Программа по формированию у дошкольников 3-7 лет основ духовной этики «Мир твоей души»
методическая разработка на тему

Атяшева Вера Дмитриевна

 Разработала старший воспитатель  Атяшева Вера Дмитриевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_tvoey_dushi.doc667 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение  

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»  с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский  Самарской области

Структурное подразделение детский сад  «Ромашка»

Программа по формированию у дошкольников

 3-7 лет основ духовной этики

 «Мир твоей души»

                                                       Составил старший воспитатель

                                                                                           Атяшева Вера Дмитриевна

2013 год


Пояснительная записка

               В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным развитием и воспитанием человека. Порой родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. На второй план отодвигается доброта, порядочность, сопереживание. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых. Родители должны быть проводниками культуры, традиций и ценностей для ребенка. Но часто получается иначе. Взрослые, увлеченные решением материальных вопросов, забывают о живом человеческом общении с ребенком, так необходимом ему. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Это проявляется в том, что они становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к познанию. Это проявляется и в нежелании слушать русские народные сказки, в которых прослеживается победа добра над злом, осуждаются отрицательные качества героев.  Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно – нравственного развития и воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна). Система нацелена на совершенствование воспитательной работы и включает  основные направления развития: - духовно-нравственное развитие и  воспитание.    Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
        Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. В связи с этим  роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в детском саду позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы. Духовно-нравственное развитие воспитание детей на основе  традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех:  педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей.  Нас интересовало, прежде всего, что  такое народные методы и какие именно особенности делают национальную  культуру  исключительно эффективной основой развития и воспитания. Основы духовной этики мы закладывает с 3 лет до выпуска детей в школу. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство национальной  культуры. Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит  через все формы работы с детьми.

Основная цель программы: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных,  выделила следующие: 

Задачи:

  • Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви к родному краю.
  • Воспитание отзывчивости на красоту природы и народного искусства.
  • Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности.
  • Содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры.
  • Развитие художественно-творческой активности детей.

Подходы воспитательной системы

- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы организации работы по духовно-нравственному развитию воспитанию:

- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

-принцип культуросообразности  (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

-принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.    

  Общие задачи  развития и  воспитания в разных возрастных группах   

Вторая младшая группа

1.Заложить основы эмоционально-положительного отношения к  человеческому миру. Начать формирование  интимно-эмоциональной сферы малыша, наполняя его душу любовь, добротой, сердечной мягкостью.

2. Формировать представления о гармонии окружающего мира. Воспитывать любознательность к самому себе как части окружающего мира, вызывая положительные эмоции.

3. Обогатить впечатлениями об этике человеческих взаимоотношений, как духовной ценности на основе идеалов Любви, Добра, Правды. Заложить основы восприятия нравственных проявлений, как главных начал жизненной этики, таких как доверия, любви, привязанности, симпатии, доброжелательности, похвалы, одобрения.

4. Совершенствовать духовный мир ребенка эстетическими эмоциями, счастливым чувством восхищения прекрасного. Погружать малыша в светлый и радостный мир красоты, развивать эстетические восприятия через сердце искусства, природы.

5. Формировать здоровый образ жизни детей; обеспечивать их психологический комфорт, защищенность.

 

Средняя группа

1. Обогащать духовную жизнь ребенка, его общение в сфере любви, заботе с другими людьми и со сверстниками, усилить сердечную ориентацию на другого человека.

2. Углублять познавательный интерес к своей личности, способность оценить себя как дивное творение природы

3. Развивать чувство видения и понимания красоты человеческой души; открыто выражать любовь, быть способным на откровенное и доверительное общение проявлять справедливость, кротость, добросердечность человеческой души.

4. Воспитывать благородство души при ознакомлении явлениями с окружающим миром через ощущение гармонии цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний.

5. Оберегать нервную систему от перегрузок, стрессов, снимать синдром тревожности; соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не навреди!”.

        Старшая группа

1. Побуждать к созданию вокруг себя благодатной комфортной обстановки, нести ответственность за, то, чтобы другим людям рядом с тобою было радостно и счастливо.

2. Научить осознавать собственное “я”, формировать потребность в самоуважении. Уметь демонстрировать свои достоинства, сравнивать их заслугами и успехами других людей.

3. Помогать строить взаимоотношения с другими на основе понимания, признания, веры, надежды, милосердия, сострадания.

4. Пробуждать средствами искусства чувства возвышенного и прекрасного в самом себе, величие души и сердца; воздействовать на ум, волю, воображение.

5. Воспитывать первичное умение  саморегуляции, развивать самоощущение и самопонимание; естественное  изящество, осанку, красивую походку, пластику и выразительность тела.

