Проект «Подарите детям сказку»
проект (средняя группа) на тему

Назарова Зоя Федоровна

Тема проекта:  Сказка, как средство развития речи.

 Вид проекта: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь), группой,  творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, родители воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_podarite_detyam_skazku.docx938.16 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Коми, город Инта

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида.

Средняя группа для детей с ОНР.

                                                                                                           Автор:                      Назарова З.Ф  

Воспитатель I категории.

                      Проект: «Подарите детям сказку»

Тема проекта:  Сказка, как средство развития речи.

I этап – Ценностно-ориентационный

Цель этапа: организация пространства, составление плана проведения.

 Вид проекта: средней продолжительности (сентябрь – ноябрь), группой,  творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, родители воспитанников.

 Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровый ресурс:

  • воспитатели группы;
  •  музыкальный руководитель;
  • старший воспитатель;
  • психолог;
  • инструктор по физической культуре.

Материально-технический ресурс:

  •  музыкальный зал;
  •  технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т.д.);
  •  наглядно-методические пособия;
  •  методическая литература.

 Ресурс социума:

Социальное партнерство со следующими организациями:

  • Детская библиотека;
  • Дворец культуры «Октябрь».

 Родительский ресурс:        

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

  •  консультации;
  •  индивидуальные беседы;
  •  рекомендации по каждому конкретному ребенку;
  •  участие родителей в организации выставок;
  •  организация  экскурсии (библиотека);
  • просмотр спектаклей для детей (ДК  «Октябрь»);
  • помощь в изготовлении атрибутов  для театрализованной  деятельности детей.

Информационный ресурс:

  •  использование ИКТ;
  •  обмен опытом работы  (выставки, консультации, семинары, и т.д.);
  •  изучение методической литературы;
  •  участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Основные направления:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие; 
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

 Пояснительная записка

 Проект «Подарите детям сказку» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Проектный метод позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, навыки общения, творческие способности, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Содержание проекта строится на принципах:

  • основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;
  • принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
  • принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;
  • принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие;
  • принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;
  •  принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
  • принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок;
  • принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки;
  •  принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка;
  • принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо;

Актуальность темы

          Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки. Именно русские народные сказки и сказки русских и зарубежных писателей, учат нас всему доброму, что есть в нашем мире. Именно они учат нас любить своих родных и близких, дорожить их жизнями.  С раннего детства нужно прививать ребёнку любовь и заботу о том, кто близок и дорог ему. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, кроме того, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь и её грамматический строй.

( В результате анкетирования родителей и проведения мониторинга, была выявлена проблема)        

  Проблема:

Детям стали мало читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Родители мало уделяют внимания на совместное чтение с ребёнком и развитие речи через игровую и театрализованную деятельность, в тоже время, выявлен  огромный интерес, у детей, как к сказке, так и к театрализованной деятельности.

(В соответствии с проблемой поставлена цель).

Цель: осуществление комплексного подхода  к  созданию оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста  с ОНР, через привитие интереса к чтению сказок и театрализованной деятельности.

( Подготовительный этап)

  • планирование движения к поставленной цели,  обсуждают   дети, родителями, педагоги. Задачей детей, на этом этапе, является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, дополнение задач по своему желанию. Формируется проблема о моральной стороне сказок, привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего, дети вовлекаются в решение проблемы «Чему учит сказка?», через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновения мотивации к творческой деятельности;  
  •  уточнение форм и методов работы в совместном обсуждении воспитателей, родителей и детей;
  • изучение методической литературы и подбор журналов, газет, иллюстраций, книг по данной теме;
  • ознакомление с опытом  работ  других педагогов в интернете;
  • подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал;
  • оформление информационного стенда для родителей;
  • консультации для родителей;
  • оформление книжного уголка;
  •  использование компьютерной технологии;
  • подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок;
  • разработка конспектов к занятиям и беседам;
  • подготовка материала  для проведения родительского собрания  «Роль сказки в жизни ребёнка».

 II этап – конструктивный                      

Цель этапа: разработка и реализация проекта.

