Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по изучению правил дорожного движения
презентация к занятию (младшая группа) на тему

основной акцент доклада - роль практических занятий на транспортной площадке (в велогородке) в обучении детей безопасному поведению на дороге. Практические рекомендации, из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.pptx86.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПДД

Слайд 2

Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом и, конечно же, с правилами. Правила помогают наводить порядок в жизни человека. Одними из таких правил являются правила дорожного движения, которым мы обязаны научить детей с детства. Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Рост населения городов, увеличение плотности автотранспортного потока на улицах и на дорогах, скорости движения будет прогрессировать в дальнейшем. Современный мир невозможно представить без машин и, конечно, человек не может отказаться от транспорта в целях личной безопасности. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей государственного уровня, а масштаб детского травматизма в нашей стране требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Слайд 3

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей: Физиологические р ебёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков, не всегда может определить направление, откуда доносится шум, и слышит только те звуки, которые ему интересны; поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив; реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте; р ебенок имеет низкий рост, поэтому водители авто могут его просто не заметить на дороге; п ереходя дорогу, ребенок делает небольшие шаги, поэтому намного дольше находится в зоне повышенной опасности.

Слайд 4

Психологические у дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка только в школе постепенно; в нимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина; р ебёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается. Чувство самосохранения у ребенка еще не достаточно сформировано, поэтому он не будет поступать на дороге инстинктивно, и должен хорошо знать правила ПДД; р ефлекторная система ребенка менее развита, чем у взрослого, увидев автомобиль, он может не ускорить шаг, переходя дорогу, а просто остановится, напугавшись.

Слайд 5

Избежать опасности, связанные с детским дорожно-транспортным травматизмом можно лишь путём СИСТЕМНОГО И СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ребёнка с самого раннего возраста Ребенок , в отличие от взрослого, не только очень быстро запоминает, но и быстро забывает все выученное, поэтому всего за один – два урока он сможет многое уяснить, но если спросить его об этом всего через неделю, то, скорее всего, он уже не будет ничего помнить. Построение работы по обучению ребёнка правилам дорожного движения должно проводиться по нарастающей степени сложности, начиная с элементарных задач воспитания детей второй младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы. Важно отметить, что в этом направлении одной из первостепенных целей обучения и воспитания детей для каждого педагога должно быть формирование такого типа мышления , который обеспечил бы ребенку возможность правильно оценить дорожную ситуацию и не стать причиной или, более того, жертвой дорожного происшествия. И здесь, главная проблема - невнимательность детей на дороге, недостаточно быстрая реакция при решении дорожных ситуаций . Важно научить ребёнка сосредоточиться в нужный момент, адекватно оценить обстановку на дороге.

Слайд 6

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ : Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе. Обогащение представлений детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Слайд 7

При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города: Ребенок – пешеход Ребенок – пассажир городского транспорта Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат , санки, ролики и др .)

Слайд 8

Что я слышу- я забываю, Что я вижу- я помню, Что я делаю- я понимаю. Конфуций Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутреннее существенные связи и отношения. Однако, такое познание осуществляется детьми, как правило, не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Таким образом, все, что должно быть хорошо изучено, прежде всего, должно пройти через деятельность . Это особенность детей дошкольного возраста, что отмечают ведущие психологи . Поэтому важнейшим принципом обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах является принцип связи теории с практикой.

Слайд 9

При это работа в данном направлении не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру. Самыми результативными являются практические занятия на АВТОПЛОЩАДКЕ (транспортной площадке) на территории детского сада, которые должны проходить ежедневно. Сначала изучается теория. Затем для систематизации знаний проводятся контрольные опросы, рассматривание иллюстрированных схем, на которых изображены ситуации, отражающие нарушение правил безопасного поведения на дороге . Далее эти знания закрепляются в играх "Дорожное движение", которые целесообразно организовывать на столе. Разыгрывая игры на столе, детям легче перенести усвоенные знания в заключительный этап обучения - на транспортную площадку детского сада, прочно и осмысленно усваивая правила поведения на улице.

Слайд 10

Организуя и проводя с детьми игры - занятия на транспортной площадке, воспитателю необходимо понимать, какие основные знания, навыки безопасного поведения на проезжей части должны быть сформированы у них: к то является участником дорожного движения, и его обязанности; о сновные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу); о бязанности пешеходов; о бязанности пассажиров; р егулирование дорожного движения; с игналы светофора и регулировщика; п редупредительные сигналы; д вижение через железнодорожные пути; д вижение в жилых зонах; п еревозка людей; о собенности движения на велосипеде.

Слайд 11

Практические занятия проводятся ежедневно, а не только по графику и плану; Практические занятия с детьми в автогородке имеют свою специфику: служат только для закрепления знаний, полученных на теоретических занятиях , не должно быть долгих рассказов и объяснений воспитателя, ведь самое главное- это практические действия самих детей ; такие занятия должны быть короткими по времени, так как вокруг много раздражителей, отвлекающих внимание детей (резкий сигнал автомашины, лай собаки во дворе домов, игры детей по соседству и т.д.); чем меньше группа детей, тем качественнее занятие. Именно на практических занятиях: д ети не заучивают правила, а начинают их понимать (принимать), превращая в прочные навыки; и дет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге; д етям в реальной дорожной обстановке рассказываются и объясняются нормы поведения на дороге; у ребенка развивается: координация, внимание, наблюдательность, реакция и т.д. Эти качества очень нужны для безопасного поведения на улице; с детьми можно упражняться в заданиях по определению расстояния (близко-далеко, дальше-ближе), скорости (быстрее-медленнее), размеров (больше-меньше).

Слайд 12

Используя обучение в форме игры на транспортной площадке, педагог должен быть осторожен в выборе. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям. А это в свою очередь, требует компетентности самих педагогов в вопросах безопасности дорожного движения!

Слайд 13

Приступая к играм-занятиям на транспортной площадке необходимо разработать и апробировать модели поведения детей в отдельных эпизодах дорожной ситуации. Для этого подойдут следующие игры: «Светофор» . Выбираются три ребёнка, изображающие три сигнала светофора. Каждый получает соответствующий кружок. "Светофор" устанавливается на проезжей части транспортной площадки. Ведущий (воспитатель или один из детей) "включает" сигналы "светофора": "Зелёный!". Ребёнок, изображающий зелёный, поднимает зелёный кружок. Машины (остальные дети) загудели, тронулись в путь. Ведущий говорит: "Жёлтый!" - "Машины ход, "пешеходы" готовятся перейти улицу. ((Ребёнок должен поднять жёлтый кружок после слов ведущего). Далее ведущий говорит: "Зелёный!" - "пешеходы" переходят улицу, "машины" стоят. (Ребёнок поднял зелёный кружок ). Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание . «Ловкий пешеход ». Игра также направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти – значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора (макет). Попал в красный – выбываешь из игры. Попал в желтый – получаешь право бросить мяч еще раз . «Регулировщик». Игра направлена на усвоение знаний жестов регулировщика и их значений. На первых играх - занятиях роль регулировщика выполняет воспитатель, дети делятся пополам. Одна часть - это пешеходы, другая - водители. По ходу игры воспитатель уточняет действия детей, побуждая отражать свои знания в речи. Например, дети говорят: "Регулировщик повёрнут к пешеходам боком - пешеходы могут идти. Этот жест соответствует зелёном сигналу светофора. Машины стоят" и т. д . Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание . «Водитель» . Ребёнок берет на себя роль водителя или таксиста, и ему необходимо будет двигаться в соответствии с правилами дорожного движения. Игру можно проводить в форме соревнования, начисляя игрокам штрафные баллы за нарушение правил дорожного движения

