Практический семинар с педагогами по изучению ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Кокшарова Ольга Павловна

Практический семинар  в виде деловой игры поможет в доступной форме познакомить педагогов с изменениями в дошкольном  образовании с учетом ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pr.zanyatiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СМР «Детский сад общеразвивающего вида №15»

С педагогами

НА ТЕМУ «Изучаем ФГОС ДО или новое содержание образовательного процесса в ДО»

Автор:

Старший воспитатель БДОУ №15

Кокорина О.П.

Сокол

Конспект практического занятия

НА ТЕМУ ««Изучаем ФГОС ДО или новое содержание образовательного процесса в ДО»

Цель: уточнение знаний и представлений педагогов о содержании Федеральных Государственных требований, посредством активных форм работы (практическое занятие в форме деловой игры)

Задачи:

  1. Расширить знания и представления педагогов о ФГОС ДО (образовательная область «Коммуникация»)
  2. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов по умениям применять теоретические знания в практической деятельности.
  3. Способствовать развитию профессиональной коммуникации педагогов: умение быстро, точно и грамотно отвечать  на поставленные вопросы.
  4. Создание активной, творческой и инициативной атмосферы в ходе проведения практического занятия.

План и приемы:

  1. Приветствие, вступительное слово.

Китайская пословица гласит: «Не дай Вам Бог, жить во времена перемен». Перемены в нашей стране происходят достаточно часто и стремительно, а мы с вами, как участники образовательного процесса, являемся соучастниками происходящих изменений. На сегодняшний день, главное и существенное изменение в деятельности образовательных процессов связано с введением ФГОС ДО.

 

  1. Знакомство (кратко) педагогов с документами обеспечивающими реализацию  ФГОС ДО в дошкольных учреждениях (Приложение 1 )

  1. Сообщение старшего воспитателя  «Основное содержание ФГОС ДО в учреждениях»

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.) изменяется форма и структура «Образовательной программы ДО».

«Образовательная программа ДО» рассматривается нами как модель организации образовательного процесса в ДОУ. «Образовательная программа ДОУ» рассматривается нами и как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ.

Новая «Образовательная программа ДОУ» должна соответствовать определенным принципам: (акцент на принципе интеграции)

  • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Что обозначает данный принцип (интеграция)  и как меняется образовательный процесс после реализации заявленного  принципа?

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Формы реализации интеграции

  1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы
  2. Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса
  3. Интеграция детских деятельностей

Инновации в ФГОС ДО

1.Основной линией в ФГОС ДО является развитие ребенка.

2.Интеграция образовательных областей.

3.Появление в области знаний  «Социализация» задачи: формирование у детей гендерной принадлежности.

4.Принципиально новым является замена учебной деятельности (занятия) на образовательную деятельность, использование новых форм и методов обучения.

5.Партнерская деятельность педагога с детьми.

6.Взаимодействие с родителями как условие реализации программы.

7.Основной упор на креативность и самостоятельность.

8.Мотивация образовательной деятельности.

9.Свободный вход и выход детей в ОД.

10.Интегративные качества дошкольника.

11.Комплексно-тематический подход в образовательной деятельности.

Отличия новой структуры планирования от старой.

  1. Замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей;
  2. Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую, как видно из таблицы, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
  3. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
от «старой» модели

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
  3. Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Новое содержание понятия «ЗАНЯТИЕ»

Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).  

Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.

Основные направления развития:

физическое; социально-личностное; познавательно-речевое; художественно-эстетическое.

Образовательные области: 

физическое развитие: физическая культура; физическое развитие: здоровье; безопасность; социально-личностное развитие: социализация; труд; познавательно-речевое развитие: познание; познавательно-речевое развитие: коммуникация; познавательно-речевое развитие: чтение художественной литературы; художественно-эстетическое развитие: художественное творчество; художественно-эстетическое развитие: музыка.

4. Деловая игра со слушателями м.о. (практическая часть)

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АУКЦИОН»

Цель игры: совершенствование профессиональных умений и знаний педагогов, посредством активных форм работы.

 

4.1. Организационные моменты: Педагогам предлагается разделиться на 4 команды (сидя за столиками), выбирается жюри, которое в бланке отмечает правильные ответы педагогов (по принципу командного первенства), затем подводит итоги игры.

