Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

    Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

     Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

     Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.  Её роль велика  в развитии речи дошкольника. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

     Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

     Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

     Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

     Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учиться понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

     Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребёнку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

     В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать место формы слова в предложении и в целом высказывании. Разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной.

     Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияет сила голоса (громкость и правильность произношения, чёткая дикция, темп речи.

     Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

     Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно – речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно - выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.) .

     В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

     В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте нам было необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

     Обращали внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекали дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

     Усваивая содержание сказки, дети учились передавать слова разных героев. И даже если они повторяли интонации воспитателя, это закладывало основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

     Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др.

     Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

     При чтении стихотворений выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчёркивая образные выражения, развиваем у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

      Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников

    Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.
Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения.

     Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

     Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.  Её роль велика  в развитии речи дошкольника. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

     Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

     Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

     Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

     Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребёнок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учиться понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Показателем богатства речи является не только достаточный объём активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

     Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребёнку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

     В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств, способность чувствовать место формы слова в предложении и в целом высказывании. Разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной.

     Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияет сила голоса (громкость и правильность произношения, чёткая дикция, темп речи.

     Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

     Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно – речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно - выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.) .

     В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребёнка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

     В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте нам было необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

     Обращали внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекали дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

     Усваивая содержание сказки, дети учились передавать слова разных героев. И даже если они повторяли интонации воспитателя, это закладывало основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

     Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др.

     Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

     При чтении стихотворений выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчёркивая образные выражения, развиваем у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

      Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников

Всем известно большое влияние художественной литературы, к которой приобщается ребенок с самого детства, на его  умственное и эстетическое развитие. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА     Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...

Круглый стол для педагогов Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, ра...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Влияние художественной литературы на развитие речи младших дошкольников

В данной статье актуализируется влияние чтения художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ, и в семье. Содержит краткий отчет по проделанной работе за 2023-202...