В помощь воспитателю детского сада
материал по теме

Исаенко Татьяна Викторовна

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства воспитания, обучения  и общения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания дошкольников. Это не только доступно и привычно, но и удобно для современного педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

РАЗГОВОР КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

   

 Терапия словом использовалась испокон веков. «Словом можно убить, словом можно спасти», - эту истину, ставшую прописной, знают все.

     Во многих культурах, цивилизациях существовал обычай круга как места сбора, обсуждения, «толковища».

    В славянской культуре предков круг, очевидно заменялся хороводом. У наших дальних соседей – казаков – издревле существовал казачий круг, даже несколько – большой казачий круг (сбор) и малые.

     Семьи раньше собирались за круглым столом.

     В языке остался «след» – примета»: «круглый стол переговоров». Значит, решать вопросы в круге было удобнее.

     В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться.

     Круг – место гармонизации, где проводится психотерапия разговорами, играми. Что «лечат» с помощью психотерапии?

      Поскольку такое «лечение» подразумевает воспитание, коррекцию, то «лечат» проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

      Какие же средства используют при таком «лечении»? Конечно же, не лекарственные. Основное лечебное средство – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

      Вот несколько советов, которые дала М.Монтессори.:

     «Ребёнок должен чувствовать спокойствие, видеть примеры добрых отношений».

      «Не вводить ничего, внушающего страх: ни рассказов, ни намёка на страх наказания. Всем доверие, снисхождение, жалость».

     «Оберегать ребёнка от грубых слов и поощрять в словах ласковых и нежных, не впадая, конечно, в смешную и неискреннюю слащавость».

   Помнить, что «воспитание – это помощь психическому развитию ребёнка».

     «Любить ребёнка любым: красивым, некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным».

    «Не унижать ребёнка, не делать за ребёнка: помоги сделать самому».

     Общепедагогический принцип «Не навреди!»

     Не торопи! У каждого ребёнка свои «сроки созревания».

     В педагогической         копилке любого педагога собрано достаточное количество игр, забав, историй. Потребуется только применять их не ко всем сразу, а избирательно. Не привлекут малыша одни сказки, ищите другие; не заинтересовала предложенная тема, создайте ситуацию, которая даст нужную тему.   Большинство детей сами находят повод для обсуждения, дискуссий, стремятся задать вопрос взрослому.

     Развитие речи осуществляется через развитие общения в разных формах: вдвоём, втроём – вчетвером, младших со старшим, старших с младшим.

     Воспитатель заботится о создании различных ситуаций общения – создании условий эмоционального общения, учит умению слышать другого, говорить по очереди, поддерживать.

     Задача воспитателя – не поучать детей, не властвовать над ними, а вместе учиться общаться и наслаждаться общением. Если дети почувствуют «роскошь человеческого общения» уже в дошкольном возрасте, то импульс развитию главного таланта – таланта общения – будет дан.

Темы, предлагаемые  для обсуждения в группе.

  1. Я и СЕМЬЯ.
  • Моя семья. Мои мама и папа. Я. Что я умею. Что я люблю. Я хороший.
  • Мои дедушки и бабушки. Мои братья и сёстры. Мои родные в других городах.
  • Моя любимая игрушка, мои игрушки.
  • Мои друзья. Что интересного было дома (вчера, сегодня, давно).
  • Моя замечательная кошка (собака, попугай, хомяк и т.п.)
  • Наша дача. Что растёт на даче. Я помогаю на даче.
  • Как мне отмечали день рождения. Подарки. Я помогал(а) готовить.

  1. Я.
  • Моё имя. Почему меня так назвали. В честь кого.
  • Кто назывался в семье таким именем.
  • Кто носил это имя из великих людей. Что значит моё имя.
  • Какие у меня ещё есть имена (как меня называют мама и папа, друзья, знакомые).
  • Какие имена мне нравятся. Как бы меня звали в другой стране.
  • Что я умею делать. Что я люблю делать. Что я хочу научиться делать.

  1. ЖИВОТНЫЕ. ПОНИМАНИЕ,
  • Как понимать кошку (собаку), зверей, животных.
  • Умеют ли говорить животные. Язык кошачий и собачий.
  • Как мы общаемся с животными, как они передают нам своё отношение, свои просьбы, как показывают настроение.

  1. ОБЩЕНИЕ. РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПОНИМАНИЕ,
  • Как «говорят» немые люди. Как можно разговаривать без слов.
  • Как понимать взрослых. За что они нас любят.
  • Как понимать совсем маленьких деток-младенцев.
  • Как замечательно уметь говорить красиво и правильно.

  1. ОТНОШЕНИЕ, НАСТРОЕНИЕ,
  • За что взрослые на нас сердятся. За что младшие на нас сердятся.
  • Почему я сержусь. Чего я боюсь. Чего я не люблю. Что я люблю.
  • Мы все одинаковые и разные. Мы похожи. Чем. МЫ отличаемся одеждой, лицом, поведением. Ещё чем. Мальчики и девочки. Мамы и папы.

  1. ПОВЕДЕНИЕ. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ,
  • Какие правила вежливости я знаю. Что мне надо ещё узнать.
  • Какие правила есть у людей и почему эти правила появились.
  • Добрые слова. Какие я знаю добрые слова.
  • Почему злые слова портят жизнь. Несчастные люди и «чёрные слова».
  • Почему люди ссорятся. Как лучше мириться. Какие я знаю «мирилки», «прощалки», «извинялки». Извинения у взрослых.
  • «Давайте говорить друг другу комплименты», Как похвалить. Как запретить.
  • Как выигрывать в споре по  честному.
  • Дразнилки. Смешилки.
  • Обманы и фантазии. Небылицы. Сказки. Перевёртыши.
  • Почему люди обманывают. Обман или небылица.
  • Почему люди ссорятся, даже если они любят друг друга. Взрослые тоже немного дети.
  • Волшебные слова. Заговоры.
  • Сказки. Заветные слова в сказках. Слова делают чудо.

  1. Я и ВРЕМЯ,
  • Какой я был(а) и какой стал(а). Сколько у меня было день рождений.
  • Наш семейный альбом. Как я был(а) маленьким(ой).
  • Как мама было маленькая.
  • Как папа был маленьким.
  • Когда дедушка с бабушкой были детьми. Это было давно.
  • Наши любимые вещи.

  1. Я и ДРУГИЕ ЛЮДИ.  ДРУГИЕ СТРАНЫ,
  • Люди плохие и хорошие.
  • Я хороший(ая).
  • Как уберечься от плохих людей.
  • Как иметь много хороших друзей.
  • Гости. Как встречать гостей. Как ходить в гости.
  • Как ходят в гости в других странах.
  • Праздники. Что такое праздники. Праздники в нашей семье.
  • Праздники в других странах.
  • Праздники в нашей группе.
  • Паспорта. Визитки. Зачем они. Наши визитки сделаем сами.

  1. Я и БОЛЕЗНИ,
  • Здоровые и больные люди. Болезни. Здоровье.
  • Почему плохо болеть.
  • Как уберечься от болезней.
  • Когда я болею, я плохо себя чувствую.
  • Как я себя веду, когда болею. Почему.
  • Как стать красивым, сильным, здоровым, что для этого надо.

  1. Я – МАЛЬЧИК.  Я – ДЕВОЧКА,
  • Как я одеваюсь. Как одеваются девочки. Почему.
  • Мальчики сильнее девочек. Все мужчины были мальчиками.
  • Как устроено тело.
  • Как стать сильным. Красивые и сильные мальчики.
  • Как стать красивой. Красивые девочки и женщины.
  • Наши мамы – самые красивые. Наши папы – сильные.

  1. ВСЕ ВОКРУГ ИМЕЕТ ИМЯ, НАЗВАНИЕ,
  • Как я называюсь. Зовут – называется – звать.
  • Как это называется…
  • Почему это так называется. Сухарики и «кусарики».
  • Кто дал всему название. Кто дал мне имя.
  • Какие мы знаем слова-названия вещам в группе, на улице.
  • Загадки названий и имён вокруг нас. Названия игрушек.
  • Как разгадать тайну названия грибов, растений, рыб, зверей.
  • В других странах всё называется не так, как у нас. Почему.
  • Откуда пришли вещи и названия. Про персик из Персии.
  • Именины кукол. Имя и именины. День ангела.

 

     

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ИГРОВЫЕ РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                              Пояснительная записка

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

      Для воспитателей, начинающих использовать в своей работе с дошкольниками  релаксационные упражнения, хотелось бы дать несколько несложных советов:

1.   Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.

2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

3.    Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.

4.    Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.

5.    Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

6.  Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.

7.     Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.

Использование упражнений на расслабление в детском саду позволяет приучить детей к отдыху в короткий временной отрезок, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, что окажется полезным в их дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми старшего дошкольного возраста:

- Время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут;
- В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД;
- Релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц;
- Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил;
- Основной задачей выполнения упражнений является обучение детей восстановительным техникам для дальнейшего самостоятельного применения;
- Завершение релаксации только на позитиве.

         РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИКИ РЕЛАКСАЦИИ

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии (тренинги «Игрушечный магазин», «Покой летнего леса», «На цветущем лугу» и т. п.).

Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

  • В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.
  • Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.
  • Не спешить заканчивать релаксацию.
  • Дети могут полежать, если им хочется.
  • Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
  • При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнить упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).
  • Виды релаксации очень разнообразны: от простых до очень сложных и длительных по времени.

Созданию в семье и группе детского сада атмосферы любви и жизнерадостности в значительной мере будет способствовать соблюдение родителями следующих правил:

• Правило 1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни. Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, Я ЛЮБЛЮ ДРУЗЕЙ, Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ, Я ЛЮБЛЮ МИР! » Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.

• Правило 2. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.

• Правило 3. Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.

• Правило 4. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.

• Правило 5. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы их жизни.

                                    НАСТРОИ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

1 этап. Лечь удобно и расслабиться.

2 этап. Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным  взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при  этом закрыть глаза.

3 этап. Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Релаксационные настрои

 “Воздушные шарики”. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”. Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие,  все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 “Лентяи”. Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”. Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”. Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”. Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”. Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

 “Драгоценность”. Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”. Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).  Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”. Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”. Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”. Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”. Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

“Качели”. Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка   садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Педагог психолог  Т.В.Исаенко



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ…

Задачи:

  • Создание спокойной, доверительной обстановки в группе.
  • Обеспечить  развитие социальной уверенности у дошкольников. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
  • Способствовать формированию у детей представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
  • Развивать умение чувствовать и понимать другого.
  • Развивать любознательность, наблюдательность.

                                                                   

Методические рекомендации для  педагогов детского сада.

 Упражнение «Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)

Игра «Виноградная гроздь»

Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.

Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя.

Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны  и вместе и крепко дружить.

Пластический этюд «Солнышко».

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

Игра «Дотронься до...».

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно

сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 Этюд «Скажи хорошее о друге».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

  Игра «Найди друга».

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

 Игра «Мяч в руки».

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

 Игра «Ветер дует на... ».

Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 Этюд «Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

 Игра «Дракон».

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

 «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаётся клубок следующему ребёнку

«Доброе животное»

Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.

 «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит «Спасибо! Мне очень приятно» Затем он произносит комплимент своему соседу. Воспитатель подбадривает, подсказывает, настраивает детей.

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплыми солнечными лучиками.

 Речёвка

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

 "Назови себя".

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

 "Позови ласково".

Цель: Воспитать доброжелательное отношение детей друг другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

"Волшебный стул".

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные ласковые слова.

Ход. Один ребенок садится в центр, на "волшебный" стул, остальные говорят о нем ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

"Передача чувств".

Цель: Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход. Ребенку дается задание передать "по цепочке" определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

"Перевоплощение".

Цель: Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход. Дети по (очереди) загадывают определенный "образ", изображая его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

"Моя любимая игрушка".

Цель: Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.

Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные рассказывают.

"Подарок другу".

Цель: Развивать умение невербально "описывать" предметы. Ход. Один ребенок становится "именинником"; остальные "дарят" ему, передавая движениями и мимикой свое отношение к "имениннику".

"Скульптор".

Цель: Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Ход. Один ребенок — скульптор, трое-пятеро — глина. Скульптор "лепит" композицию из "глины", расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название "композиции".

"Волшебный цветок".

Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.

Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

"Разноцветный букет".

Цель: Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один "букет" и устраивают хоровод цветов.

"Свечи".

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

"Солнечный зайчик".