Названия команд:

1 команда                       2 команда                 3 команда          4 команда

Ф                                   Г.                              О.                        С.

Феерические                    гениальные               общительные     стабильные

 (от фр. – волшебница)

4.2. Ст. воспитатель:

        Здесь у нас «Аукцион»

        Подведет итоги он,

Тот, кто больше, лучше знает

Тот награду получает!

«Ваш товар – знания

Я – покупатель знаний», в конце Аукциона – призы

4.3.Игра – разминка «Аббревиатура»

Цель: упражнение мыслительной и логической деятельности педагогов, помочь включиться в игру.

Ход игры-разминки:

- Кто быстрее расшифрует современные аббревиатуры. (за правильный ответ – дается 1 очко)

РФ – Российская Федерация

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ЛФК – лечебная физическая культура

ВУЗ – высшее учебное заведение

ФЗ – Федеральный Закон

ФГОС ДО – Федеральные Государственные требования

БДОУ – бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

ЕГ – единый Государственный экзамен

ООП – основная общеобразовательная программа

НОД – непосредственно образовательная деятельность

ОО – образовательная область

4.4.Задание «Вопрос – ответ»

  • Назовите основной документ после принятия которого все учреждения перешли на ФГОС (Методические рекомендации)
  • Назовите основные направления деятельности ДОУ по ФГОС ДО? (физическое; социально-личностное; познавательно-речевое; художественно-эстетическое)

  • Какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста? 

  • Игровая деятельность (О.о. «Социализация»)
  • Двигательная деятельность (двигательная активность)
    (О.о. «Физическая культура»)
  • Трудовая деятельность (О.о. «Труд»)
  • Познавательно-исследовательская деятельность
    (О.о. «Познание»)
  • Коммуникативная деятельность (О.о. «Коммуникация»)
  • Особый вид детской деятельности - восприятие художественной литературы (О.о. «Чтение художественной литературы»)
  • Продуктивная деятельность (О.о. «Художественное творчество»)
  • Музыкально-художественная деятельность (О.о. «Музыка»)

  • Назовите основные направления работы с детьми по развитию речи, которые решаются в о.о. «Коммуникация»

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

- Развитие всех компонентов устной речи (связная речь, диалогическая речь, зкр, развитие фонематического восприятия ит.д.)

  • Как называется деятельность, в ходе которой педагог или взрослый сотрудничает с ребенком? (партнерская, совместная)

  • Как называется деятельность, при которой ребенок действует без помощи взрослых? (самостоятельная)

  • Назовите формы партнерской деятельности при реализации о..о. «Коммуникация»? (занятие для детей ст.дошкольного возраста, НОД, игра, совместный труд, в т.ч. и художественный и др.

  • Назовите образовательные области, которые тесно связаны с о.о. «Коммуникация» (Все, т.к. на общении взрослого и ребенка построен весь образовательный процесс)

  • Назовите пример, реализации о.о. «Коммуникация» и ее интеграции с другими областями через следующие формы работы:

Для 1 команды – НОД

Для 2 команды – Прогулка

Для 3 команды – Игра

Для 4 команды – Наблюдение

4.5. В заключение жюри подводит итоги, ст.воспитатель обобщает работу слушателей и предлагает им «12 признаков по которым можно определить, что ты педагог!» (см. Приложение)

4.6. Награждение грамотами победителей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Теоретико-практический семинар с педагогами ДОУ "Технология системы закаливания в ДОУ"

Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников. ...

Практический семинар для педагогов ДОУ "Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего возраста в ДОУ - важная часть работы логопеда на логопункте ДОУ. В ходе семинара педагоги получают практические навыки и совершенствуют совме...

Практический семинар для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй"

Данный семинар является помощью педагогам-психолгам. Раскрывается понятие конфликта. Описаны способы выхода из конфликтных ситуаций....

Практический семинар для педагогов "Секреты общения с детьми"

Вниманию педагогов представлена мини-лекция "Первые шаги к человеческому общению.Правила общения", а также техника "Ты-высказываний и Я- высказываний", которая может помочь в понимании чувств ре...

Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...

Практический семинар для педагогов ДОУ. Эффективное взаимодействия педагогов с родителями посредством общения.

Развитие коммуникативной компетенции педагога - залог эффективного взаимодействия с родителями дошкольников....