Организация общения воспитателя ДОУ с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
консультация (старшая группа) на тему

Дружбина Бэла Николаевна

В нашем современном мире все больше агрессии, как следствие агрессивными становятся и наши воспитанники. Данная консультация предназначена нетолько для воспитателе, но и для студентов и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация общения воспитателя ДОУ с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.

Понятие детской агрессии, ее причины и  проявление у дошкольников

Дошкольный возраст охватывает 3 – 7 лет жизни. За это время происходит  закладка общей основы познавательных способностей, включая формирование таких видов мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического. Именно в дошкольном возрасте развивается символическая функция и воображение, лежащее в основе любого вида творческой активности.                                                          К сожалению, не всегда дошкольный возраст проходит спокойно и

благополучно для детей и взрослых. Многие дети испытывают трудности в  межличностных  отношениях, которые могут проявляться в особых формах конфликтного поведения с одной стороны, а также -  является причиной формирования негативных черт характера- с другой. В специальной психологической помощи нуждаются дети с наиболее типичными для дошкольников вариантами проблем поведенческого характера. Среди них повышенная агрессивность, конфликтность, обидчивость, тревожность и застенчивость.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессии  являются одной из наиболее  распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходиться иметь дело взрослым – воспитателям, родителям и специалистам (психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.         

Следует рассмотреть, что входит в понятие «агрессия»? Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

«Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» («Психологический словарь» под редакцией Ю. П. Зинченко)

        Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая агрессия, инструментальная агрессия.  Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.

        Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

 Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах  А. К. Осинский, Н. Д. Левитов.

1. По направленности:

Агрессия направленная вовне;

Аутоагрессия – направленная на себя.

2.По цели:

Интеллектуальная агрессия;

Враждебная агрессия.

3.По методу выражения:

Физическая агрессия;

Вербальная агрессия.

4.По степени выраженности:

Прямая агрессия;

Косвенная агрессия.

5.По наличию инициативы:

Инициативная агрессия;

Оборонительная агрессия.

         Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т. к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

         Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

       Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

        У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Бабай и тебя  заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты – уродина», «Сейчас как дам больно!»). У многих  детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды  сверстника, лежащей возле его постели и др.), так  и  прямой (дети бьют сверстников  кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и поэтому  требует грамотной коррекции.           

        Основными причинами проявлений  детской  агрессивности являются:       - стремление привлечь к себе внимание сверстников;  

- стремление получить желаемый результат;

- стремление  быть главным; - защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.                                                                

       

      Так же хочется отметить, что каждый ребенок должен обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности ребенка.  

      Таким образом, агрессию можно рассматривать  как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации ребенка, но  опасна тем, что в более старшем возрасте особую  проблему   представляют  коммуникативные трудности, возникающих в отношениях с учителями  и сверстниками. Неадекватные отношения со сверстниками, являются показателем неблагополучия в личностном  развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт характера, нравственного облика. 

Организация общения воспитателя ДОУ с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.

Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как это случается без какой либо провокации). Внимательные наблюдения помогают воспитателю выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка. Поскольку причиной агрессия является лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если это было бы возможно, не следует стремить к этому.

               Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и положительные стороны. Она может проявлять в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным и безвольным. И это лишь некоторые из проявления агрессивности.

           Не следует стремиться полностью, исключить агрессивность из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

          Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. По способу доверия агрессия подразделяется на  произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить, а также на непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.

         Самые распространенные виды агрессии: физическая, вербальная (словесная), косвенная агрессия.

        Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против другого лица.      

       Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находиться рядом, нападать на детей или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых. Желание драться, равно как щипаться, или кусаться исподтишка, - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

             В случае агрессивного поведения ребенка, нужно как можно меньше реагировать на ссору или драку детей, за исключением каких- то особых, крайних случаев, если дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто дети самостоятельно решают свои проблемы и, как правило, забывают про ссоры, а через некоторое время мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться воспитателю, как драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у «обиженного» возникает повод вести себя инфантильно, по - детски.