(Определены задачи)

 Задачи:

Задачи для детей:  

  •  создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
  •  знакомить детей с различными видами сказочных произведений;
  • обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства,  воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  •  учить пересказывать небольшие по содержанию сказки  и высказывать своё мнение и отношение к героям этих сказок;
  •  закреплять умение  использовать средства выразительности (позы, мимику, жесты, интонацию, движения);
  • учить узнавать персонажи сказок;
  • знакомить с разными видами театров (бибабо, пальчиковый театр, кукольный);
  • воспитывать партнерские отношения между детьми, способствовать формированию коммуникативных способностей эмпатии;
  • формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию и  творческие способности;

Задачи для педагогов:

  •  ввести детей в проблемную ситуацию;
  •  стимулировать возникший  детский интерес;
  • создать условия для детской инициативы, ежедневного поиска и новых открытий, сделанных детьми;
  •  оказать помощь каждому ребенку пережить радость успеха;
  •  создать информационную базу;
  •  вовлечь педагогов в образовательную деятельность по теме проекта.  

Задачи для родителей: 

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  •  развитие совместного творчества родителей и детей;
  •  развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
  •  испытать состояние единения в решении важной задачи для ребенка;
  • развивать речь ребёнка с помощью чтения и обыгрывания сказок;
  • усилить роль семьи в коррекционной работе по развитию речи, через приобщение к традиции семейного чтения.

Задачи для социальных партнёров:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Предоставить возможность детям пережить ситуацию успеха, создав условия для участия детей в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях, а также способствовать воспитанию любови к книге и театру.

Ожидаемые результаты по проекту.

Проект «Подарите детям сказку» поможет:

  •  научить детей следить за своей речью, правильно произносить поставленные звуки, совершенствовать диалогическую речь, использовать в речи разнообразные языковые средства;
  • привить интерес к чтению, любовь к книге, стремление к познанию нового;
  •  воспитать у детей творческие способности;
  •  научить различать понятия «добро и зло», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «любить или не любить»;
  •  развить у детей любовь к сказкам и театральной деятельности;
  • научить запоминать и  называть прочитанные сказочные произведения, тексты, а также узнавать  сказочных персонажей, понимать мораль сказки;
  • научить определять различные виды театров и уметь их показывать;
  • научить использовать различные средства выразительности;
  • научить, самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
  •  развить духовное богатство личности ребенка, как активного участника проекта;

Для педагогов:

  • проанализирован процесс осуществления комплексного подхода  к  созданию оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста  с ОНР, через привитие интереса к чтению сказок и театрализованной деятельности;
  • поддержано желание детей быть активными участниками на протяжении всего проекта.

Для родителей:

  •  родителями поддержан  интерес у ребёнка к сказке;
  • родителями  предоставлена  возможность ребёнку  пережить успех;
  • родителями осознано понимание того, что чтение сказок и театрализованная деятельность, необходимы для преодоления общего недоразвития речи у детей;
  • расширены и систематизированы знания родителей  о роли сказки в жизни детей;   

Для социальных партнеров:

Дети привлечены:

  • к участию в выставках, конкурсах рисунков и творческих работ;
  • к просмотру спектаклей.

                               Перспективный план.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Найди героев сказки», «Из какой я сказки?», «Чья это песенка?». Пазлы по разным сказкам.

ПОЗНАНИЕ

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с художником Васнецовым В.М и его работами.

КОММУНИКАЦИЯ

Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Теремок», «Репка», «Колобок». Беседы по сказкам Чуковского. Интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»). Игровые ситуации «Айболит просит помощи», « Как попасть в сказку?».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Чтение и заучивание стихов из любимых сказок, пословиц и поговорок, загадок.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»; лепка – «Три медведя», «Репка»; аппликация – «Кто в тереме живёт?», коллективная работа «Сказочная страна».        интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»);  

ТРУД

Коллективный ручной труд: выставка работ «В гостях у лесовичка»;  ремонт книг в книжном уголке. Изготовление масок и атрибутов к театрализованной постановке «Репка», «Колобок».

ЗДОРОВЬЕ

 Непосредственно образовательная деятельность «Советы  Мойдодыра».

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Спортивное развлечение по сказкам «Подарок маме»

 

БЕЗОПАСТ -  НОСТЬ

Совместная деятельность с детьми «О чём нас предупреждают сказки?»

