Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по теме

Голай Олеся Викторовна

Методические рекомендации для педагогов  о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._rol_did_igry_v_ekolog_vospit.docx738.51 КБ

Предварительный просмотр:

       Сенсорное развитие ребенка

 В настоящее время человечество    

 стоит перед лицом экологической

 катастрофы. Причиной нарушения    

 экологического равновесия    

послужило потребительское

отношение людей к окружающей  природе, их экологическая   неграмотность. Сегодня экология –

 не только наука о взаимоотношениях живых  

организмов друг с другом и с  

окружающей средой, это еще и

мировоззрение. Поэтому на первый  план воспитания выводится

формирование основ

экологического сознания  

дошкольников, понимания общих

законов развития материального

мира, а не просто набор сведений о

природных явлениях и объектов.
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является    

                              формирование у  

                              дошкольников  

                              основ

                             экологической    

                             культуры.
                           

Существует значение понятия «экология»:
1. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?»,

 «помоги животному»,

«большие и маленькие» и т.д.

 Дети старшего дошкольного

возраста успешно справляются

со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку».

Старшие дети разгадывают кроссворды,

решают ребусы,

проводят длительные

наблюдения за животными

и растениями,

с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин.


Дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности воспитанников, но и включать в занятия:
- по развитию речи (составления описательных и сравнительных рассказов и экологических сказок, придумывание загадок, рассказов из личного опыта детей),
- по математики (счет предметов,
Сенсорное развитие ребенка

лабиринты, задачи экологического

воспитания),

- по ознакомлению

 с окружающим,

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей

(«Летний отдых»,

«Ядовитые растения леса»,

«Птицы - наши друзья»

 и другие), проводить

 консультации на темы

«Зачем детям знания

экологии?»,

«Поиграем вместе»,

 «Лекарственные растения» и так далее.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).
Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.      

       

       

       "Роль дидактической

      игры в экологическом

              воспитании          

          дошкольников»

          Дерево, трава, цветок и птица
         Не всегда сумеют защититься.
         Если будут уничтожены они,
         На планете мы останемся одни.
                                          Д. Родович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"

Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....