             Чем быстрее воспитатель вмешивается в ссору, тем громче дети будут кричать при следующей драке. Самое полезное, что может предпринять воспитатель помимо того, что сделать вид, будто ничего не слышит и не видит, развести детей как можно дольше друг от друга (как боксеров на ринге в разные углы). А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

                 Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с другими детьми, воспитатель совместно с психологом и  родителями должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и выработать профилактическую тактику.

             Словесная (вербальная) агрессия. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).

            Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, воспитателя должно больше тревожить, если ребенок ни разу не произнес бранных слов. В этом случаи можно было бы решить, что он просто не слышит, что говорят окружающие, а может быть, даже не воспринимает их слов. Явное отсутствие непосредственности и непринужденности в поведении ребенка должно беспокоить больше.

            Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. И, вероятно, нет такой, самой лучшей семьи или детского сада, которые сумели бы воспрепятствовать этому. Часто взрослые сами не замечают, как ведут себя. Нередко родители сами и учат ребенка некоторым выражениям. Было бы просто несправедливо думать, что ребенка «портят» другие люди или дети и сам он ничего не делает, что бы «испортиться».

                   Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от окружающих взрослых, а затем спокойно передают его друг друга.

              Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский сад, а иногда и раньше. И то, что эти слова шокируют взрослых, привлекают их внимания, для детей наилучший повод повторить их. Теперь  они открыли для себя новое оружие агрессии.

                  Дети ругаются по разным поводам. И на повод надо ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ, как их отучить ругаться. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов, и не намеренны кого-то шокировать. В таком случае нужно просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

               Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, что бы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в  ругани, если не будет видеть желаемого эффекта.

             Однако простое игнорирование может не остановить сквернослова. Зачастую необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слава бранные, а какие нет. Резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной нравоучительной тирады. Это гораздо полезнее, чем показывать огорчение или потрясение. Лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернослову. Реплики типа:

«Ты послушай, что он говорит!», сказанные в присутствие ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание. Именно последнее, скорее, будут стимулировать, а не предотвращать брань.

               Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоции. Поэтому полезно давать им альтернативу брани – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибается или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Это, например, такие слова, как «елки – палки». Поведение детей, которые ругаются бездумно, скорее всего, в подражании  услышанному, постепенно может перемениться. Например, воспитатель может повторить ребенку предложение, заменив слово. Если сказать это с некоторым наигрышем, ребенок почувствует, что новое слово выразительнее бранного.

              Если обидные слова ребенка адресуется взрослому, надо как можно меньше обращать на них внимание. Вряд ли стоит заводиться от устных нападок, и лучше постараться не принимать их близко к сердцу. Целесообразно просто игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если другие дети тоже научатся не обращать внимание- на товарища, когда он грубит, ему может прийти на ум, что и продолжать это не стоит.

Тем, кто говорит регулярно обидные вещи, да еще озлобленно, надо твердо сказать: «Ты мне нравишься, Таня, но то, что ты говоришь, мне не нравится». В перспективе можно попробовать удовлетворить потребность ребенка почувствовать себя сильным и значительным или отыграться за собственные обиды (если, по мнению воспитателя, такие чувства стоят за устной агрессией). Со временем ребенок обнаружит, что он может нравиться, несмотря на все, что говорит, и что он способен пользоваться авторитетом и играть какую- то особую роль в группе, не прибегая к оскорблениям.

Мальчики и девочки, узнав бранные слова, поначалу одинаково ведут себя, хотя первые более склоны употреблять их. У детей, которые раньше других прибегает к языку ругательств, за ширмой подобных выражений скрываются более сложные вопросы. Они могут лгать, например, или какими-то другими способами, еще более агрессивными, мстить за свои несчастья.

           Надо стараться, чтобы у детей просто не возникло желаний ругать кого-то или что-то в этом мире. Полная профилактика бранных слов невозможна, так как дети живут не под стеклянным колпаком. Что бы повлиять на детей, можно использовать некоторые советы.

           Косвенная агрессия

Косвенная агрессия включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются  ненаправленностью  и неупорядоченностью.

            Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребенок,  которому мама не дает конфету, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто выместить свою злость на маму, и переносит гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителями, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять вверх над родителями, прежде всего потому, что они взрослые, пользуясь реальным авторитетом и у них больше возможности настоять на своем.