Подготовительная группа

1. Делиться любовью с другими, заложить основы деятельной и бескорыстной любви.

2. Формировать представления о семье человеческой как едином братстве людей на Земле, поощрять жажду в духовных впечатлениях утверждать как собственный авторитет, так и свой авторитет окружающих взрослых и детей, познавать миры Вселенной.

3. Учить "жить сердцем", иметь постоянно только добрые привычки, потребности и душевные порывы знать внутренний мир другого человека; высокий уровень взаимоотношений, личной ответственности, честности, благородства.

4. Совершенствовать духовную личность ребенка, воспитывая потребность, внести элементы прекрасного в окружающую жизнь и быт; создавать маленькие “шедевры” с одухотворенным этическим содержанием.

5. Воспитывать физический и духовный образ своего “я”; совершенствовать навыки     и   аутогенной тренировки внутреннего плана; расширять впечатления о телесной красоте, ее гармонии с красотой внутренней, духовной.

Перечень элементарных целевых ориентиров образования и развития    детей к концу учебного года.

Вторая младшая группа

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- проявляет   ко взрослым добрые теплые чувства.

Средняя группа

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Старшая группа

- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен  выполнять простейшие правила общения со сверстниками и взрослыми, уважать их взгляды, мнения, точку зрения, быть доброжелательным, вежливым, употреблять в речи выражения почтения, благодарности;

- обладает  правилами  общественного этикета: вести себя сдержанно, не привлекать

излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место старшим и младшим;

- обладает  понятиями  "правда" и "ложь", иметь желание всегда быть правдивым;

- любить свою планету Земля и всех живых существ, населяющих ее. Знать историю ее развития, нравственные законы жизни на Земле;

Подготовительная группа

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, умет использовать слова приветствия, прощения, извинения, просьбы, благодарности, ласковые слова обращения к сверстнику или взрослому, близкому человеку.

- обладает  понятиями  о добре и зле, стремиться делать добрые поступки, иметь мысли чистые, не желать плохого людям;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- обладает знаниями быть честным, не терпеть обмана и лжи;

-создавать свои духовные мысли-образы на темы литературных произведений;

- обладает в умение  выстроить духовную “лестницу доброты” (по народным сказкам);

- обладает  понятиями: красота внутренняя (красота души) и красота внешняя;

- обладает в умение прощать и не помнить зла;

- обладает художественным и музыкальным чувством;

- обладает знаниями  относиться к своему здоровью, применять некоторые средства

улучшения физического и душевного состояния.

            Сотрудничество с родителями, духовность контактов с семьей

    Семья и детский сад, имея свои особенные функции, не могут заменить друг друга. Поэтому в воспитательно- образовательном процессе между педагогами и семьей важно установить доверительный контакт. Педагогам необходимо заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи своих воспитанников с целью развития у детей уважения к обществу традициям семьи, родному краю, Отечеству, неразрывной цепочке общечеловеческих духовно- нравственных ценностей.

Формы работы с родителями

1.Анкетирование родителей.

2. Групповые и индивидуальные консультации.

3.Проведение родительского собрания на тему « Духовно-нравственное воспитание детей».

4.Оформление стендов и папок - передвижек для родителей по темам « Наша Родина-Россия», « Мое любимое село», «Русское народное творчество», «Мини- Музей нашего детского сада», «Защитники Отечества», «Детям о космосе», «День Победы».

5. Семинары и круглые столы, которые являются наиболее эффективными формами повышения педагогической и духовно-нравственной культуры родителей.

6.  Мастер-классы, на которых разыгрываются различные ситуации.

7.Проведение утренников, на которых дети и родители являются активными участникам.

8. Выставки,  изготовленные совместно с родителями.

9. Составление семейного генеалогического древа.

 Многообразие средств организации  духовно-этической жизни детей

Система детских игр

1. Игры с элементами - радостные игры, развлекательности,  досугов - игры забавы, развлечения.

2. Игры, учитывающие психологию - игры в мужественность (богатырские игры) и культуру половой принадлежности - игры в женственность

3. Развивающие интеллектуально – игры - моделирование

4. Творческие сюжетно-ролевые игры, - игры в идеальные отношения

- игра типа “Поиграем-помечтаем”,  игры с мыслями-образами

5. Творческие подвижные игры  - игры по народным сюжетам, подвижные игры русского и других   народов

6. Театральные игры - психотехнические игры,  игры на формирование духовной - игровая психогимнастика (гимнастика души), игры в Добро и Красоту.

