Пальчиковые игры для детей младшего возраста(2-3 года).
учебно-методическое пособие на тему

Мирицкая Ирина Евгеньевна

Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей. Ведь они узнают мир через прикосновения. Неспроста дети пытаются сжевать провод,стянуть красивое блюдо со стола, дернуть за хвост кота Ваську... Это все познание нового мира,новых вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_dlya_detey_mladshego_vozrasta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей младшего возраста(2-3 года).

Так называемые «пальчиковые» игры с малышами очень полезны для развития мелкой моторики, речи и имеют обучающий характер. В игровой форме подача информации об окружающем мире воспринимается малышами намного легче. Например, когда няня называет размер пальчика и загибает его, малыш наглядно видит разницу и воспринимает такие понятия как «большой», «маленький», «длинный», «короткий». Эти игры также помогут обучиться счету и запомнить некоторые простые стишки. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.
Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков:
«Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.
Ещё одной распространённой игрой являются «Пчелки». Вы опираетесь локтем на стол, ваша рука изображает дерево. При этом вы говорите следующий текст:
«Домик маленький на ёлке, дом для пчёл, а где же пчёлки? Нужно в домик постучать,». После этого вы просите ребенка постучать кулачком в «домик» — ваш сжатый кулак. «Раз, два, три, четыре, пять,…» — просите малышка загнуть пять пальчиков, «…стали пчёлки вылетать», на этом моменте вы с ребенком должны изобразить ладоням полёт пчелок, сжав пальцы так, как будто держите щепотку соли.

Для того, чтобы дать представление ребенку о семье пригодиться такой стишок:  

этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Ну а этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(следует загибать пальчики, переходя от большего к малому, а в конце покрутить кулачком)

«Замок»Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной. На двери висит замок. Кто открыть его бы мог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили… И открыли! Предложите малышам поиграть. Соедините пальцы рук в «Замок». Постучите по столу сомкнутыми в замок руками. Круговые движения сомкнутыми руками. Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны. Расцепите пальцы.


«Пальчики в лесу»Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять: Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел. Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими. Загните мизинец. Загните безымянный палец. Загните средний и указательный пальцы. Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.


«Лапки-царапки» Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, А в лапках – цап-царапки. Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки.Дети выпрямляют пальцы, в шутка царапаются. Игру можно повторить несколько раз.

Жили-были зайчики на лесной опушке. Жили-были зайчики  в беленькой избушке. Мыли свои ушки, мыли свои лапочки, наряжались зайчики, надевали тапочки. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.Хлопают в ладоши. Показывают уши. Показывают домик. Трут уши. Моющие движения ладонями рук. Движение ладоней сверху вниз по туловищу. Показывают.

Вышла курочка гулять,свежей травки пощипать, а за ней ребятки – желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, лапками гребите, зернышки ищите». Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки.Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки. Бегут всеми пальцами обеих рук. Хлопают в ладоши. Грозят пальцем ведущей руки. Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола. Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д.

Также можно поиграть с ребенком в «Гусей». Сложите ладонь так, как будто изображаете гуся (большой палец соедините со средней фалангой среднего пальца) и попросите ребенка сделать так же. После этого движением большого пальца изобразите, как гусь открывает клюв и разговаривает с малышом , приговаривая:
«Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите! Да-да-да!»
Пускай ребенок тоже участвует в «разговоре» и отвечает вам такими же действиями. Это упражнение поможет ему в дальнейшем с легкостью приучиться к правильному письму и обращению в карандашами и ручками.

КОШКИ — МЫШКИ Вот кулак, ( показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Белка

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Народная песенка)
 Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого
.

Ещё одной очень полезной пальчиковой игрой являются «Паучки». Представьте, что вы держите в руке яблоко и сложите ладонь в форме купола. Быстро перебирая пальцами изобразите бег паука, предложите ребенку изобразить аналогичного малыша-паучка. Попробуйте немного пощекотать ребенка «пауком», это вызовет ответную реакцию и таким образом в форме игры вы будете развивать в нем помимо мелкой моторики рук ещё и скорость реакции и внимательность.

В трёхлетнем возрасте при нормальном развитии ребенок должен отчётливо говорить и запоминать небольшие стихотворения. Разучите с ним известный

стишок про мишку: «Мишка косолапый по лесу идет,шишки собирает, песенки поет, вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб, мишка рассердился и ногою топ…

При этом вам и вашему малышу нужно изображать все действия мишки – пальцами покажите, как мишка идёт (средним и указательным пальцами перебирайте по ровной поверхности), как он шагает, собирайте невидимые шишки, потрите с досадой лоб, топните ногой. Такая играет развивает не только моторику рук и пальцев, но и воображение у вашего ребенка, а также проявляет в нём актёрские таланты.
Комплексному развитию мышц рук и ладошек поможет игра-присказка «Цветочек»:

Семечко в земле растёт (ручки сложены в кулаки), оно выросло и дало росток, а на нём вырос маленький бутон (пальчики сложить щепоткой), солнышко светит, бутончик греется и раскрывается красивый цветок (широко раскрыть ладонь), ветер дует на цветочек (покачать кистью в разные стороны, как будто от ветра) и в землю попадает новое семечко (вторая рука сжимается в кулачок, игру повторить второй рукой).

 Утята
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
 А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
 Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Коготочки

У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по пальчиковым играм для детей младшего возраста

Проект ориентирован на детей младшей группы....

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Цели проекта:способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;повысить уровень речевой компетентности детей;подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику;добиваться точн...

пальчиковые игры для детей младшего возраста

Детям раннего возраста очень нравится играть пальчиками. Представляю несколько вариантов пальчиковых игр....

Пальчиковые игры для детей младшего возраста.

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет....

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Пальчиковые  игры  для  детей  младшего  возраста...

Пальчиковые игры для детей младшего возраста

Пальчиковые игры для детей младшего возраста...