Если ребенку уже привито чувство уважения, послушания, пусть даже с  применением угроз и наказаний, он сильно огорчается из-за своего агрессивного поведения. У него рождаются чувства вины, а так же боязнь утратить любовь и заботу родителей. Этот страх, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность. Возникает порочный круг - ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена на всякие другие объекты.

        У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, разбрасывают игрушки. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых. Многие признаки агрессивности равно относятся к детям, чьи чувства выражаются в разрушительном поведении.

        Детский гнев или недовольство, проявляющиеся в разрушительности могут  вылиться в  большую драму. Воспитателю важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Это очень трудно, когда стулья и игрушки летят в голову. Если поведение мотивировано потребностью во внимании, то  страх окружающих может только стимулировать таких детей.  

Необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать ее. Надо учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у малыша эмоциональный запал. К примеру, ребенок ломает игрушку каждый день, тогда действительно надо расценивать это как желание ломать, даже если виновник выглядит совсем невинным. Когда ребенок сердится, злится, стремление ломать проявляется еще более очевидно. Подобное происходит, если ребенок устал от бесконечных запретов. Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Один ребенок завидует другому потому, что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. При этом первый, чувствует себя неспособным строить так же, злиться не на ребенка, а на башню, успокаивая себя тем, что крушит ее. Это его способ утвердиться. Подобное желание часто направляется и на игрушки.

Есть дети, у которых такое чувство собственности, что они предпочитают сломать игрушку, чем отдать кому- либо. Такое поведение означает только одно: «Не хочу ни с кем делиться: – или она моя, или ничья».

Если не считать случайных поломок, то во всех ситуациях, когда желание сломать, испортить, разрушить связанно с гневом, завистью или эгоизмом, в его основе лежат неуверенность в себе и вражде к людям. Именно этот вывод может подсказать воспитателю самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен:

- давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство;

- подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

     В дошкольный период, в работе с агрессивными детьми, важная роль отводиться игровой деятельности и игровому общению. Содержательная сторона этой работы включает ознакомление с игровыми сюжетами, ролевыми предписания и эталонами. Обогащение игрового общения дает наиболее коррекционный эффект при дидактическом моделировании сказочных или бытовых игр. Ребенок получает возможность поставить себя поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры ни выбрал воспитатель, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать  его чувства и переживания, научатся тому, как себя вести в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.  

поведение каждого параграфа обязательно вывод, подвести

Практическая работа по организации общения воспитателя  ДОУ с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.

Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на агрессивное поведение ребенка.

Воспитатель преследует одну единственную цель – развитие ребенка. Он является посредником между миром культуры и миром детей. Он обучает детей так, что они этого не замечают. Постоянно ставит перед детьми новые задачи, создает условия, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Настоящая воспитательская позиция, приводит  к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально  значимый характер. Именно под влиянием взрослых происходит вхождение ребенка в общество, усвоение культурных норм, ценностей. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает воспитателя на формирование у детей навыков общения и культуры поведения.

       Наша основная  задача – составить проект коррекционной программы работы воспитателя с  агрессивными  детьми по формированию у них навыков общения. Но, для начала, необходимо определить группу детей, которые показывают агрессивность. И здесь помощь воспитателю оказывают психологи.

Для выявления агрессивных  детей  используются различные методы: наблюдение,  беседы с детьми, тестирование, анкетирование среди родителей и педагогов.  В результате проведения диагностической работы практический психолог выделяет группу агрессивных детей, с которым затем планируется  коррекционная работа.  Однако,  огромную помощь психологу, детям, родителям могут и должны оказать  воспитатели ДОУ, проводя игровую коррекцию поведения агрессивных  детей.

         Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных реакций у ребёнка был проведён опрос воспитателя и родителей по схеме, включающей ряд параметров (наблюдаемых агрессивных реакций). Воспитателю и родителям необходимо было отметить, какие виды агрессии проявляются у ребёнка:

- скрытая: (щипает других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый);

- вербальная: ругается; говорит обидные слова; говорит нецензурные слова;

- в виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других;

- в мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки;

- реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение

- направленная  на себя: кусает себя; щипает себя; просит ударить себя еще раз.

Результаты опроса родителей были занесены в таблицу.

Таблица № 1.  Результаты опроса родителей старших дошкольников по выявлению видов агрессии у детей

Имя, фамилия ребёнка

Агрессивные реакции

Физическая

Скрытая

В виде угрозы

В мимике

Реакция на ограничение

Направленная на себя

Лиза К.

-

-

-

-

-

-

Тимофей С.

-

-

-

-

-

-

Артем Л.

+

+

+

+

+

-

Дима Х.

-

+

+

+

+

-

Софья Б.

-

-

-

-

-

-

Даниил Ш.

+

+

+

+

-

-

Арина С.

+

+

+

+

+

+

Милена С.

-

-

-

-

-

-

Никита С.

-

-

-

-

-

-

Даша Г.

+

+

+

+

+

-

Как видно из представленной таблицы, не все родители отмечают у своих детей проявление агрессивных реакций в скрытой форме, в виде угрозы, в мимике, негативные реакции на ограничение. Агрессивные реакции, выраженные в физической форме, отметили у своих детей только 4 родителя. Проявление скрытой угрозы наблюдают  5  опрошенных родителей, открытой угрозы – 5. Проявление агрессии в мимике отмечено у 5 детей, в виде реакций на ограничение - у 4. Проявление  аутоагрессии у детей отметил только 1 из опрошенных родителей.

Таким образом, результаты опроса родителей показывают, что практически все из них адекватно оценивают уровень проявлений агрессивных реакций у их детей. При этом не все родители готовы признать, что их ребёнок часто проявляет агрессию по отношению к другим людям (5); также только 1 родитель отметил у своего ребёнка агрессивные реакции, направленные на себя. Это может говорить о том, что родители снисходительно относятся к своему ребёнку, они менее критичны к своему ребёнку, чем к другим детям, проявляющим агрессивную реакцию.

Результаты опроса воспитателя были также занесены в таблицу.

Таблица № 2. Результаты опроса воспитателя по выявлению видов агрессии у старших дошкольников

Имя, фамилия ребёнка

Агрессивные реакции

Физическая

Скрытая

В виде угрозы

В

мимике

Реакция

на ограничение

Направленная на себя

Лиза К.

-

-

-

-

-

-

Тимофей С.

-

-

-

-

-

-

Артем Л.

+

+

+

+

+

-

Дима Х.

+

+

+

+

+

-

Софья Б.

-

-

-

-

-

-

Даниил Ш.

+

+

+

+

-

-

Арина С.

+

+

+

+

-

-

Милена С.

-

-

-

-

-

-

Никита С.

-

-

-

-

-

-

Даша Г.

+

+

+

+

+

-

Как видно из представленной таблицы, воспитатель отмечает у 5  детей проявление агрессивных реакций в физической форме, у  5 - в скрытой форме, у 5 - в виде угрозы, у 5- в мимике, а у  3 также  и  негативные реакции на ограничение. Проявление агрессии, направленной на себя, воспитатель не отметила ни у кого из детей  группы. Таким образом, результаты опроса воспитателя показывают, что воспитатель адекватно оценивает уровень проявлений агрессивных реакций у детей старшего дошкольного возраста.

Следовательно, в группе есть дети, у которых агрессия проявляется в различных формах, они нуждаются в психологической коррекционной работе, и требуют от воспитателя специальной организации деятельности и общения.

Далее перед нами встала задача – составить программу работы воспитателя с агрессивными детьми.  Коррекционная работа может проходить в несколько этапов, с усложнением заданий, расширением круга участвующих детей.

На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы, была подготовлена к работе система игровых упражнений с детьми старшего дошкольного возраста.  За основу системы  взяты материалы из методического пособия для педагогов  Истратовой О. Н.  «Практикум по детской  психокоррекции.  Игры,  упражнения, техники».  

      Проведение игровых упражнений не занимает много времени и не требует особой психологической  подготовки от воспитателя.  Проводиться они могут как со всеми детьми группы, так и индивидуально  с агрессивными  детьми.

Комплекс игровых упражнений:

1. Игровое упражнение  «Два барана»  

Цель:  снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -  противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе – е – е». Необходимо соблюдать « технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

2. Игровое упражнение  «Попроси игрушку» - вербальный вариант. 

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой – либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: « Ты держишь в руках игрушку, которая очень  нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».  Инструкция участнику 2: « Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники  1 и 2 меняются ролями.

3. Игровое упражнение  « Попроси игрушку» - невербальный вариант.

Цель: обучение детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции т. д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче попросить игрушку?», « Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

4. Игровое упражнение  «Дракон»  

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – « голова», последний – « хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронутся до него. « Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

5. Игровое упражнение  « Глаза в глаза»  

Цель: развить в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

« Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: « я грущу», « мне весело, давай играть»,» я рассержен», « не хочу ни с кем разговаривать» и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

6. Игровое упражнение  «Ругаемся овощами» 

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.                                                                                Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а  овощами:  "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А ты – тыква" и т.д.    Примечание воспитателю: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

7. Игровое упражнение  «Толкалки» 

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки  друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкатся ,скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

8. Игровое упражнение  «Жужа» 

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают,  не задумываясь об этом.

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными. 

Данные игровые упражнения можно проводить как в помещении, так и во время прогулки, во время свободной игровой деятельности, а также  включать в режимные моменты.  

Кроме представленных упражнений целесообразно проводить воспитательные беседы с детьми по различным темам «Мои эмоции», «Мое настроение», «Расскажи о себе» и т. п.

Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер. Важно организовать взаимодействие  воспитателя с психологом ДОУ, с родителями конкретных детей, с музыкальным руководителем, с руководителем по ФИЗО.   С возрастом у агрессивного ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Ребенок  фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, а такая коррекция предусматривает проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае, эффект от коррекционной работы будет нестойким.

2.2 Рекомендации воспитателям ДОУ и родителям по организации общения  с агрессивными  детьми старшего дошкольного возраста.

Преодолению  агрессивности  в дошкольном возрасте  способствует игра. На  занятиях и в повседневной жизни широко используют игры и игровые упражнения.  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что  само по себе  очень важно, но и с ее помощью можно развивать

внимание, память, мышление, воображение ребенка, желание идти на контакт с детьми и взрослыми. Играя,  ребенок может приобретать новые знания, менять способы и манеру общения. Задача воспитателя способствовать этому.

        Игры,  направленные на преодоление агрессивности         должны отвечать следующим требованиям:

- игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного  из средств  реализации программных задач;

- игра может быть использована  в качестве  задания, упражнения направленного на выполнение конкретной задачи по преодолению агрессивности  у дошкольников.

- игровая деятельность должна быть интересной, близкой детям, радующей их, содействующей общению детей,  возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию  коллектива, живущего по законам «детского общества».

        Кроме того, воспитатель  должен  соблюдать следующие требования:

-   играть вместе с детьми;  

- руководство педагогическим процессом организации  игр и упражнений должны включать моменты формирования игровых умений в совместной  игре воспитателя с детьми и создание условий  для  самостоятельной детской игры;

-  подбирать наглядный материал для рассматривания  и бесед.

 - важно  помочь ребенку выбрать такую игру, которой он смог бы заинтересовать других ребят, но при этом таким образом, чтобы они не могли просто  играть  в  неё сами.

-  найти  самой  в группе детей одного ребенка, с которым  малыш мог бы познакомиться и подружиться.

- обязательно проигрывать с ребенком трудные ситуации общения с помощью игрушек. Как быть, если твой друг стал играть с другим мальчиком? Ответы на все эти вопросы можно давать не впрямую, а в игре. Ребенок неосознанно переносит все увиденные приемы и способы поведения на свое общение с другими.

    Таким образом, добиться успехов в работе возможно при условии  комплексного  использования психических и педагогических средств: организовывать общение с агрессивными  детьми,  в дошкольном возрасте во время режимных моментов,  на занятиях образовательной деятельности, и во время игры.

     Для родителей  агрессивных  дошкольников можно предложить следующие рекомендации:

        - оставаться во всех случаях  спокойным, уравновешенным, невозмутимым;

-   интересоваться чувствами ребенка;                

-  быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

-  демонстрировать модель неагрессивного поведения;

- быть последовательным в наказании ребенка, наказывать за конкретные поступки;

-  наказания не должны унижать ребенка;

- обучать приемлемым способам выражения гнева;

- развивать способность к эмпатии;

-  заручиться  поддержкой воспитателя;

-  учить брать ответственность на себя.

Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодоление препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.

Заключение

 

       Проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучению особенностей поведения и общения агрессивных  детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.

       Маленькие дети очень эмоциональны, они подвержены перепадам настроения, а процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям, особенно темпераментным, довольно трудно справляться с переполняющими их чувствами. И когда эмоции начинают выплескиваться , зачастую это происходит не в очень красивой форме. Так,   обида,  раздражение, тревожность, гнев, ярость, чувство одиночества – могут вылиться в приступы агрессии. Со временем, когда малыш научится выражать свои чувства, при этом не причиняя другим неприятных ощущений, и научится общаться с людьми , - проявления агрессивности уменьшаться.   Агрессивность - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, агрессивность, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.                    
      Агрессивные дети страдают от невнимания взрослых, у них неразвиты навыки общения. Поэтому, даже находясь среди сверстников, они не знают никаких других способов привлечь к себе внимание, кроме агрессивного поведения. Обычно у таких детей низкий социальный статус среди сверстников. Агрессивность затрудняет их адаптацию в обществе.

Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и описать практическую работу по организации общения воспитателя ДОУ с агрессивными  детьми дошкольного  возраста.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

     - Определены  причины и формы поведения агрессивных  детей.  Проблема агрессивности в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Исследователями описаны определения, виды формы проявления, возрастная динамика, половые различия, поведение и причины агрессивности.

- Рассмотрены особенности общения агрессивных  детей друг с другом и со взрослыми.  Низкий уровень развития навыков общения, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками.  Агрессивность  – мешает детям включаться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду.

    - Описана система  работы воспитателя дошкольного учреждения  по организации общения с агрессивными  детьми.  Для решения этой задачи были  разработан комплекс игровых упражнений для организации деятельности и общения с агрессивными  детьми.  На основе разработанных игровых упражнений подготовлены рекомендации для воспитателей ДОУ и родителям агрессивных  детей  по организации общения.

       Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены. Данная проблема остается актуальной, она представляет интерес для дальнейшего исследования и развития, поиска новых способов и средств  решения.


Список использованной литературы:

  1. Беневольская Т.Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада. – М.: Мир.- 2008.-125с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ?. – М.:Черо.-2006.-96с.
  3. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников. – М.: Сфера.- 2006.-108с.
  4. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер.-2007.-349с.
  5. Истратова О.Н. «Практикум по детской  психокоррекции. Игры,  упражнения, техники». –  СПб.: Питер.-2006.-251с.
  6. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер.- 2005.-224с.
  7. Колосова С.Л. Психологические особенности агрессивных детей 5-7 летнего возраста. – СПб.: Питер.- 2006.-181с.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М.: Наука.-2005.-145с.
  9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития.- 2007.-145с.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис.- 2006.-121с.
  11. Можгинский Ю.Б.Агрессивность детей и подростков. – М.:Когито.- 2008.-108с.
  12. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. – СПб.: Речь.-2006.- 336с.
  13. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения ребенка от 5 до 14 лет.– М.: Сфера.- 2006.-167с.
  14. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети //Дошкольное воспитание.-2005-№4-62-67с.
  15. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – СПб.: Питер.-2006.-102с.
  16. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- М: Литера.-2005.-108с.
  17. Хузеева Г.Р., Смирнова Е.О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии.-2005- №3-5-14с.
  18. Чижова С. Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития.-2007.-96с.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"

Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....

Совместная деятельность воспитателя с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Кукла своими руками» в рамках проекта «Куклы, в которые мы играем»

Образовательная область:познание. Конспект совместной деятельности с детьми и их родителями, является заключительным этапом в рамках проекта "Куклы, в которые мы играем"....

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц....

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

Консультация для воспитателей«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы». Знаменитый советский педагог В. А. Сухо...

Консультация для воспитателей «Организация и проведение конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

 Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку    понять смысл различных конструкций, поделок, выразить  свое отношение к ним, максимаоьно используя не т...