Родительское собрание. Тема: «Искусство хвалить»
консультация на тему

 Балахонкина Наталья Илларионовна

 Форма проведения: круглый стол.

Цели: формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobr_4_gr.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Искусство хвалить»

Форма проведения: круглый стол.

Цели: формирование доброжелательного отношения родителей к своему ребенку; педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего (воспитателя) – актуальность вопроса.
  2. Круглый стол.
  3. «Острое блюдо».
  4. Поведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

  1. Организационный этап

Столы расставляются по кругу или полукругом. В помещении, где будет проходить собрание, вывешиваются плакаты с высказываниями:

- «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияния на них пропорционально любви к вам» (И. Песталоцци)

- « Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием – непрочно, неверно и ненадежно» (Я. Корчак)

- «Воспитывать лаской, а не таской» ( Русская народная пословица)

Оформляется выставка детских рисунков. ( тема «Моя семья»)

  1. Вступительное слово (введение в проблему)

В: Ребенку живется трудно, чем взрослому. Его постоянно оценивают, сто бы он ни сделал : хорошо – хороший мальчик; плохо –плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

Даже в течении одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру?

Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Ответы на вопрос показывают : большинство родителей отдают предпочтение( наказанию, поощрению).

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. Наказание часто порождает озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

  1. Этап проведения круглого стола.

В: Одна семья считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился – просто огорчиться,  расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы  « горы свернуть». В то же время испытывается чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние – очищающие, возвышающие человека чувства. У желающих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти.  Это роднит людей,  делает их ближе друг к другу.

Давайте обсудим : согласны ли вы с этим мнением или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку?

( родители дискутируют)

Кажется, без этого не обойтись. С детства – «нельзя», « не тронь» и т.д. Зачастую из-за постоянной  нашей занятности нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его  неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас – дети. Давайте будем терпимы по отношения к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Еще один непростой вопрос : бывает, наказали ребенка, а оказывается, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

( родители дискутируют)

Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течение двух последних недель? (родители дают ответ)

Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы тем самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

- Ваше мнение?

(ответы родителей)

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что это мгновенно решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», накажешь ребенка, шлепнешь – и он не будет рвать книжку, не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывался над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

 На ваших столах лежат памятки. Конечно, эти совет не могут быть восприняты всеми как руководство к действию. Сначала я предлагаю вам ознакомиться с памяткой «Если ребенок провинился» и рассказывать свое мнение:

- Каких правил вы придерживаетесь?

- С какими не согласны?

- Какие правила вызывают у вас протест, почему?

- Какое из правил вы узнали впервые? Будете ли применять его?

(родители обсуждают)

Сейчас вам предстоит вспомнить и проанализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть памятка « Наказывая ребенка, нужно помнить» поможет вам в этом. Прочитав ее,  отметьте, пожалуйста знаком «+» те пункты, которые выполняются вами, знаком «-» те пункты, которые не выполняются. Если правила выполняются только одним членом семьи, а другим игнорируются, то, конечно, успехов быть не может. Мы надеемся, что вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу.

Завершить разговор хочется со словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал : «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал : « Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому нашему движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноватыми перед родителями. С ними и не разговаривают. «Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час, и ребенок скажет Вам : « Я с тобой не хочу разговаривать» .

Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.

( Родители обсуждают услышанное) .

А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении детей. Давайте обсудим следующие вопросы:

- За что нужно благодарить, хвалить ребенка?

- Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Чего надо опасаться во время похвалы?

А теперь «Острое блюдо».

 Вопросы написаны на листе бумаги.  Если вы не хотите отвечать на вопрос, передавайте его дальше по кругу:

- Ваша реакция на плохое поведение ребенка а столом?

- Когда прощение во благо?

- всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступка?

- Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Ваши действия?

- С чего начинаете разговор с ребенком о его плохом поступке?

Приложение

Если ребёнок провинился…….

Не начинайте разговор тс ребёнком, если вы в плохом настроении.

Сразу дайте оценку поступку, ошибке; узнайте, что ребёнок думает по этому поводу.

Не унижайте ребёнка.

Не вымогайте обещаний, для ребёнка они ничего не значат.

Оценивайте поступок , а не личность: «ты поступил плохо» вместо «ты плохой».

После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте  почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребёнка нужно помнить….

Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.

Наказание должно быть не нормой, а исключением..

Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.

Не читайте длинных нотаций.

Не напоминайте о поступке.

Ведите разговор о поступке наедине с сыном  ( долчерью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание тема: "Народное искусство в воспитании детей"

родительское собрание показало  необходимость читать детям сказки. потешки . песенки. рассматривать с детьми поделки народных мастеров. Всё это положительно влияет на развитие  коммуникативн...

Родительское собрание. Тема: «Родительский дом, начало начал».

Родительское собрание для родителей воспитанников старшего возраста...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в подготовительной к школе группе на тему:«ИСКУССТВО ХВАЛИТЬ»

Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребёнка не превращалась в вечный экзамен, а мы вечными экзаменаторами. Даже в течение одного дня нам приходится прин...

Презентация к родительскому собранию Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»

Тема родительского собрания: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников»...

Консультация на тему: «Искусство хвалить ребенка»

Комитет по образованиюадминистрации Ханты – Мансийского района муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка&raqu...