              Поскольку ИГРА  это основной вид деятельности детей в детском саду, в которой познается окружающая жизнь, то, реализуя программу по воспитанию основ духовной культуры, мы отдаем ей предпочтение. Стержнем таких мероприятий является создание воображаемых ситуаций или игры с мыслями-образами, которые используются в общении с детьми уже с трехлетнего возраста. Эти игры помогают развивать фантазию и творчество. Игры-тренинги являются практической моделью этического поведения в жизни. Сюжетно-ролевые игры нового содержания тоже рассматриваются  как эффективное средство духовного роста детей.

Особое значение в этическом воспитании придаю  СКАЗКЕ, где осмысление сущности нравственных идей достигается не громкими фразами, а эмоциональной глубиной. Сказка - активное творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Конечно, он прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кощея Бессмертного. Но он воплощает в этих образах добро и зло, отражает личное отношение к плохому и хорошему. Сказка способствует развитию этических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость.

Приобщение к ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ - еще одно чудотворное средство. Театр в жизни детей - важнейший компонент модели культурологического образования. Столь же значима и МУЗЫКА, которая объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы. Это - яркий “язык чувств”. Музыкальное воспитание - прежде всего воспитание сердца человека. Окунаться в музыкальный мир, понимать его, наслаждаться эмоционально, душевно реагировать должен уметь ребенок любого возраста.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА также утверждают в детской душе чувство собственного достоинства и нравственного величия. Умение детей зримо и чувственно проникнуться душевным инстинктом природы, ее яркостью и величием, тоже способствует более полноценному духовному росту.

Еще одно средство духовного воспитания - ТРУД ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ. Трудовое творчество должно навсегда войти в духовную жизнь и стать самым сильным эмоциональным стимулом деятельности. На собственном опыте дошкольники могут усвоить, что лень и нерадивость закрывают двери к тому, что доступно трудолюбивому. Труд детей в детском саду должен быть одухотворенным, одушевленным с доступно высоким уровнем культуры деятельности.

ТРОДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке.

Большой интерес у дошкольников вызывают НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Итак, эти средства способствуют тому, чтобы каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения был носителем духовной национальной культуры!

Учебно-тематический план Добра и Красоты

№ п/п

Название темы

Младший дошкольный возраст

Общее количество

Теория

Практика

1

Знакомство с Феей Вежливости

1

1

2

2

Вежливые слова

1

1

2

3

Моя бабушка

1

1

2

4

Как вести себя на образовательной деятельности

1

1

2

5

Как вести себя на улице

1

1

2

6

За столом

1

1

1

7

Хорошо - плохо

1

1

2

8

Мамины помощники

1

2

3

9

Об опрятности и аккуратности

1

1

2

10

Мы играем дружно

1

1

2

11

Вежливость закон для всех

1

2

3

ИТОГО В ГОД

11

13

24

1. Тема: Знакомство с Феей Вежливости Организационные формы: Тема рассматривается на образовательной деятельности. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данной образовательной деятельности можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми.

2. Тема: Вежливые слова Организационные формы: Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальной образовательной деятельности, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, ситуативных  беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др.

3. Тема: Моя бабушка Организационные формы: Тема раскрывается в процессе  бесед с детьми, продолжать формировать позитивный образ Я, помогать, детям осознавать себя, формировать первоначальные представления о юности и старости, выстраивая социальную линию человека.

4 Тема: Как вести себя на образовательной деятельности Организационные формы: Ознакомление детей с правилами поведения на образовательной деятельности проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: внимательно слушать воспитателя,  не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т. д.

5 Тема: Как вести себя на улице Организационные формы: Знание по данной теме могут, преподнесены как  на образовательной деятельности, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях, в конструктивной деятельности. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т. д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.

6 Тема: За столом Организационные формы: Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно? », «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита! », «Спасибо! » и д. р.

7 Тема: Хорошо - плохо Организационные формы: Тема изучается во время бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки.

8 Тема: Мамины помощники Организационные формы: Знание по данной теме могут быть преподнесены во время индивидуальных и коллективных бесед с детьми, при рассматривании картин и иллюстраций, во время организации трудовой деятельности, непосредственного участия детей в уборке группы, во время выполнения обязанностей дежурных. Кроме того в процессе ежедневных бесед, напоминаний необходимо научить детей аккуратно складывать свою одежду при раздевании, не разбрасывать игрушки, убирать после занятий за собой карандаши, краски, пластилин и т. д.

9 Тема: Об опрятности и аккуратности Организационные формы: Тема раскрывается во время бесед, чтения художественной литературы, в игровой и трудовой деятельности. В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место».

10 Тема: Мы играем дружно Организационные формы: При знакомстве с данной темой можно провести как специальную образовательную деятельность, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать друг у друга игрушки.

11 Тема: Вежливость закон для всех. Организационные формы: Итоговое мероприятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном мероприятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, принимать участие, в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение этих правил.

Учебно-тематический план Добра и Красоты

№ п/п

Название темы

Средняя группа

Общее количество

Теория

Практика

1

Путешествие в Страну Вежливости

1

1

2

2

Добро и зло

1

1

2

3

Вежливые  слова

1

1

2

4

Правила поведения в детском саду

1

1

2

5

Правила поведения на улице

1

1

2

6

Ласка и внимание – залог взаимопонимания

1

1

1

7

Что такое настроение?

1

1

2

8

Правила общения

1

1

2

9

Учимся поздравлять и принимать поздравления

1

1

2

10

Хорошо, что есть друзья

11

Быть опрятным и аккуратным – очень приятно

1

1

2

12

Каждой вещи – свое место

1

1

2

13

Правила поведения за столом

1

1

2

14

Маму просто обожаю и во всем ей помогаю

1

1

2

15

Мы – ребята дружные, добрые, послушные

1

1

16

Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор

1

1

17

Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники

1

1

ИТОГО В ГОД

14

14

28

1 Тема: Путешествие в Страну Вежливости. Организационные формы: Первое путешествие детей в Страну Вежливости можно осуществить в форме развлечения. В Стране Вежливости дети встречаются с уже знакомыми полюбившимися героями: Феей Вежливости и гномами. Вместе с детьми Фея вспоминает уже знакомые детям правила. В конце мероприятия  Фея ставит детей в известность о том, что в новом учебном году они познакомятся с новыми традициями культуры.

2 Тема: Добро и зло. Организационные формы: Тема изучается в процессе образовательной деятельности, индивидуальных и коллективных бесед, во время игровой, трудовой деятельности, через ознакомление с художественной литературой. На примерах героев любимых сказок детям объясняются понятия «добро» и «зло». Добрые поступки совершают добрые люди, а зло всегда наказуемо. В процессе изучения данной темы с детьми говорят о дружбе, справедливости, правдивости, смелости.

3 Тема: Вежливые  слова. Организационные формы: Знание о вежливых и ласковых словах преподносятся в процессе дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, бесед, чтения художественной литературы, ежедневного общения. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми: использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: «посмотрите сюда», «послушайте, пожалуйста», при этом смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей; воспитание культуры поведения, умений пользоваться словами «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините», «до свидания».

4 Тема: Правила поведения в детском саду. Организационные формы: Правила поведения в детском саду преподносятся во время бесед, напоминаний, в процессе разбора каких-либо конкретных ситуаций. Дети должны усвоить, что приходя в детский сад они должны здороваться, уходя – прощаться, что в детском саду нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, портить имущество (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т. д.); обращаться на Вы, приветствовать всех работников детского сада, доброжелательно общаться со сверстниками и т. п.

5 Тема: Правила поведения на улице. Организационные формы: Правила поведения на улице изучаются во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, на прогулке, экскурсиях. С детьми изучаются способы обращения к прохожим на лице, к продавцу в магазине, к милиционеру и т. д.

6 Тема: Правила поведения за столом. Организационные формы: Данная тема изучается непосредственно во время приема пищи, в процессе бесед, напоминаний. Закрепление происходит в игровой деятельности.

7 Тема: Ласка и внимание – залог взаимопонимания. Организационные формы: Тема преподносится детям в процессе бесед, ознакомления с художественной литературой, во время дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети усваивают ласковые обороты речи, формы уменьшительно-ласкательного обращения к людям.

8 Тема: Что такое настроение? Организационные формы: Тема рассматривается на образовательной деятельности. Детям необходимо рассказать о том, что такое настроение, что оно бывает различным и зависит от эмоционального и физического состояния человека на данный момент. Детей знакомят с различными эмоциями (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т. д.) и их проявлениями в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Знание детей закрепляется в различных формах детской деятельности: играх, беседах, художественном творчестве, чтения художественной литературы и ежедневном общении.

9 Тема: Правила общения. Организационные формы: Тема  может изучаться в течение длительного времени: на образовательной деятельности, в играх, трудовой деятельности, во время бесед, в процессе ежедневного общения. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков – общение со сверстниками, общение со взрослыми, общение с малышами, общение с незнакомыми людьми и т. д. Важно научить детей способом ведения диалога и беседы, закрепить умение вежливо выражать просьбу, согласие либо отказ, учить использовать в речи ласковые обороты, особенно в общении с малышами. Кроме того, необходимо закрепить умение определять эмоциональное и физическое состояние собеседника и, исходя из этого, строить диалог.

