"Ручейки добра"
рабочая программа на тему

Зайцева Татьяна Александровна

           ПРОГРАММА «РУЧЕЙКИ ДОБРА» по духовно–нравственному воспитанию старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rucheyki_dobra_microsoft_word.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

                                                                                   

     

ПРОГРАММА

 

«РУЧЕЙКИ ДОБРА»

по духовно–нравственному

воспитанию старших дошкольников

на период 2012-2016 год

Составители:
Заведующий МАДОУ – Верёвкина Л.В.
Заместитель заведующего по ВМР — Зубарева М.Л.
Музыкальный руководитель – Гоголева Н.В.

Воспитатель – Зайцева Т.А.

г. ТРОИЦК

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом,

 о памятниках, литературе, языке, живописи …

Национальные  отличия  сохранятся,

если будем  озабоченны воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»                                              
Д. Лихачев

      Дошкольное детство — период наиболее интенсивного и эффективного становления человека. В маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало. Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. В основе такого подхода лежит обогащение воспитанника живыми нравственными представлениями, опытом нравственных чувств и духовных знаний, и лишь на этой базе мотивированная выработка у него социальных норм поведения.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет одним из приоритетных направлений является нравственно-патриотическое воспитание. Но наш опыт работы показал, что воспитать гражданина, патриота без любви и сострадания к ближнему,  без понимания ребёнком его корней, красоты родного края, без знаний культурных традиций своего народа невозможно. 

(«Образование должно быть направлено на воспитание уважения  к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает»  – сказано в конвенции о правах ребенка).

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Поэтому перед педагогическим коллективом остро встал вопрос, воспитания духовно развитой и богатой личности, обладающей такими общечеловеческими ценностями, как истина, добродетель, великодушие, толерантность, милосердие, красота, гуманизм, социальная справедливость.
Назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм,  в создании условий для приобщения старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям.

В связи, с выше сказанным, педагогическим коллективом составлена программа «Ручейки добра»  по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, которая является компилятивной и разработана на основе:
общеобразовательной программы  «От рождения до школы»  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М-2010г. и Примерной программы дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей» Шевченко Л.Л. М 2011г.

Отбор содержания программы  произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры.

По своей направленности программа является светской, предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей.  

II. Цель программы.

Главная цель программы - приобщение старших дошкольников и их родителей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

 «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…» Ш. А. Амонашвили).

Задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали (формирование таких нравственных качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру, воспитание у детей любви и уважения к своей семье).

2. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к народному пению, к классической, и народной музыке.
6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей

(знакомство родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
9. Формировать умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развивать чувство собственного достоинства.

III. Направления духовно-нравственного развития и воспитания

Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят  вглубь веков. И во все времена, времена взлёта и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить своё лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. Вся культура России, как народная, так и светская (лучшие плоды классической культуры), имеет определенное  христианское звучание, что подготавливает детскую душу к принятию духовных впечатлений.

Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.

Введение  в программу культурологического компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению  исторической памяти  к приостановке духовного обнищания.

1. Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»), 

-
гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним). 

-
природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту). 

-
кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов). 

-
светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ). 

2. Принципы отбора содержания программы. 

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и    психологии         с      каноничностью).         
Учет  требований         типовых    программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей). 

3. Принципы организации занятий. 

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход. 

IV. Пути реализации программы:

Методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод  используется во время: 

чтения педагогом рассказов;

экскурсий в картинную галерею;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

моделирования сказок.


Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе 
чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.


Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

приготовить с детьми различные блюда русской национальной кухни;

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины по народному фольклору;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.


Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы. 

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр   диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
  

      

В качестве основополагающего направления программы были выбраны предметные области: «Музыка», «Изобразительное искусство»,  «Ознакомление с окружающим миром», а также «Экологическое воспитание», где особое внимание уделяется краеведению: знание природы родного края и бережное отношение к ней. Используется метод эмоционального воздействия на детей: любование красотами родной природы, использование поэтического слова и музыкальных произведений, изображение увиденного в рисунках.


V. Содержание и формы обучения:

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, содержание программы носит тематический характер, в соответствии с возрастными особенностями детей. Это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий, знакомство с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, знакомство с культурными традициями своего народа, народным  творчеством, используя такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др. 

Через игры, разыгрывание нравственных этюдов, сценок, проблемных ситуаций происходит побуждение ребенка к положительным поступкам. При этом полностью сохраняются возможности индивидуального развития и морального созревания каждого ребёнка, его душевной целостности, стимулируя на этой основе моральное развитие как основу для духовного развития личности. 