МУЗЫКА

Разучивание песен «В мире много сказок», «Ты мне веришь или нет» муз.А.Рыбникова. сл. И. Кохоновского.   прослушивание песен «Сказки гуляют по свету» муз. Е.Тичкина. сл. М. Пляцковского

РАБОТА
С
РОДИТЕЛЯМИ

Консультация «Приемы обучения детей, рассказыванию  сказок »; «Какие сказки и когда надо читать детям».  Папка – передвижка «Народные сказки». Помощь в изготовлении атрибутов к спортивно-развлекательному празднику «День Матери», участие в подборке книг для выставки «Сказки из моего детства».

•изготовление пальчикого театра  (вязанные  фигурки сказочных персонажей для сказок «Рукавичка», «Колобок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.);

• оформление настольного театра «Колобок» и театра масок «Репка»;

•изготовление совместно с детьми книжек-самоделок «Мир сказок»;

        чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми.                    

 

         

Дети:

  • рассматривание иллюстраций русских народных сказок; 
  • рисование детьми героев сказок;
  •  разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;  
  • чтение и рассказывание русских народных сказок, поэтических сказок, сказок других народов;
  •  беседы по прочитанным сказкам «Что такое доброта», «Что такое зло»;
  • пересказ прочитанных сказок, их инсценировка;
  • самостоятельное составление сказок;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • конкурс для детей и родителей «Кто дома сказку прочитал, тот яблочко и поменял»;
  •  игры-драматизации;
  • проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
  • обсуждение пословиц и поговорок;
  • выставка поделок  из природного материала «В гостях у лесовичка»;
  • выставка рисунков к празднику День матери «Портрет мамочки - лучшей сказочнице на свете»;
  • викторина « Кто герои этой сказки» (отгадывание загадок по сказкам);
  • коллективная аппликация « Сказочная страна»,
  •  совместная деятельность детей и родителей по подготовке атрибутов к сказке  «Теремок» способом оригами.  (Лисичка, заяц, волк, медведь, лягушка, мышка); 
  • выставка рисунков «Моя любимая сказка»; 
  • показ родителям на родительском собрании сказки: «Репка» и «Колобок».
  • интегрированное занятие «В гостах у Золушки» (приготовление подарка маме к празднику « День матери»);  

Педагоги:

  • создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом детей:

Родители:

  • участие в подборке книг для выставки «Сказки из моего детства».
  • изготовление пальчикого театра  (вязанные  фигурки сказочных персонажей для сказок «Рукавичка», «Колобок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д.);
  • оформление  театра масок «Репка»;
  • изготовление совместно с детьми книжек-самоделок «Мир сказок»;
  • чтение сказок с детьми, придумывание сказок с детьми;
  • родительское собрание «Роль сказки в жизни ребёнка».

Социальные партнёры:

  • организация и показ сказки «Смешарики» Дворец культуры «Октябрь».
  • шоу мыльных пузырей «Путешествие по сказкам».

 III этап – Контрольно-рефлексивный          

Цель: Определение эффективности работы, подведение итогов.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки.

  •  У детей повысился уровень знаний о сказках.
  • Появилось умение узнавать сказки.
  • У детей сформировалось понимание смысла сказки.
  • Дети научились понимать связь между событиями и строить умозаключения.
  •  У детей повысилась речевая активность.
  • У детей сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало:

  •  совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • творческому развитию детей;
  • эмоциональной отзывчивости;
  • расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

 

IV этап – презентационный

Цель: презентация проекта.

Музыкально спортивный праздник «Подарок маме».

Список литературы:

  • 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
  • 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  • 3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
  • 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
  • 5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
  • 6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

G:\к сказке.JPG

 G:\к  сказке.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой «Подарите детям сказку»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.Искусство слова отражает действительность ...

Проект "Подари детям сказку"

Проект для детей средней группы...

Презентация ПРОЕКТ "Подари детям сказку"

Проект "Подари детям сказку" реализован в 2016 - 2017 учебном году в разновозрастной группе (младший и средний дошкольный возраст)....

Проект "Подарите детям сказку"

Целью мероприятия является - приобщение детей и их родителей к русской-народной сказке, как фольклорному жанру...

Паспорт проекта "Подарите детям сказку"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Паспорт проекта "Подарим детям сказку" (развитие связной речи у детей средней группы)

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психоло...

Познавательно-творческий проект "Подари детям сказку"

Цель данного проекта повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок....