Доклад на методическом объединении "Особенности психологической диагностики одаренных детей"
консультация по теме

Особенности психологической диагностики одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihologicheskoy_diagnostiki_odarennyh_detey.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологической диагностики одаренных детей

Сообщение на методическом объединении

педагога-психолога Семенова А.В.

Психологическая диагностика детей имеет сложный теоретический и практический статус в психологии. С момента первых тестов Ф. Гальтона, А. Бине и до настоящего времени ведутся дискуссии на предмет необходимости формализованных процедур психологических тестов, о достоверности получаемых данных, о нравственной стороне вопроса деления детей по уровням интеллектуального  развития и определения их в соответствующие классы и т.д. Психологическая диагностика одаренности вызывает еще больше споров и противоречий. Тем не менее, одаренные дети представляют собой интеллектуальный, творческий потенциал любого общества, поскольку, обладая высоко развитыми способностями, они в будущем будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса и т.д. В связи с этим и наука и практика в лице государства заинтересованы в диагностике и поддержке таких детей. И, несмотря на это, в работе с одаренными детьми не существует до сих пор системы диагностики, культивирования, контроля и защиты, которая позволяла бы выделять одаренных детей и создавать условия для их развития.

Нужно отметить, что в силу разных причин, центром исследования одаренности чаще всего являются дети, начиная с младшего школьного возраста. Дошкольники в очередной раз остаются за чертой интересов исследователей, в силу сложности данного возраста для изучения. Однако необходимость изучения одаренности в дошкольном возрасте отмечали многие авторы [2, 3].

Рассмотрим особенности и трудности диагностики детей-дошкольников, обозначенные Н.Л. Белопольской [1]:

1. При психологической диагностике детей дошкольного возраста психолог, сталкивается с такими трудностями, как установление рабочего контакта с ребенком, удержание его внимания на задании, быстрая утомляемость и пресыщаемость детей этого возраста, а также широкий диапазон поведенческих реакций детей на ситуацию тестирования.

2. Оценивая интеллектуальное развитие дошкольников, важно создать такие условия, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои возможности.

3. Важно учитывать тот факт, что результаты диагностики детей дошкольного возраста могут быть различны при изменении ситуации тестирования, поэтому необходимо учитывать факторы, влияющих на поведение ребенка (голод, жажда, потребность сходить в туалет, высморкаться и т.д.).

4. Необходимо результаты тестирования дополнять результатами наблюдения за игрой ребенка.

5. Возникают трудности и при оценке интеллектуального развития детей с гиперактивностью, повышенной утомляемостью, с невротическими реакциями и т.д.

6. Некоторые дети 4 и даже 5 лет боятся расставаться с родителями, если они впервые проходят диагностическое испытание. Если, например, ребенок отказывается зайти в комнату без матери, следует разрешить присутствие матери на диагностическом испытании.

7. Психологическое исследование детей 4-6 лет не должно длится более 30 мин.

Таким образом, для проведения корректной диагностической процедуры необходимо:  точная оценка возраста ребенка; отказаться от иллюзии, что здоровый ребенок может справиться с любым заданием; дифференцированный подход к установлению рабочего контакта и мотивации.

Выявление одаренности ребенка – весьма сложная, многоаспектная задача. Для ее решения необходимо не только диагностирование, но наблюдение за достижениями ребенка, за формированием его личности, сведения родителей и т.д. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.

При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать [4]:

А) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

Б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

В) потенциальные возможности ребенка к развитию.

Диагностика одаренности должна проходить несколько этапов, должны быть использованы разные методики, различные критерии оценивания и, безусловно, индивидуальный подход. С учетом этого выделяют принципы выявления одаренных детей [5]:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Понятие интеллекта и интеллектуального развития

Как пишет философский энциклопедический словарь, термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия «нус» («ум»).

В философии подчеркивается взаимосвязь между развитием интеллекта и духовных способностей у людей. Современные ученые, например В.Д. Шадриков, даже предлагают рассматривать духовные способности как сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния. Как пишет В. Д. Шадриков, «в интеллекте операционные действия способностей дополняются более обобщенными операционными схемами, планами и программами поведения, а также знаниями о внешнем предметном мире, о других людях и о самом себе». Согласно позиции М. А. Холодной (1997) и ее последователей, чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению умственный опыт человека и, соответственно, тем более субъективно богатой и в то же время объективированной является формирующаяся картина мира. Интеллект позволяет человеку построить целостную картину мира, определить свое место в нем и в системе взаимоотношений с объектами этого мира.

Поэтому естественно, что интеллектуальное развитие личности является более широким понятием, чем умственное развитие. Например, оно снимает противопоставление между социально-нравственным и умственным развитием ребенка, когда рассматривает межличностное восприятие и установление взаимопонимания между людьми как участниками совместной деятельности в процессе общения – феномен интеллектуальной коммуникативности, по Л. И. Уманскому.

Критериями интеллектуальной зрелости, согласно результатам исследований, могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

– широта умственного кругозора;

– гибкость и многовариантность оценок событий;

– готовность к принятию необычной информации;

 умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий);

– способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;

– возможность мыслить в категориях вероятного.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного). На это обстоятельство особенное внимание обращал А. В. Запорожец.

Согласно мнению Л. А. Парамоновой и сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника – это вид компетентности, который характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Список литературы

  1. Белопольская Н.Л. Комплект психодиагностических методик для детей дошкольного возраста. Руководство-пользователя. Изд-во «Когито-центр», М., 2006.
  2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
  3. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики.— М., 1993.
  4. Одаренные дети: пер. с англ./ Под ред. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий .-М., 1991.
  5. Психологическая диагностика способностей при индивидуализации обучения. Ответственные редакторы: В.Д. Шадриков В.Н. Дружинин, В.Н. Колесников, 1995.
  6. Психология одаренности детей и подростков: Учеб пособие для студ. вузов/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.- М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...

Диагностика одаренности детей

Проблемы выявления одаренности детей-дошкольников...

"Психологическое сопровождение одаренных детей"

"Психологическое сопровождение одаренных детей"...

Система психологического сопровождения одаренных детей с ОВЗ

Система психологического сопровождения одаренных детей с ОВЗ...

Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»

Фраза о том, что  таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно,  интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью ...

Диагностика одаренных детей

Основными методами выявления одаренных детей являются: наблюдение, как воспитателя, так и узких специалистов; анализ продуктов деятельности; анкетирование родителей. Для более глубокой диагностики в р...

Диагностика одаренности детей в области математического развития

Диагностика математических способностей детей старшего возраста...