В основу реализации программы положено блочно-тематическое построение содержания по направлениям:

  • Что такое хорошо и что такое плохо.
  • Добро и зло.
  • Щедрость и жадность.
  • Милосердие и жестокость.
  • Семья.
  • Дружба.
  • Родина.
  • Православные и народные праздники.
  • Народная культура и традиции.

Формы работы:

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
2. Экскурсии, целевые прогулки.
3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
4. Беседы с детьми о правилах поведения.
5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с музыкальным фольклором.
6. Этические беседы.
7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
9. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
10. Проведение совместных с родителями праздников (т
ворческие вечера.)

11. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

12.Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

В программу входит также знакомство детей (в общих чертах) с православной культурой и историей: значение и традиции празднования «Рождество Христово», «Вербное»,  «Пасха»,  «Троица» (занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, календарные праздники, музыкально-поэтические вечера и др.)


VI. Работа с родителями.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками  и что именно родители ответственны за воспитание детей. Нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и  дошкольное учреждение.

Воспитание не принесет желаемых результатов, если родители не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни, прививаемые детям педагогами.

       Именно поэтому в программе большое внимание уделено работе с родителями, что поможет укрепить статус семьи в духовном становлении детей

Формы работы с родителями: 

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары;

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой;

ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).


Необходимо также совершенствование и духовный рост самих педагогов, работающих в этом направлении.


VII. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

Дети должны знать: о том, что такое хорошо и что такое плохо в человеческих отношениях; устный народный фольклор (потешки, заклички, прибаутки, сказки), музыкальный фольклор (колыбельные, хороводы, игры, песни, колядки); основные народно-бытовые, календарные праздники («Новый год-Коляда», «Роджественская ёлка», «Русская Масленица», «Веснянка», «Прилет птиц» (Благовещение), «Праздник весны» (Пасха), «Девичьи посиделки» (Семик), «Русская береза» (Троица), летние развлечения –«Праздничный Спас», «Осенины» (капустник, посиделки, ярмарка),
      Дети должны хотеть: бескорыстно помогать друг другу и окружающим их взрослым.
      Дети должны
иметь представление о быте, о формах традиционного семейного уклада жизни русского народа; понимать свое места в семье и посильно участвовать в домашних делах.

Дети должны уметь: заявлять о своих потребностях в приемлемой форме; включаться в совместную деятельность, не мешая своим поведением другим; в присущей каждому степени сдерживать проявления негативных чувств; прощать обиду; замечать не только недостатки, но и достоинства литературных персонажей и людей; в определенной мере считаться с желаниями других людей; замечать изменение эмоционального состояния окружающих; проявлять элементарную заботу об окружающих; бережно относиться к природе и объектам духовной и материальной культуры; просить о помощи и оказывать ее в меру своих возможностей; выбирать верную альтернативу поведения; при необходимости проявлять чувство собственного достоинства и с помощью социально принятых способов общения защищать свои интересы.
      Дети должны
 соблюдать: известные им правила культурного поведения и применять их не только тогда, когда находятся в детском саду, но и в семье, на улице, в общественных местах.
      Дети должны
 обладать: чувством самоуважения и уважения к достоинствам других людей; чувством гордости за подвиги и достижения своих предков и ныне живущих соотечественников.
      Дети должны
 испытывать радость, удовлетворение от хороших поступков, угрызения совести при нарушении моральных норм.
      Дети должны
 стать более позитивными, эмоционально открытыми, отзывчивыми, сговорчивыми; более внимательными к окружающим; более терпимыми к недостаткам и слабостям литературных персонажей и людей; более вежливыми в повседневном общении.

Перспектива:

Планируется создание мини-музея русской старины «Горница», где дети смогут познакомятся с предметами русского быта, их предназначением, с традициями и обычаями русского народа, что поможет и развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными чувствами,

какими живет народная душа»

В.В. Зеньковский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Ручейки и лужицы"

Конспект интегрированного занятия направлен на приобщение детей к восприятию примет весны средствами разных видов искусств....

Технологическая карта развлечения «Как ребята «ручейку» помогали»

Интегрируемые образовательные области    «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»  Вид детской деятельности, лежащей в основе  совместной  деятельност...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Интегрированное занятие "День рождение Весеннего ручейка" для детей младшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие - сказка, музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим миром....

«Добрая суббота в Ручейке»

Добротой своей делитьсяНикогда не забывай,И она вся возвратится,Только ждать не уставай!Пусть никто не перестанетОкружать добром друзей,И светлее в мире станет,Как от солнечных лучей!22 января 2021 го...