10 Тема: Учимся поздравлять и принимать поздравления. Организационные формы: Во время бесед, сюжетно-ролевых игр «Семья», ежедневного общения необходимо научить детей правилам этикета во время поздравлений людей (взрослых, сверстников) с какими-либо важными событиями жизни: подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений. Кроме того, нужно научить детей принимать подарки и произносить ответное слово.

11 Тема: Хорошо, что есть друзья. Организационные формы: Говорить с детьми о дружбе, значение дружеских отношений можно на образовательной деятельности, во время бесед, при организации дидактических игр, организации сюжетно-ролевых игр. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к товарищам: быть внимательным и отзывчивым к сверстникам, делиться игрушками, защищать от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания, милосердия. Хорошо использовать при изучении данной темы примеры из художественной литературы.

12 Тема: Быть опрятным и аккуратным – очень приятно. Организационные формы: Данная тема изучается в процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения гигиенических процедур, напоминаний, личного примера взрослых.

13 Тема: Каждой вещи – свое место. Организационные формы: Тема является продолжением предыдущей. Сведения детям даются во время бесед, закрепляются в трудовой и игровой деятельности.

14 Тема: Маму просто обожаю и во всем ей помогаю. Организационные формы: Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы «Мои домашние поручения», «Как я дома помогаю маме» и д. р. Детей необходимо на примерах из художественных произведений или поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры, занятий игрушки и другие предметы.

15 Тема: Мы – ребята дружные, добрые, послушные. Организационные формы: Данные две темы являются итоговыми. Закрепляются все правила которые дети изучали. Хорошо вместе с детьми составить «Памятку правил». Итогом изучения правил – беседа, развлечения, театрализованное представление, кукольный спектакль и другие формы работы.

16.  Тема: Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор. Организационные формы. Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы. Понятия «Родина», родной край. Родина – это земля и люди. Семья, род, народ. Закрепить знание о лесах, лугах, водоемах. Их обитатели. Как они выглядят зимой, весной, летом и осенью. Почему природа моего края удивительно красива. Что делаю я, чтобы сохранить эту красоту. Почему эта природа – родная. Что мы включаем в понятие «мой дом». Где я живу. Адрес моего дома. Обитатели моего дома: люди, растения, животные. За что я люблю свой дом. Что делаю я, чтобы мой дом был уютным. В какое время года мне хочется посидеть дома. Соседи и друзья. Как выглядит мой двор. Обитатели моего двора: люди, растения и животные. Кто наводит порядок в моем дворе. Как я помогаю сохранять чистоту и порядок в моем дворе. Как выглядит мой двор зимой, весной, летом и осенью. Соседи и друзья.

17. Тема: Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники  Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе бесед, практических действий, закрепить кто такие родители. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к родителям.  Закрепление кто такие братья и сестры. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Их обязанности по отношению ко мне. Закрепление кто такие бабушки и дедушки. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Беседа о праздниках, Новый год, дни рождения и т.д. Как они празднуются в каждой семье. Зачем люди устраивают семейные праздники. Какие праздники следует сохранить в твоей будущей семье.

Учебно-тематический план Добра и Красоты

№ п/п

Название темы

Старшая  группа

Общее количество

Теория

Практика

1

Что такое этикет

1

1

2

Правила поведения в общественных местах

1

1

2

3

Поведение за столом.

1

1

4

Правила общения.

1

1

5

Вежливые слова

1

1

6

Принимаем гостей

1

1

7

Учимся поздравлять и принимать поздравления

1

1

2

8

Учимся разговаривать по телефону

1

1

2

9

Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор.

1

1

2

10

О чуткости, отзывчивости и милосердии

1

1

11

О дружбе и правилах дружной игры

1

1

12

Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники  

1

1

2

13

Правила обращения с личными вещами.

1

1

2

14

Каждой вещи – свое место

1

1

2

15

Помогаем дома маме

1

1

16

Правила дружной работы

1

1

17

Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек)

1

1

18

Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков)

1

1

19

О поступках плохих и хороших

1

1

20

Обо всем понемногу

1

1

1

ИТОГО В ГОД

16

12

28

1. Тема: Что такое этикет? Организационные формы: Изучение данной темы лучше проводить в процессе специальной образовательной деятельности, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данной образовательной деятельности детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.

2. Тема: Правила поведения в общественных местах. Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальной образовательной деятельности, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков: Поведение в детском саду; Поведение на улице; Поведение в общественном транспорте; Поведение в школе (музее, магазине, Дом культуре).

3. Тема: Поведение за столом. Организационные формы: Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости. Знания детей закрепляются во время выполнения обязанностей дежурных, в процессе сюжетно-ролевых игр, экскурсий в кафе и т. п.

4. Тема: Правила общения. Организационные формы: Данная тема изучается в течение длительного времени: на образовательной деятельности и в нерегламентированных видах деятельности, во время бесед, в процессе игр и ежедневного общения. Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков: Общение со сверстниками; Общение со взрослыми; Общение с пожилыми людьми; Общение с малышами; Общение с незнакомыми.  Детей необходимо научить правилам ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, умению выражать просьбу, согласие, отказ, использовать в общении ласковые обороты. Детей также необходимо научить определять эмоциональное и физическое состояние собеседника, учитывать данное состояние во время общения. Неоценимую услугу может оказать в изучении данной темы художественная литература, просмотр детских телепередач. Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.

5. Тема: Вежливые слова. Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.

6. Тема: Принимаем гостей. Организационные формы: Тема изучается, во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение.

7. Тема: Учимся поздравлять и принимать поздравления. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Более подробно детей знакомят с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков. При обучении детей составлению поздравлений научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений. Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.

8. Тема: Учимся разговаривать по телефону. Организационные формы: Изучению данной темы лучше посвятить специальной образовательной деятельности, на которых можно практически познакомить детей с правилами ведения телефонных разговоров. Детей нужно также научить способам экстренной связи со службами 01, 02, 03, 04, 09, показать, что при общении с данными службами нужно быть очень краткими, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т. д. Закрепление знаний можно проводить в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, во время индивидуальной работы с детьми.

9. Тема: Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор. Организационные формы. Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы. Понятия «Родина», родной край. Родина – это земля и люди. Семья, род, народ. Закрепить знание о лесах, лугах, водоемах. Их обитатели. Как они выглядят зимой, весной, летом и осенью. Почему природа моего края удивительно красива. Что делаю я, чтобы сохранить эту красоту. Почему эта природа – родная. Что мы включаем в понятие «мой дом». Где я живу. Адрес моего дома. Обитатели моего дома: люди, растения, животные. За что я люблю свой дом. Что делаю я, чтобы мой дом был уютным. В какое время года мне хочется посидеть дома. Соседи и друзья. Как выглядит мой двор. Обитатели моего двора: люди, растения и животные. Кто наводит порядок в моем дворе. Как я помогаю сохранять чистоту и порядок в моем дворе. Как выглядит мой двор зимой, весной, летом и осенью. Соседи и друзья.

10. Тема: О чуткости, отзывчивости и милосердии. Организационные формы: В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога.

11. Тема: О дружбе и правилах дружной игры. Организационные формы: Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на образовательной деятельности, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к сверстникам: быть внимательным, отзывчивым, делиться какими-либо личными предметами, защищать друзей от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания и милосердия.

12. Тема: Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники  Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе бесед, практических действий, закрепить кто такие родители. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к родителям.  Закрепление кто такие братья и сестры. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Их обязанности по отношению ко мне. Закрепление кто такие бабушки и дедушки. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Беседа о праздниках, Новый год, дни рождения и т.д. Как они празднуются в каждой семье. Зачем люди устраивают семейные праздники. Какие праздники следует сохранить в твоей будущей семье.

13. Тема: Правила обращения с личными вещами. Организационные формы: Правилам обращения с вещами детей учат на протяжении всего периода пребывания в детском саду, поэтому у детей уже имеется определенный запас знаний по данной теме. А научить детей следует следующим правилам:

как, где и в каком виде следует хранить вещи (платья, рубашки, брюки, нижнее белье, предметы гигиены), как стирать свои вещи, как погладить ту или иную вещь, некоторые полезные советы по уходу за вещами, книгами, игрушками.

14. Тема: Каждой вещи – свое место. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Возможно проведение небольшой беседы на тему, а затем уже применять лишь прием напоминания. Главное выработать у детей привычку «Взял, воспользовался – положи на место».

15. Тема: Помогаем дома маме. Организационные формы: Во время изучения данной темы с детьми проводятся беседы «Мои домашние поручения», «Как я помогаю дома маме», «Домашние субботники» и т. д. Детей необходимо на примерах поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры.

16. Тема: Правила дружной работы. Организационные формы: Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Кроме того детей необходимо научить видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. Выучите с детьми девиз «Один за всех и все за одного».

17. Тема: Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными, окружающими. Посвятите несколько мгновений обучению детей умению двигаться. Неоценимую услугу отказывают в этом танцы, танцевальные движения, ритмические упражнения. Желательно посвятить несколько бесед одежде, уделяя внимание подбору цвета, разным стилям и соответствие их обстоятельствам, той или иной деятельности. Кроме того девочек необходимо научить уходу за волосами и созданию причесок. Закрепляются знания детей в игровой и практической деятельности, развлечениях по типу КВН, «А ну-ка, девочки! ».

18. Тема: Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). Организационные формы: Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт.

19. Тема: О поступках плохих и хороших. Организационные формы: Данной теме лучше посвятить на образовательной деятельности, на котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам.

20. Тема: Обо всем понемногу. Организационные формы: Это, своего рода  итог. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления и других видов деятельности. Главное то, что дети должны показать свои знания, умения, навыки, все то, чему они научились. 

Учебно-тематический план Добра и Красоты

№ п/п

Название темы

Подготовительная к школе  группа

Общее количество

Теория

Практика

1

Что такое этикет

1

1

2

Правила поведения в общественных местах

1

1

2

3

Поведение за столом.

1

1

4

Правила общения.

1

1

5

Вежливые слова

1

1

6

Принимаем гостей

1

1

7

Учимся поздравлять и принимать поздравления

1

1

2

8

Учимся разговаривать по телефону

1

1

2

9

Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор.

1

1

2

10

О чуткости, отзывчивости и милосердии

1

1

11

О дружбе и правилах дружной игры

1

1

12

Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники  

1

1

2

13

Правила обращения с личными вещами.

1

1

2

14

Каждой вещи – свое место

1

1

2

15

Помогаем дома маме

1

1

16

Правила дружной работы

1

1

17

Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек)

1

1

18

Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков)

1

1

19

О поступках плохих и хороших

1

1

20

Обо всем понемногу

1

1

1

ИТОГО В ГОД

16

12

28

1. Тема: Что такое этикет? Организационные формы: Изучение данной темы лучше проводить в процессе специальной образовательной деятельности, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данной образовательной деятельности детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.

2. Тема: Правила поведения в общественных местах. Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальной образовательной деятельности, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков: Поведение в детском саду; Поведение на улице; Поведение в общественном транспорте; Поведение в школе (музее, магазине, Дом культуре).

3. Тема: Поведение за столом. Организационные формы: Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости. Знания детей закрепляются во время выполнения обязанностей дежурных, в процессе сюжетно-ролевых игр, экскурсий в кафе и т. п.

4. Тема: Правила общения. Организационные формы: Данная тема изучается в течение длительного времени: на образовательной деятельности и в нерегламентированных видах деятельности, во время бесед, в процессе игр и ежедневного общения. Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков: Общение со сверстниками; Общение со взрослыми; Общение с пожилыми людьми; Общение с малышами; Общение с незнакомыми.  Детей необходимо научить правилам ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, умению выражать просьбу, согласие, отказ, использовать в общении ласковые обороты. Детей также необходимо научить определять эмоциональное и физическое состояние собеседника, учитывать данное состояние во время общения. Неоценимую услугу может оказать в изучении данной темы художественная литература, просмотр детских телепередач. Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.

5. Тема: Вежливые слова. Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.

6. Тема: Принимаем гостей. Организационные формы: Тема изучается, во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение.

7. Тема: Учимся поздравлять и принимать поздравления. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Более подробно детей знакомят с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков. При обучении детей составлению поздравлений научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений. Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.

8. Тема: Учимся разговаривать по телефону. Организационные формы: Изучению данной темы лучше посвятить специальной образовательной деятельности, на которых можно практически познакомить детей с правилами ведения телефонных разговоров. Детей нужно также научить способам экстренной связи со службами 01, 02, 03, 04, 09, показать, что при общении с данными службами нужно быть очень краткими, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т. д. Закрепление знаний можно проводить в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, во время индивидуальной работы с детьми.

9. Тема: Моя Родина – мой родной край, Родная природа, Мой дом, Мой двор. Организационные формы. Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы. Понятия «Родина», родной край. Родина – это земля и люди. Семья, род, народ. Закрепить знание о лесах, лугах, водоемах. Их обитатели. Как они выглядят зимой, весной, летом и осенью. Почему природа моего края удивительно красива. Что делаю я, чтобы сохранить эту красоту. Почему эта природа – родная. Что мы включаем в понятие «мой дом». Где я живу. Адрес моего дома. Обитатели моего дома: люди, растения, животные. За что я люблю свой дом. Что делаю я, чтобы мой дом был уютным. В какое время года мне хочется посидеть дома. Соседи и друзья. Как выглядит мой двор. Обитатели моего двора: люди, растения и животные. Кто наводит порядок в моем дворе. Как я помогаю сохранять чистоту и порядок в моем дворе. Как выглядит мой двор зимой, весной, летом и осенью. Соседи и друзья.

