Доклад
материал по теме

Павловская Марина Николаевна

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Писаревская СОШ

Детский сад

Доклад

« Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников».

Воспитатель Павловская М.Н.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная

привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

Бережное отношение к окружающей среде, к природе

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

Формирование понятия "не вреди себе сам"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен но увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой. Данную проблему мы стараемся решать и в нашем ДОУ.

МКОУ Писаревская сош

Развлечение по экологии

 «В заповедном лесу»

                     

Воспитатель: Павловская М.Н.

2013 г.

Под музыку А.Лядова «Музыкальная табакерка» дети входят в зал.

Ведущий читает стихотворение Л.Дайнеко:    

                                  Вот на земле огромный дом

                                  Под крышей голубой.

                                  Живут в нём солнце, дождь и гром,

                                 Лес и морской прибой,

                                 Живут в нём птицы и цветы,

                                 Весёлый звон ручья.

                                 Живёшь в том доме светлом ты

                                 И все твои друзья.

                                 Куда б дороги не вели,

                                 Всегда ты будешь в нём.

                                 Природою родной Земли

                                 Зовётся этот дом.

 Вы знакомы со словом «природа». Что оно означает?

Дети высказывают свои предположения.

Ведущий. Вы любите чудеса? Тогда я приглашаю вас в лес чудес. Глазки

                  закрываются – чудеса начинаются. (Звенит колокольчик.) Раз,

                  два, три! Смотри! В какой странный лес мы попали. Здесь никого

                  нет. Может быть, если мы позовём, то кто-нибудь откликнется?

                  Давайте попросим музыкального руководителя помочь нам.

Дети исполняют  музыкально-артикуляционное упражнение «Песенка про звуки». В конце поют «Ау!». На ширме появляется Заяц.

Заяц. Кто меня звал?

Ведущий. Здравствуй, Заяц! Скажи мне, пожалуйста, куда скрылись жители  

                 этого леса ?

Заяц. Все звери ушли в другие леса, потому что в нашем нет снега.

Ведущий. Не горюй, Заяц, мы с детьми это исправим.

 Дети рвут полоски белой бумаги и сдувают их с ладоней на ёлку.

Заяц. Молодцы! Теперь ёлочки не замёрзнут. Но снег такой холодный, у вас

         замёрзли пальчики.

На ширме появляются надетые на пальцы изображения девочек, мальчиков, зверят.

Пальчики. Идите скорее сюда! Мы поможем вам согреться.

 Упражнение «Волшебные пальцы». Дети попеременно сгибают фаланги пальцев с названным персонажем, затем с силой соединяют и отпускают подушечки названных пальцев.

                           Здравствуйте, девочки!

                           Здравствуйте, мальчики!

                           Здравствуйте, белочки!

                           Здравствуйте, зайчики!

                           Здравствуйте, медвежата!

                           Здравствуйте, ребята!

Ведущий. Спасибо вам, Пальчики,вот мы и согрелись.

Заяц. Как здорово! Теперь ёлочки, другие деревья и растения будут всю зиму    

         под снегом. Ребята, а вы знаете, зачем снег нужен деревьям?

Дети высказывают свои предположения.

Заяц. Снег  помогает сберечь растения от вымерзания, чтобы весной мы сно-

          ва радовались красивыми цветами, зелёными листиками. А вы можете

          беречь природу?  Как вы это делаете? ( Дети отвечают.)            Ведущий.Зайчик, наши ребята большие друзья природы и соблюдают прави-

          ла поведения в природе: не ломают деревья, не разоряют муравейники,

          подкармливают зимой птиц.

                              Дерево, трава и птица

                              Не всегда сумеют сами защититься.

                              Если будут уничтожены они,

                              На планете мы останемся одни.

  Не случайно, как предостережение всем нам, живущим на Земле, созданы такие заповедные места, на которых в силу особых причин сохранились первозданные природные условия, там обитают редкие растения и животные.    На территории нашей Воронежской области тоже есть такое место, оно называется заповедником. На территории заповедника нельзя охотиться, ловить рыбу, нельзя и просто так без причины и без дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей. Заповедник строго охраняется законом, так как люди, своей неразумной деятельностью погубившие большую часть природы, наконец-то опомнились и решили сохранить в нетронутом виде хотя бы некоторые места на земле.

   В нашем заповеднике растёт почти тысяча видов растений. Среди них обычные и редкие породы сосны, дуба, берёзы и клёна. Под деревьями и кустарниками в низинах, на буграх и полянах бок о бок уживаются такие разные растения, как северный олений мох и степной ковыль всем известный ландыш и ночная фиалка.

  Игра «Этажи леса». Дети располагают растения на ковролине по «этажам» - уровням, на которых они растут.  

  Ведущий. Здесь живут до полусотни видов млекопитающих: от крошки-землеройки до лесного великана – лося. Встречается тут и родная сестра соболя, белогрудая красавица куница. Заповедники – это острова спасения для животных и растений. В этом храме природы живут и работают учёные-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают её тайны, изучают её законы и стараются помочь ей уцелеть.

Заяц. Вы слышите? Кажется, начинается метель! Нужно успеть укрыться! Ведущий. Не бойся, Зайчик. Мы ведь все вместе.      

                   

Звучит «Шум ветра». Появляется «Ветер». Под музыку выполняет произвольные движения, дети повторяют за ним. Музыка заканчивается, «Ветер» уходит.

Ведущий.  Ветер, дружок, поиграй с нами ещё.

Ветер. Я не могу остаться: у меня много дел. А чтобы вам не было скучно,  

           под маленькой елью поищите сюрприз для вас.

                     

 Ветер «улетает». Дети находят под ёлочкой корзину со снежинками.

Ведущий. Какие чудесные снежинки! Давайте возьмём их на память о сегод-

                  няшних чудесах. Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.

Дети садятся на ковёр и выполняют движения в соответствии с текстом.

Ведущий.  Колени подгибаются,

                   Руки опускаются,

                   Глазки закрываются.

                   Голова тяжёлая ложится нам на грудь.

                   Спинка отдыхает,

                   Дети засыпают.

                   Пальцы просыпаются,

                   Спинка выпрямляется,

                   Голова поднимается,

                   Глазки открываются,

                   Дети просыпаются.

Раздаётся звон колокольчика.

Заяц. Слышите? Колокольчик звенит.

Ведущий. Он напоминает нам, что пора возвращаться в детский сад. А тебе,

           Зайка,  к своим друзьям.

Заяц. Спасибо вам за всё. Приходите  в наш лес.

Дети прощаются с Зайцем и под музыку уходят из зала.

                   

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...