Стоял ученик на развилке дорог...»
  3.  Георгиев Г. Светофор.  
  4.  Дорохов А. Зеленый... Желтый... Красный!
  5.  Драгунский В. «На Садовой большое движение».
  6.  Дугилов А. Моя улица.
  7.  Ермолаев Ю. Два прокола.
  8.  Житков Б. «Что я видел».
  9.  Житков Б. Светофор.
  10.  Жичка Ф. «Улица моя».
  11.  Завойская К. «Ехал странный пассажир...»
  12.  Здравствуй, друг, дорожный знак!
  13.  Здравствуй, светофор!
  14.  Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили.
  15.  Известкова Н. «Штаб «светофор».
  16.  Капустикян С. «Посиди, послушай».
  17.  Кобина И. «Дошкольникам о технике».
  18.  Кривич М. Школа пешехода.
  19.  Лавренко Б. Варенье.
  20.  Лавренко Б. Кто прав?
  21.  Лунин В. «Я — поезд», «Будущий летчик».
  22.  Маршак С. «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть».

      милиционер», «Гололед».

  1.  Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Дядя Степа -  
  2.  Михалков С. Дядя Степа - милиционер. Моя улица. Велосипедист. - В  сборнике «Мой друг».
  3.  Михалков С. Скверная история.
  4.  Могутин Ю. «Ты идешь по улице».
  5.  Пишумов Я. «Мы по городу идем», «Это улица моя».
  6.  Пшеничных С. «По дороге мчат машины...»
  7.  Серяков И. Машина, которую рисовать научили.
  8.  Серяков И. Улица, где все спешат.
  9.  Серяков И. Ученый дружок.
  10.  Тарутин О. Для чего нам светофор.
  11.  Токмакова И. «На лошадке ехали...» Песенка.
  12.  Цыферов Г. «Сказки на колесах».
  13.  Я дружу со светофором.

Показатели уровня знаний детей по ознакомлению с

 окружающей и социальной действительностью

Группы

Итого

Выполнение

Группа № 3 ( 3 - 4г.)

В-60%

С-40%

Р-%

70%

30%

-

100%

Группа №10 (3 – 4г.)        

В-20%

С-54%

Р-26%

67%

27%

6%

100%

Группа №4 (4 – 5)

В- %

С- 74%

Р- 26%

В-73 %

С- 27%

Р-

100%

Группа №9 (5  -6)

В- 53%

С- 47%

Р-

В-80 %

С- 20%

Р-

100%

Группа №8 (6  -7)

В-73 %

С- 20%

Р- 7%

В- 86%

С-14 %

Р-

100%

ИТОГО

В – 41%

С – 47%

Р – 12%

В – 75%

С – 25%

Р -

Для педагогического обследования детей по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью в дошкольном образовательном учреждении «Сказка» созданы необходимые условия: предметно – игровая среда в соответствии с возрастом детей, приобретен необходимый игровой материал. Педагогическое обследование детей проходило по следующим разделам: «предметное окружение», «Явления общественной жизни», «Транспорт»,  «Игра».

Анализ обследования детей за 2010 – 2011 учебный год дал положительные  результаты. По всем разделам обследования 100% выполнение программы на конец учебного года в каждой возрастной группе.

Общий итог:

На начало года: в. – 41%, с. – 47%, р. – 12%

На конец года: в. – 75%, с. – 25%, р. – нет

Вывод: опираясь на показатели педагогического обследования детей  можно сделать вывод: педагоги в течение учебного года отводили важное значение по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью в развитии детей,  но работа в данном направлении должна быть продолжена в новом учебном году, т.к.  для достижения высоких результатов воспитателям в новом учебном году следует уделять большое внимание познавательной деятельности через:

  • планомерное обогащение игрового опыта детей;
  • проведение экскурсий, наблюдений
  • правильное руководство воспитателем игровой деятельностью;
  • обогащение  предметно – развивающей среды различными игрушками, игровыми атрибутами, пособиями по ПДД

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено".

Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено"....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ГОРОДА» для детей 5-7 лет

дополнительная образовательная Программа  по  правилам  дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет...

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста

Программа обучения правил дорожного движения в работе в разновозрастной группе дошкольного возраста...

Сценарно-режиссерская разработка познавательно-развлекательной программы по правилам дорожного движения «Правила дорожные детям знать положено!»

Данная познавательно - развлекательная игра направлена на обобщение и закрепление знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах; развить ловкость, внимание, смекалку, координацию...