Рабочая программа учителя-дефектолога по обучению игре на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома
рабочая программа (старшая группа) на тему

Зоя Сергеевна Голева
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственную отсталость, ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома на 2014 - 2015 учебный год». Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; -Уставом Государственного бюджетного (областного) образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Рабочая программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с умеренной и лёгкой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obucheniyu_igre.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными

 возможностями здоровья VIII вида

                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Приказом от_____________№___

Директор ГБ(О)ОУ специального

                                                                         (коррекционного) детского дома

_________________О.П.Шовская

Рабочая программа учителя-дефектолога

по обучению игре

на 2014-2015 учебный год

для детей старшей группы

ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Принята на педагогическом совете

                                                             29.08.2014 г. протокол № 1

Составитель:

учитель-дефектолог

Голева З.С.

г.Лебедянь, 2014 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе         «Адаптированной основной  образовательной  программы  коррекционно-развивающей  работы  с  дошкольниками, имеющими  лёгкую  или  умеренную  умственную  отсталость, ГБ(О)ОУ  специального (коррекционного) детского  дома  на  2014 - 2015  учебный  год».                

Программа  составлена  в  соответствии  со  следующими  нормативными  документами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об         образовании в Российской Федерации»;

- Постановлением   Главного государственного санитарного врача РФ  от  15 мая 2013 г.

N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»;                                

- Приказом  Министерства  образования и науки РФ от 17 октября         2013 г., № 1155 «Об утверждении федерального государственного         образовательного стандарта дошкольного образования»;

-Уставом  Государственного  бюджетного (областного) образовательного  учреждения  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного)  детского  дома  для  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида.        

Рабочая    программа    обеспечивает  развитие  детей  в  возрасте  от 5 до 6  лет  с   умеренной  и  лёгкой  умственной  отсталостью.

Актуальность программы

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы с детьми, имеющими нарушения  интеллекта, в дошкольных образовательных учреждениях. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости  коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы  дошкольного  коррекционного  учреждения. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.  

В условиях   развития   вариативности  и  разнообразия  дошкольного  образования  в последнее  десятилетие  происходит  внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих   различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется  проблема игр  дошкольников  с  умственной  отсталостью, так  как игра является  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте  и  особой формой освоения ребенком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Очевидно, что игра должна стать объектом пристального внимания учителей-дефектологов. Мы должны дать ребенку возможность “доиграть” и создать условия для успешного овладения другими видами деятельности и в конечном счете для максимально полноценного становления личности.

Возрастные  и  индивидуальные  особенности  детей  с  лёгкой  и  умеренной  умственной  отсталостью  5 – 6  лет

 В играх многих  детей  моей  группы  наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета. Многие  не используют предметы-заместители, предпочитают действия с реальными предметами. Кроме того, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Функция замещения в игре у детей не возникает, равно как и функция речи (у них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило,  и сопровождающей). Таким образом, к тому моменту, когда игровая деятельность должна окончательно сформироваться и перестать быть ведущей, уступив свои позиции учебной деятельности, она у детей  моей  группы остается на низком уровне. Некоторые  дети будучи включёнными в игру,  не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к действиям с ними. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, не получая удовольствия от выполняемых действий. У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам, выделяются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт, недифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание от игры, после чего игра прекращается. У детей не  на  должном  уровне сформирован и целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного целенаправленного характера. Дети  не умеют ставить перед собой конкретную, значимую для них игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому они выполняют те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко ни отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых формируются умения осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и т.п.). Вместе с тем в процессе обучения дети  5 – 6 лет способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развёртывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей моей  группы, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от педагога. У детей с умственной отсталостью проявляется склонность к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Неумение использовать предметы-заменители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но и, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий. Особенно примечательным  является отношение  некоторых  детей   к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным   некоторые  дети  так же не вызывают заинтересованного эмоционального отношения. Их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что в  группе  имеются  и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Есть  дети,   у  которых  наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и надевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. Несколько  детей  группы  охотно используют палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т.д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне  их  развития. Многие  дети  моей  группы в процессе игры действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действие. Многие  дети  быстро насыщаются игрушками. Длительность   действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Цель программы: обучение  детей  старшей  группы  игровой  деятельности.        

Задачи  программы: 

Формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи.

Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми.

Формировать в игре представления детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом.

Учить детей решать в игре новые задачи: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры.

Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.

Активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями.

Учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Принципы  для  коррекционно-развивающей  деятельности по реализации рабочей программы.                                                

1.Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.                

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3.Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения.

Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

4.Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5.Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Условия, необходимые  для  реализации  программы.

Занятия  по  обучению  игре  проводятся, согласно учебному плану и расписанию, в кабинете учителя-дефектолога   в первой половине дня продолжительностью 20 - 22 минуты  в  подгрупповой  форме (4 - 5 человек). Кабинет  оснащён  необходимым  оборудованием  и  пособиями:        предметами, игрушками, дидактическими  играми, помогающими  мне  решать  задачи  обучения  игровой  деятельности  детей.

Особенности  организации  педагогического процесса.

В неделю  по  игре –  проводится   1  занятие, в месяц – 4; в год – 33.

В  коррекционно – развивающей  работе  с  детьми  использую  современные  образовательные  технологии: игровые, здоровьесберегающие, проектной деятельности, личностно-ориентированные, развивающее обучение, информационно-коммуникационные.

2. Проектирование  образовательного  процесса

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

на 2014-2015 учебный год

Возрастная группа

Старшая группа

 (от 5 до

6 лет)

Образовательные области/ Занятия

Социально-

коммуникативное

развитие

Социальное развитие и ознакомление

с окружающим

1

Обучение игре

1

Труд

0,5

ОБЖ

0,5

Познавательное развитие

ФЭМП

2

Обучение грамоте

-

Речевое развитие

Развитие речи

1

Чтение художественной литературы

1

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

1

Рисование

1

Лепка

0,5

Аппликация

0,5

Музыка

2

Физическое развитие

Физическая культура

3

Всего:

15

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

        ГБ (О) ОУ специального (коррекционного) детского дома                          на   2014  - 2015  учебный  год.

Начало учебного года – 01.09.2014 г.

Окончание учебного года – 29.05.2014 г.

Количество учебных дней в неделю – 6

Количество учебных недель – 33

Диагностическое обследование – с 01.09.2014 г. по 12.09.2014 г. (по 19.09.2014 г.) и с 18.05.2015 г. по 29.05.2015 г.

Зимние каникулы – с 29.12.2014 г. по 11.01.2015 г.

Летний оздоровительный период – с 01.06.2015 г.  по 31.08.2015 г.

Непосредственно образовательная деятельность

Возрастная группа

Количество занятий

в неделю

Продолжительность занятий

1-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Начало занятий

Окончание занятий

Старшая группа

15

22 минуты

20 минут

9.00

10.00

 

Перерыв между подгрупповыми занятиями не менее 10 минут

Расписание занятий учителя-дефектолога в старшей группе

 на  2014 – 2015 учебный год

Дни недели

Занятие

Понедельник

Социальное развитие

Вторник

ФЭМП

Среда

Развитие речи

Четверг

ФЭМП

Пятница

Игра сюжетно-ролевая

Содержание коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-ролевой игре

Квартал

Основное содержание работ

I

Закреплять умение детей играть в дочки-матери, расширяя сюжет, соединяя его с уже изученными сюжетами

Знакомить детей с новыми сюжетными играми («Больница», «Моряки»)

Учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить из нее по окончании игры

Учить детей играть в строительные игры, наполняя их новым содержанием

Учить детей участвовать в драматизации знакомых сказок (Л. Толстой. «Три медведя»)

II

Учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей («Комната для кукол с мебелью», «Новоселье»)

Учить детей играть в коллективе с использованием крупного напольного конструктора, создавая игровое пространство («Дача», «Теплоход», «Магазин»)

Закреплять умение входить в разные роли в одной и той же игре

Учить детей бережно относиться к выполненным постройкам, созданным для игры, сохранять эти постройки в течение нескольких дней для продолжения игры

Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми, знакомить их с новыми сюжетными играми («Летчики», «Новый год»)

Формировать в игре представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом ( « Парикмахерская » )

Учить решать новые задачи в игре: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры

Учить детей играть в сюжетную игру «Зоопарк», передавая наиболее характерные повадки изображаемого животного (хитрая, красивая лиса; грузный, косолапый мишка; шустрый, трусливый заяц; гордый, голосистый петух)

Учить детей драматизировать знакомые сказки («Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят»; В. Сутеев. «Под грибом»)

III

Учить детей входить в роль и выходить из нее, не выходить из роли до окончания игры («Больница», «Магазин игрушек», «Парикмахерская» и др.)

Знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в строительных играх («Строительство

гаража на несколько машин», «Постройка детского сада», «Наша спортивная площадка»)

Учить детей играть с использованием построек, созданных из стульев («Машина», «Автобус»)

Учить детей драматизировать знакомые сказки, используя различные театральные средства (С. Михалков. «Три поросенка»)

Учить детей использовать в самостоятельных сюжетных играх элементы разученных драматизации и знакомые сюжеты (Ш. Перро. «Красная Шапочка»; «Волк и семеро козлят» и др.)

Перспективно-тематическое  планирование  по  игре  на  период  с  сентября – месяца  2014  года  по  май – месяц  2015  года.

Месяц

Тема образовательной деятельности

Задачи

Сентябрь

1-я и 2-я недели – обследование

3-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Дочки-матери»

Коррекционно-образовательные задачи:

закреплять умение детей играть в дочки-матери, продолжать учить меняться ролями в процессе игры;

Коррекционно-развивающие задачи: формировать умение играть вместе, объединяться для решения игровой задачи, развивать  диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные задачи:

воспитывать интерес к играм с семейной тематикой.

4-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Дочки-матери»

Коррекционно-образовательные задачи:

продолжать закреплять умение детей играть в дочки-матери, продолжать учить меняться ролями в процессе игры;

Коррекционно-развивающие задачи: формировать умение играть вместе, объединяться для решения игровой задачи, развивать  диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные задачи:

воспитывать интерес к играм с семейной тематикой.

Октябрь

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин игрушек»

Коррекционно-образовательные цели:

продолжать знакомить детей с сюжетной игрой «Магазин», продолжать  учить брать на себя роль покупателя и продавца и выходить из неё по окончании игры;

Коррекционно-развивающие цели:

активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать умение играть небольшими группами.

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

« Строительство моста»

Коррекционно-образовательные цели:

учить играть в строительные игры, формировать умение играть небольшими группами;

Коррекционно-развивающие цели:

активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к игре и уважение к труду строителя.

3-я неделя

Знакомство с сюжетно-ролевой игрой

 «Больница»

Коррекционно-образовательные цели:

познакомить детей с новой сюжетной игрой «Больница», обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

Коррекционно-развивающие цели: активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважение к труду врача.

4 –я неделя

Драматизация сказки

Л.Толстого « Три медведя»

Коррекционно-образовательные цели:

учить участвовать в драматизации  знакомой сказки, продолжать учить брать на себя роли и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Ноябрь

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

« Овощной магазин»

Коррекционно-образовательные цели:

продолжать знакомить детей с сюжетной игрой «Магазин», формировать представление о деятельности взрослых, продолжать  учить брать на себя роль и выходить из неё по окончании игры;

Коррекционно-развивающие цели:

активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать умение играть вместе.

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

 «Больница»

Коррекционно-образовательные цели:

Продолжать знакомить детей с сюжетной игрой «Больница», обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми;

Коррекционно-развивающие цели: активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважение к труду врача.

3-я неделя

Знакомство с сюжетно-ролевой игрой

« На почте»

Коррекционно-образовательные цели:

познакомить детей с новой сюжетной игрой «На почте», обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми; формировать представление о деятельности взрослых

Коррекционно-развивающие цели: активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважение к труду почтальона.

4-я неделя

Драматизация сказки

«Колобок»

Коррекционно-образовательные цели: учить  детей  участвовать  в  драматизации  знакомой  сказки, продолжать  учить  брать  на  себя  роль  и  действовать  с  ней  до  конца.

Коррекционно-развивающие цели:  развивать  интонационную  выразительность  речи.

Коррекционно – воспитательные цели: повышать  интерес  к  игре.

Декабрь

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра « Семья»

Коррекционно-образовательные цели:

учить участвовать в играх с семейной тематикой, учить самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать мышление и творческое  воображение, связную речь.

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать навыки коллективной игры.

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Строители»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей играть в коллективе с использованием крупного напольного конструктора, создавая игровое пространство;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, развивать диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к играм со строителем, уважительное отношение  к труду взрослых.

