Использование театральной деятельности в реабилитации детей с ограниченными возможностями
учебно-методический материал на тему

Савченко Ольга Борисовна

Материал представляет доклад на Методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театральной деятельности в реабилитации дошкольников с ограниченными возможностями.

Савченко О.Б.

Воспитатель ОДП «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко», филиал в г. Югорске

«Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше».

Уилл Роджерс

Театр – удивительное искусство. Это искусство перевоплощения, искусство, способное напрямую общаться с душой человека. Актер выходит на сцену, произносит первую фразу и зритель уже готов верить, что перед ним не актер, а оживший персонаж, готов сопереживать ему, сочувствовать, вместе с ним бороться и побеждать. Театр словно машина времени может перенести в любую эпоху, на любое расстояние, заставить зрителя сопереживать,  любить и ненавидеть.

Ребенок – это маленький человек, который еще не скоро станет взрослым. Но уже почти с рождения он с интересом реагирует на куклы, цветные иллюстрации, любит сказки, сам готов присоединиться к театрализованной игре. Просто удивительна способность детей искренне верить взрослому, когда тот приглашает детей прямо сейчас оказаться в лесу, или отправиться в морское путешествие, а иногда и к звездам.  Переживая сказочные приключения, малыш преодолевает свои страхи, учится быть смелым, оптимистичным.

Очень любят дети практически все виды театра. Искренне переживают за «добрых» героев, готовы им помочь, смеются над неудачами «злых» персонажей. Но особое удовольствие доставляет детям участие в театрализованных играх и спектаклях. В своей социально-педагогической деятельности мы активно используем данный ресурс, отмечая его положительное влияние на творческое развитие ребенка, его психику, внимание, память, речь. В игровой и театральной деятельности также происходит формирование коммуникативных навыков, навыков самоконтроля. Ребенок учится дожидаться своей очереди, подчиняться правилам или сценарию. Хотелось бы отметить такой аспект, как улучшение самооценки, оценки окружающих. Участвуя в постановке, ребенок  оказывается в центре внимания, им восхищаются, ему аплодируют.

Для достижения социально-реабилитационного эффекта, необходимо регулярно включать театральные игры в повседневную жизнь дошкольника. Самое простое – подвижные игры с сюжетом («Мишка», «Котята и Барбос», «Паук», «Акула» и пр.) Использование атрибутов (шапочка, или мягкая игрушка) превращают игру в театральную постановку. Ребенок «входит» в роль, произносит текст, копирует походку, речь персонажа.

Способствуют  развитию ребенка, его музыкально-ритмического слуха, театральных навыков песенки Елены и Александра Железновых. Каждая песенка представляет свой сюжет, дает огромные возможности для творчества. Дети очень любят, готовы повторять вновь и вновь.

Регулярно используем в своей деятельности театральные драматизации. Предпочитаем простые сюжеты, не требующие долгих репетиций и понятные маленьким актерам. Это обусловлено кратковременным пребыванием в группе детей (курс реабилитации - 21 день) и наличием у большинства воспитанников речевых расстройств.

Опору делаем на импровизацию, при распределении ролей стараемся учитывать склонности и интересы каждого ребенка. Репетиции происходят в форме игры. Если, например, два ребенка захотят играть одну роль, то, при невозможности договориться, на сцене могут оказаться вместо одного – два волка (медведя, зайца). Такой подход позволяет вовлечь больше детей. Сейчас мы готовимся ко Дню Матери и планируем всех зрителей сделать полноправными участниками театрального действия.

Особую роль в постановке играет ведущий (взрослый), который поможет каждому маленькому актеру на сцене, подбодрит его, подскажет текст (или сам его произнесет). Чтобы органично вписаться в театральное действие ведущий может находиться в каком-либо театральном образе (клоун, бабушка, волшебница и пр.)

В 2014 году в содружестве с музыкальным руководителем были поставлены сказки, «Гномики и мотылек», «Репка», «Теремок», «Колобок», а также авторская постановка «Овощи». Я предлагаю присутствующим оценить наше творчество.  (Демонстрация ролика)

Создание видеороликов также является средством реабилитации. Дети очень любят просматривать фильмы со своим участием. По достоинству могут оценить нашу работу и родители.

(Видеоролики «Как снимали репку», «Гномики и мотылек», «Теремок», «Колобок», «Овощи»)

Все дети от природы талантливы, надо лишь вовремя это заметить. Театрализованные игры, драматизации, кукольный театр позволяют окунуть ребенка в прекрасный мир фантазии, волшебную страну, где добро всегда побеждает зло, животные разговаривают, где еще можно встретить живую фею, а на неведомых дорожках всех ждут необыкновенные чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Гидромассаж в комплексе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие физической активности ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья, двигательных возможностей и моторных навыков, повышение физической работоспособности создает основу для его более у...

К вопросу об использовании проектной деятельности при ознакомлении детей с ограниченными возможностями здоровья с трудовой деятельностью взрослых

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является создание эффективных условий для реализации инклюзивной практики. Основными задачами ДОО по работе с детьми с ОВЗ (в том числе...

Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и принципы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Консультация. "Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья". 01.04.2024г

Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье чело...