10. Тема: О чуткости, отзывчивости и милосердии. Организационные формы: В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога.

11. Тема: О дружбе и правилах дружной игры. Организационные формы: Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на образовательной деятельности, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к сверстникам: быть внимательным, отзывчивым, делиться какими-либо личными предметами, защищать друзей от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания и милосердия.

12. Тема: Моя семья, Мои родители, Мои братья и сестры, Мои бабушки и дедушки, Семейные праздники  Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе бесед, практических действий, закрепить кто такие родители. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к родителям.  Закрепление кто такие братья и сестры. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Их обязанности по отношению ко мне. Закрепление кто такие бабушки и дедушки. Чем занимаются. Как мы к ним относимся. Как они к нам относятся. Мои обязанности по отношению к ним. Беседа о праздниках, Новый год, дни рождения и т.д. Как они празднуются в каждой семье. Зачем люди устраивают семейные праздники. Какие праздники следует сохранить в твоей будущей семье.

13. Тема: Правила обращения с личными вещами. Организационные формы: Правилам обращения с вещами детей учат на протяжении всего периода пребывания в детском саду, поэтому у детей уже имеется определенный запас знаний по данной теме. А научить детей следует следующим правилам:

как, где и в каком виде следует хранить вещи (платья, рубашки, брюки, нижнее белье, предметы гигиены), как стирать свои вещи, как погладить ту или иную вещь, некоторые полезные советы по уходу за вещами, книгами, игрушками.

14. Тема: Каждой вещи – свое место. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Возможно проведение небольшой беседы на тему, а затем уже применять лишь прием напоминания. Главное выработать у детей привычку «Взял, воспользовался – положи на место».

15. Тема: Помогаем дома маме. Организационные формы: Во время изучения данной темы с детьми проводятся беседы «Мои домашние поручения», «Как я помогаю дома маме», «Домашние субботники» и т. д. Детей необходимо на примерах поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры.

16. Тема: Правила дружной работы. Организационные формы: Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Кроме того детей необходимо научить видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. Выучите с детьми девиз «Один за всех и все за одного».

17. Тема: Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными, окружающими. Посвятите несколько мгновений обучению детей умению двигаться. Неоценимую услугу отказывают в этом танцы, танцевальные движения, ритмические упражнения. Желательно посвятить несколько бесед одежде, уделяя внимание подбору цвета, разным стилям и соответствие их обстоятельствам, той или иной деятельности. Кроме того девочек необходимо научить уходу за волосами и созданию причесок. Закрепляются знания детей в игровой и практической деятельности, развлечениях по типу КВН, «А ну-ка, девочки! ».

18. Тема: Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). Организационные формы: Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт.

19. Тема: О поступках плохих и хороших. Организационные формы: Данной теме лучше посвятить на образовательной деятельности, на котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам.

20. Тема: Обо всем понемногу. Организационные формы: Это, своего рода  итог. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления и других видов деятельности. Главное то, что дети должны показать свои знания, умения, навыки, все то, чему они научились.

               Стремясь к тому, чтобы на каждой образовательной деятельности или на мероприятии  преподнести детям “нравственный урок”, но в эмоционально-игровой форме. Нужно создавать  ситуации, в  которых герои исправлялись, добро торжествовало, зло наказывалось, но мягко и человечно, с верой и надеждой. В конечном итоге реализовалась здоровая идея: “Все можно улучшить и усовершенствовать для блага людей!”. Такова наша главная установка и творческий девиз для детей! Итак, в дошкольном детстве в каждом ребенке закладываются только элементы настоящей духовности, эмоциональной его сопричастности к этой великой человеческой силе. В истинно духовном человеке все гармонично, тонко, проникновенно. Он здоров психически и физически. Он - прекрасен!

Литература

 1.«Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром». Под редакцией Виноградова. Москва: «Просвещение», 1989 год.

2.Дошкольное воспитание № 2, 3, 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников с нарушением зрения основ информационной культуры.

В данной статье описаны эффектовные средства для формирования основ информационной культуры у дошкольников с нарушением зрения, перечисленны компоненты информационной культуры....

Круглый стол "Формирование у дошкольников патриотических чувств и основ гражданской позиции"

План проведения круглого стола по обобщению педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...

ПРОГРАММА по формированию у дошкольников основ безопасности дорожного движения «МИГАЛОЧКИ»

ПРОГРАММАпо формированию у дошкольников основ безопасности дорожного движения«МИГАЛОЧКИ»...