3-я неделя

Знакомство с сюжетной игрой

 «Новый год»

Коррекционно-образовательные цели:

познакомить детей с новой сюжетной игрой

«Новый год», обогатить представления детей о взаимоотношениях между людьми;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, наблюдательность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

4-я неделя

Драматизация сказки

«Зайкина избушка»

Коррекционно-образовательные цели:

учить участвовать в драматизации  знакомой сказки, продолжать учить брать на себя роли и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Январь

3-я неделя

Знакомство с сюжетной игрой

«Летчики»

Коррекционно-образовательные цели:

познакомить детей с новой сюжетной игрой

«Лётчики», обогатить представления детей о взаимоотношениях между людьми;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, наблюдательность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

4-я неделя

Драматизация сказки

В. Сутеева

«Под грибом»

Коррекционно-образовательные цели:

учить участвовать в драматизации  знакомой сказки, продолжать учить брать на себя роли и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Февраль

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Парикмахерская»

Коррекционно - образовательные цели:

Формировать в игре представления  детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за трудом взрослых;

Коррекционно-развивающие цели:

 Развивать наблюдательность, творческое воображение, развивать диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважительное отношение к труду парикмахера.

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

« Строительство дороги»

Коррекционно - образовательные цели: учить бережно относиться к  выполненным постройкам

Коррекционно-развивающие цели: развивать творческое  вообржение.

Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать  любовь  к   играм.

3-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Зоопарк»

Коррекционно - образовательные цели:

Учить детей играть в сюжетную игру «Зоопарк»,учить передавать а игре наиболее характерные повадки изображаемого животного;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели: воспитывать интерес к сюжетным играм, воспитывать любовь к животным.

4-я неделя

Драматизация сказки

«Волк и семеро козлят»»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей  драматизировать знакомую сказку, продолжать учить брать на себя роль и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Март

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

 «Больница»

Коррекционно-образовательные цели:

Продолжать знакомить детей с сюжетной игрой «Больница», учить детей входить в роль и выходить из нее по окончании игры; учить использовать предметы – заместители;

Коррекционно-развивающие цели: активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважение к труду врача.

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

«Строительство гаража»

Коррекционно-образовательные цели:

Знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в игре, учить использовать предметы – заместители, учить объединяться для решения игровой задачи;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, развивать диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к играм со строителем,  уважение  к труду взрослых.

3-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

 «Детский сад»

Коррекционно-образовательные цели:

продолжать обогащать представления детей о взаимоотношения между людьми,  закреплять знания детей о труде врача, воспитателя, повара;

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать творческое воображение,активный словарь, диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к играм с семейной тематикой.

4-я неделя

Драматизация сказки

«Лиса, заяц и петух»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей  драматизировать знакомую сказку, продолжать учить брать на себя роль и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Апрель

1-я неделя

Сюжетно-ролевая игра

« Книжный магазин»

Коррекционно-образовательные цели:

продолжать знакомить детей с сюжетной игрой «Магазин», формировать представление о деятельности взрослых, продолжать  учить брать на себя роль и выходить из неё по окончании игры;

Коррекционно-развивающие цели:

активизировать и расширять словарь, диалогическую речь, развивать игровое воображение;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать умение играть вместе.

2-я неделя

Сюжетная игра

«Строительство автобуса»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей играть с использованием построек выполненных самостоятельно, продолжать учить использовать предметы – заместители; формировать умение играть вместе;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к играм со строителем.

3-я неделя

Знакомство с сюжетной игрой

«Моряки»

Коррекционно-образовательные цели:

познакомить детей с новой сюжетной игрой

«Моряки», обогатить представления детей о взаимоотношениях между людьми;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, наблюдательность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

4-я неделя

Драматизация сказки

С. Михалкова

«Три поросёнка»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей  драматизировать знакомую сказку, используя различные театральные средства, продолжать учить брать на себя роль и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Май

1-я неделя

Сюжетная игра

«Строительство машины»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей играть с использованием построек выполненных самостоятельно, продолжать учить использовать предметы – заместители; формировать умение играть вместе;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать творческое воображение, диалогическую речь;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать интерес к играм со строителем.

2-я неделя

Драматизация сказки

Ш.Перро «Красная шапочка»

Коррекционно-образовательные цели:

учить детей  использовать в самостоятельных сюжетных играх элементы разученных драматизаций и знакомые сюжеты, продолжать учить брать на себя роль и действовать с ней до конца;

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фразовую речь, интонационную выразительность;

Коррекционно – воспитательные цели:

воспитывать желание участвовать в играх драматизациях.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

   играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи;

отражать в играх взаимоотношения между людьми;  использовать в игре предмет-заместитель;

осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий, из         ситуации обучения в свободную игровую деятельность;

самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;

участвовать в драматизации  знакомых  сказок.

        3.Информационно – методическое  обеспечение  программы.

Программа        «Адаптированая  основная  образовательная  программа  коррекционно – развивающей  работы  с  дошкольниками  с  лёгкой  и  умеренной  умственной  отсталостью ГБ (О) ОУ  специального (коррекционного) детского  дома  на  2014 -  2015  учебный  год»        .         

        

Методическая  литература:                                                        

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

Недопасова В.А. Растем играя : Сред. и ст. дошк. возраст : Пособие для         воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова. – М.: Просвещение,

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт.-сост.: Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.                                                                

Перечень оборудования и дидактического материала  по  игре.                

1.Игрушки: куклы пластмассовые с нарисованными или закрывающимися глазами, подвижным креплением головы, рук, ног, в разнообразных костюмах, в том числе и в народных костюмах (высота 20—35 см); куклы-младенцы в конвертах (высота 20—40 см); куклы комбинированные из различных материалов, в разнообразных костюмах (высота 50— 55 см); куклы из пластмассы — персонажи литературных произведений; куклы, изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец); игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичок, Домовой, Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5-7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие пластмассовые игрушки с металлической насадкой для притягивания к магниту (рыбки, шарики и т. п.); мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. п.).

2. Одежда и обувь для кукол: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь для кукол; рабочая одежда.

3. Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник.

4. Мебель для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»; «Наш класс»; кроватки разных размеров из металла и пластмассы; раскладушки; плита газовая: металлическая и деревянная; умывальник.

5. Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, алюминиевая; чайная — пластмассовая, фаянсовая; кухонная — алюминиевая; мясорубка детская металлическая; наборы для стирки (тазик, стиральная доска, ведро, шнур, зажимы для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; натуральные предметы домашнего обихода (разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли 3—4 размеров); водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики для игр 3—4 детей (средний размер 60X80X10 см); разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие); прозрачные пластмассовые пузырьки, банки и т. п.

         6. Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; кухонный стол, подобранный по росту детей; пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, стаканы, кувшины, ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки-контейнеры в форме груши, яблока, шара и т. п.; муляжи

овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п.; плетеные и пластмассовые корзины; сервировочный стол, пластмассовые стеллажи на колесиках и т. п.; фартуки; кухонные прихватки различного размера и цвета, с картинками, знакомыми детям, и т. п.; салфетки из пластика, ткани, соломки и т. п.; принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце); подвижные игрушки (различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например «бабочка»); настольная и напольная ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: большой макет репки из папье-маше или другого материала, домик-теремок; мягкие модули; костюмы (курочка, собачка, кошка, мышка, бабочка и другие сказочные персонажи); фланелеграф; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, Школа, детский сад и т. п.; стационарный прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса и чеки; кошельки; сумки для Покупателей; весы; счетная машинка (игрушечная или настоящий калькулятор); халаты для продавцов, парикмахера, врача, Медсестры; туалетный столик с зеркалом; умывальник; полотенца; фен большой и маленький; набор салфеток; пелерина;  туалетные принадлежности (одеколон, духи, крем, шампунь, Лак — используются пустые флаконы); ножницы; набор для бритья (все сделано из картона или используется набор «Детский парикмахер»); расчески; щетки; ленты; альбомы с рисунками причесок (образцы причесок); наборы «Детский парикмахер», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Регулировщик»; сумка врача; трубка-фонендоскоп; шпатель для осмотра горла; игрушечные градусники и шприцы; вата; набор игрушечных лекарств (йод, таблетки, микстура в емкости из небьющегося материала); грелки; бланки для рецептов и т. п.

Технические  средства  обучения: ноутбук, компьютерный  планшет, магнитофон, мультимедийное  устройство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГТ....

Рабочая программа для средней группы на 2014-2015 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильево...

Рабочая программа первой младшей группы на 2014-2015 учебный год

Составлена на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...

Рабочая программа учителя-дефектолога по развитию речи на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию элементарных математических представлений на 2014-2015 учебный год для детей старшей группы ГБ(О)ОУ специального (коррекционного) детского дома

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Адаптированной основной образовательной программы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими лёгкую или умеренную умственну...

Рабочая программа по физическому развитию на 2014-2015 учебный год

Дошкольный возраст - важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенств...