Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
консультация на тему

Хисямова Юлдуз Хайрулловна

В дошкольном возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для решения экологических проблем, которыми сейчас, к сожалению, богат наш мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_khisyamova_yu.kh_5_noyabr.docx37.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1996

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «РОСТОК»

Консультация для воспитателей по теме:

 «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Выполнила:

Хисямова Ю.Х.

Москва, 2014

Федор Михайлович Достоевский сказал: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». Главная задача педагогов дошкольного образования – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль. Уже с самых  ранних лет, ребенок начинает познавать окружающий его мир, формировать о нем представление. В дошкольном возрасте, формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для решения экологических проблем, которыми сейчас, к сожалению, богат наш мир. Впитывая, как губка, ребенок получает знания от родителей, воспитателей детского сада, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.  

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития.

Экологическое воспитание направлено на то, чтобы ребенок узнал законы, по которым живёт природа, умел организовывать свою деятельность и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и имел осознанное желание обращаться с окружающей природой бережно.

Целью экологического воспитания является формирование положительного отношения к природе. Оно направлено на то, чтобы воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Экологическое воспитание ставит перед собой следующие задачи:

  • Освоение ребенком ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
  • Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
  • Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
  • Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
  • Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку дошкольного возраста – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Так же, такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.

Экологическое воспитание дошкольников нужно осуществлять поэтапно.

Первое, с чего нужно начинать – это рассказывать ребенку дошкольного возраста о том, как развивалась жизнь на планете Земля, и как на ней появился человек. О разнообразии форм жизни на суше и в воде, как эта жизнь отличается друг от друга.

Второе, что будет Вам необходимо – это детская энциклопедия животных, растений, рыб и грибов. Так можно донести до ребенка учебный материал, который будет доступен для понимания и освоения.

Третьим шагом будет знакомство ребенка с проблемами окружающей среды. Кто и как её загрязняет и что необходимо делать для того, чтобы экологическая обстановка на Земле была в норме.

Четвертый шаг – это выработка у дошкольника бережного, осознанного отношения к природе и животным, а так же правил безопасности, которые необходимо соблюдать.

 В экологическом воспитании дошкольников большую роль играют не только воспитатели, но в первую очередь родители. Поведение взрослых, окружающих ребенка является самым главным фактором в экологическом воспитании детей. Ведь невозможно научить ребенка тому, чего не выполняешь сам или не выполняют или не одобряют родители. Ребенок, во многом опирается на поведение своих родителей и считает, что это правильно. И если родители загрязняют окружающую среду в присутствии своих детей, то очень сложно потом донести до ребенка, что так делать нельзя. А несовпадение  требований, которые предъявляются ребенку в детском саду и дома, могут спровоцировать у него обиду, агрессию или растерянность в выборе правильной позиции.

Поэтому очень важно проводить работу с родителями и донести до них, что необходимо поддерживать единый подход всех взрослых, окружающих ребенка, обязательно, нужно спрашивать у своего ребенка о том, чему его учили в детском саду и поддерживать эти знания. На основе этого можно сформировать правильный подход к его экологическому воспитанию. Ведь не всегда воспитатели позволяют ребенку делать то, что он делает дома. В большинстве случаев, в дошкольном учреждении имеется большое количество ограничений, поэтому, необходимо объяснить ребенку, почему этого делать нельзя и что будет, если такое делать. Например, если ребенок с родителями едет на природу, и там собирают букет из полевых цветов, то родители должны также объяснить, что в детском саду рвать цветы на клумбе нельзя. Что если каждый сорвет хотя бы по одному цветочку, то цветов не останется, и не будет нас окружать такая красота. Также нужно подчеркивать, что и на природе нельзя рвать цветы с корнем, или какие-то редкие цветы. И единый подход воспитателей и родителей в таких вопросах очень важен.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического воспитания должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно цело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять  потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных  на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое  животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро»  – водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –  все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.

Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству. Отмечу, что не всякая литература о природе может быть использована для целей экологического образования. Например, существует много стихотворений о лесе, в которых авторы призывают беречь лес только потому, что он даёт людям ягоды, грибы, орехи. Это часто потребительский подход, когда человек рассматривает природу через призму своей выгоды, забывая о её самоценности. Для целей экологического образования использую не только рассказы, известные стихи о природе, но и обычные сказки, известные детские произведения. Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах. На занятиях по развитию речи используем картины о природе.

Для занятий можно использовать наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются  различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

– экологические праздники;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры –  моделирование экосистем, игры – путешествия);

– экологические сказки;

– инсценировки.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.  В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, эффективна  игра «Меню для птиц», целью которой является уточнение  представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключается в следующем: воспитатель называет птицу, а дети должны сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Также словесная игра «Птички на кормушках» позволяет уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организовывают для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения может стать парк, сад. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим в парке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

Каждое знакомство с природой можно превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, т.к. в основе  отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать  и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей,  уметь  противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющее  существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого нужно создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленять уголок природы, заботиться о его обитателях, разбивать цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»;  учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер.

Мы уже упоминали о прогулках и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Мы должны научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

Маленькие дети верят воспитателям и родителям абсолютно во всем. И впитывают все как губка. Не обязательно быть доктором биологических наук, чтобы сообщить ребенку важную и интересную для него экологическую информацию. Любой из нас может научить ребенка отличать дуб от березы или вместе с ним понаблюдать, как пробиваются весной ростки – рассказать, почему вредно жечь траву и зачем нужно бережно относиться к воде. И «экологичность» в поведении быстро станет для детей привычкой.

Список литературы

  1. Евлухина Н.Е. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Из опыта работы воспитателя детского сада «Ромашка»
  2. Канева М.С.,Чадаева Г.И. Экологическое воспитание дошкольников (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 07
  3. Мухамедшина Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура» (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 01
  4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н.Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
  5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань э...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, ...

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...

«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

«Экологическое воспитание – это воспитание   нравственности, духовности и интеллекта»...

Консультация ”Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта”

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);          формирование ...

Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»...