Слайд 14

Игру можно усложнить - одновременно могут быть выбраны " Живой светофор " и « Регулировщик », остальные дети - водители и пешеходы . Ведущий говорит: "Машинам ехать запрещено. Регулировщик должен сделать соответствующий жест, "светофор" - поднять кружок нужного цвета . Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание. На транспортной площадке моделируется « Дорожная ситуация » - выставляется несколько дорожных знаков. Водители и пешеходы должны осуществить движение в соответствии с ними и отразить свои знания в речи. Например, "Здесь пешеходам ходить нельзя, стоит знак "Движение пешеходов запрещено«. Побеждает тот, у кого меньше ошибок. Дети делятся на две группы ( транспорт и пешеходы ). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль», «мотоцикл» и т.д. Пешеходам дают таблички: «пешеход». Команда «Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду. По команде «Движение!» дети поднимают вверх таблички с названиями транспорта: осуществляют движение. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Организация дорожного движения - автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем дети меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается. В конце игры подсчитываются штрафные очки и определяется победитель.

Слайд 15

После тренингов отдельных эпизодов дорожного движения их можно объединять в сюжетно-ролевые игры , моделирующие более сложные дорожные ситуации, При этом игру желательно разнообразить, добавив участников движения – велосипедистов, детей на самокате, «мам с колясками», вводя обществнный транспорт и спецтехнику, а также добавив атрибуты для сюжетно-ролевых игр: жезлы , свистки, фуражки милиционера, нарукавники, игрушки транспортные, флажки для перехода улицы, планшеты с перекрёстком, нагрудные изображения с различным видом транспорта .

Слайд 16

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Как мы уже говорили выше, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее. Автогородок предоставляет возможность с детьми старшей, подготовительной групп обыгрывать самые разнообразные проблемные ситуации, возникающие на дорогах – различные ДТП, отключенные светофоры, проведение дорожных работ, прокол колеса, вызов эвакуатора, посадка\высадка пассажиров общественного транспорта, обгон транспортных средств и пр. Решая проблемную ситуацию у детей формируется умение находить выход, устанавливать связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное (лучшее) решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ребенок свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни . Роль взрослого, как организатора нестандартных ситуаций, очень важна. Например, переходя дорогу попросить ребенка поменяться ролями, подсказать сюжетную линию.

Слайд 17

ДОРОЖНЫЕ «ЛОВУШКИ» В автогородке можно использовать важнейший и необычный раздел обучения детей правилам дорожного движения – изучение так называемых дорожных ловушек. Это ситуации, которые изначально кажутся вполне безопасными, но в действительности скрывают в себе угрозу. Например: Автомобиль, который стоит. Кажется, что находиться рядом безопасно. Но он может в любой момент двинуться с места; Переход улицы с несколькими полосами движений в каждую сторону, когда остановился автомобиль в первой полосе, и за ним не видно другого; Часть дороги нельзя увидеть. Из-за куста, дерева, дома может выехать автомобиль быстро и неожиданно; Некультурные водители. Даже соблюдая все правила движения, можно столкнуться с опасностью, когда неопытные или безответственные водители нарушают правила движения; На половине пути, смотря вправо, не забывайте о движении сзади. Иногда дети, испугавшись машины спереди, делают шаг назад, и выходят на полосу движения; Остановка общественного транспорта – место, которое гораздо опаснее, чем кажется на первый взгляд. Спеша к своему автобусу или трамваю, ни в коем случае нельзя забывать о безопасности. Такие дорожные «ловушки» – одни из самых частых причин возникновения ДТП с участием детей. Им нужно посвятить немало времени, постоянно находить новые важные аспекты, и объясняя детям их при каждом удобном случае.

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТЫ Благодаря систематической и целенаправленной работе, сочетая теоретическую базу с практическими навыками можно добиться следующих результатов: у детей будет формироваться навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. н авык наблюдения (умение видеть и замечать, разбирать собственные ошибки и ошибки товарищей, которые возникли по ходу игры). н авык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. у детей должно сформироваться положительное отношения к закону и, как следствие, в будущем наше общество увидит грамотных участников дорожного движения.