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Ход. Детям предлагают с помощью зеркала поймать "солнечного зайчика". Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал "зайчика", предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреть его теплом. Когда "зайчик" возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время "зайчик", обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. "Зайчика" выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

"Пирамида любви".

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные возможности.

Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами".

"Волшебники".

Цель: Продолжить воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше — ловкости и т. п.

"Камень".

Цель: Способствовать формированию ответственности за свои поступки, трепетного отношения друг к другу. Помочь детям ощутить чувство любви и доверия.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и "застывает". Дети кладут свои руки на камень, при этом говорят вместе с ведущим: "Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь". Камень оживает (каждый игрок должен побывать в роли камня).

Вопросы:

Что чувствовал камень?

Что происходило с вашими руками?

Что больше понравилось: отдавать или принимать человеческое тепло?

Дети разбиваются на пары.

Один из детей встает за спиной другого и пальцем "пишет" у него на спине буквы (или что-то рисует). Задача - определить, какая буква написана (что нарисовано). Минуты через две по команде дети меняются ролями.

Дети сидят по кругу.

"Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а, поймав, брошенный нам мяч будем называть противоположное нам состояние или чувство.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех".

Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Дети делятся на пары.

"Сядьте друг к другу спиной. После того, как скажу "начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одновременно посмотреть друг на друга".

Дети разбиваются на пары.

"Один из участников пары будет "зеркалом", а второй - "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. "Зеркало" повторяет как можно точнее все движения "обезьяны". Через 3-4 минуты детям предлагают поменяться ролями.

Упражнение направлено на развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.

Дети стоят в кругу.

"Давайте, вообразим, что это (педагог показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете.

Будьте внимательны: постарайтесь не называть уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы все дети приняли участие в работе".

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

 "Ракушка".

Дети свободно перемещаются по берегу, находят красивые ракушки и, поднося их к ушам, слушают шум моря, а также предлагают послушать "голос" найденной ракушки товарищам и воспитателю.

"Поделись своим теплом".

Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: "тук, тук, тук". Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям поделиться своим светом и теплом с окружающими. Дети выносят руки вперед.

"Теплый дождик".

Дождик смочил землю, освежил траву и листья; поиграем с дождевыми каплями. В начале спрятали руки за спину, затем выносим вперед прямую правую (левую) руку (ладони вверх); левую (правую) руку спрятать за спину. Повторить 6-8 раз.

"Выливание из кувшинчика".

Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и "выливают" из головы то, чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

"Хрустальная вода".

Присесть, набирать пригоршни "воды", поднять руки с "водой" вверх и вылить на себя "воду", часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук "и-и-и".

Выполнить 3 раза.

 Пластический этюд «Солнышко».

– От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

Игра «Дотронься до...».

– Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Мяч в руки».

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

 Игра «Ветер дует на... ».

Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

Этюд «Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Игра «Дракон».

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».

Воспитатель говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» – пусть раздастся самое громкое рычание.

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Этюды на выражение страдания и печали: – «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой – помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

 Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:

– Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.

Этюд «Глаза в глаза».

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает:

– Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Игра «Солнечный зайчик».

Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки: – Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Солнечный зайчик – не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.

Подвижная игра «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее

Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся.

Надо научиться помогать себе.

Упражнение «Возьми себя в руки».

Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека.

Упражнение «Врасти в землю».

Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сложите в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы – могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека.

Упражнение «Сбрось усталость».

Встаньте, расставьте широко ноги, немного согните их в коленях, нагните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.

Упражнение «Стойкий солдатик».

Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие оловянные солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы – настоящие защитники!

Упражнение «Торт».

Воспитатель говорит, что дети очень старались, и за это он хочет угостить их тортом.

Одному ребенку он предлагает лечь на коврик:

– Сейчас мы из тебя будем делать торт.

Каждый из детей представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, молоко, масло, яйца и т. д.

Воспитатель – повар.

Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его.

Теперь нужно молоко – «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его.

Необходим сахар. Он «посыпает» тело, и немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его.

А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, изображающие составляющие, тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника вкусным кусочком. (Упражнение должно проходить весело.)

Упражнение «Заряд бодрости».

Воспитатель предлагает детям сесть свободно, вытянуть руки и приготовить два пальчика: большой и указательный.

– Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» – 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. Прижимайте слегка. А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Сильно нажимать не надо. Стряхните ладошки. Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Нажимайте не очень сильно. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!

Упражнение «Дыши и думай красиво».

Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно (про себя) скажите:

«Я – лев», – выдохните; вдохните, скажите: «Я – птица», – выдохните; вдохните, скажите: «Я – камень», – выдохните; вдохните, скажите: «Я цветок», – выдохните; вдохните, скажите: «Я спокоен», – выдохните.

И вы действительно успокоитесь.

Упражнение «Очки».

Воспитатель объясняет, как делать двумя указательными пальцами легкие массирующие движения от переносицы под глазами, за ушами, по шее вниз до впадины внизу шеи (6-10 раз).

Упражнение «Усы».

Воспитатель объясняет и показывает, как делать массирующие легкие движения двумя указательными пальцами рук от надгубной впадинки вдоль губ, вниз по шее до впадинки внизу шеи (6-10 раз).

Упражнение «Губы».

Указательными и средними пальцами руки массируйте легко область над губами и под губами (6-10 раз).

Упражнение «Бородка».

Щипком пальцев руки массируется легко подбородок (6-10 раз).

Детям предлагается отдохнуть и поучиться управлять своим телом.

Танцующие встают в круг. Звучит ритмическая музыка. Воспитатель показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме (осторожно!). Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх то вниз. Далее – движения рук в локтях, затем в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями.

А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни.

В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

 Коллективная работа «Чудо-рисунок».

Воспитатель предлагает детям составить по желанию животное, портрет, человека, город и т.п. из разных цветов, из овощей, из зайчиков, белочек, птичек и т. п. Каждый ребенок выкладывает или рисует фрагмент общей картины.

Коллективное танцевальное движение.

Воспитатель предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно.

«Качели».

Дети разбиваются на пары. Один садится в позу «зародыша»: поджимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладёт руки на плечи сидящему и начинает осторожно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные (2–3 минуты).

Сидящий не должен мешать и открывать глаза. Затем дети меняются местами.

Этюд «Танец морских волн».

Качаться можно не только на качелях, но и на волнах. Дети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами.

При поднятии руки приседают первые номера, при опускании – вторые. Море может быть и спокойным – рука на уровне груди.

Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими.

Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра».

Игра «Щепка на реке»

Участники встают  в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между берегами не должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут щепки. Один из игроков должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

«Берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачиваться назад… Когда щепка проплывёт весь путь, она становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующая щепка начинает свой путь…

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию).

Участники игры затем делятся своими впечатлениями, ощущениями…

 «Общий круг».

Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня. А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь, начнёт здороваться сосед (педагог заглядывает в глаза каждому ребёнку  по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

 «Я хочу с тобой подружиться». 

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

«Клубочек».

Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, даёт ему руку. Получается «ниточка», закреплённая на катушке. Последний ребёнок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она вся не «намотается» на «катушку». Педагог: «Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживём в нём, вместе подышим»

Используемая литература:

Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»

Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению»

Е.О.Севостьянова «Хочу всё  знать!»

Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1998г

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 5/2009г.

Педагог-психолог  Т.В.Исаенко



Предварительный просмотр:

                     Примеры игр с использованием материалов  психологического  уголка

Игры с клубочками

Цели: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.

Оборудование: клубочки плотных ниток.

Ход игры:

Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает дошкольнику, что это клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, он успокаивается.

Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему "волшебные нитки" всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или "завелся".

Вариант 2 (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цели: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т. д. Когда песенка заканчивается, все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра "Мешочки настроений"

Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т. д. Второй - мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, "складывают" свое плохое настроение, злость, обиды в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.

Игра "Подушка примирения"

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование: подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки.

Ход игры:

Поссорившиеся дети садятся на подушку, надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.

"Коробочка примирения"

(О.В. Хухлаева)

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование; яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи-мирилки.

Игра "Коробочки добрых дел"

(Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цели: научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитать чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки. Предварительная работа с детьми:

  • чтение произведений В. Осеевой "Волшебное слово", "Просто старушка"; А. Барто "Вовка - добрая душа";
  • беседы на тему: "Доброжелательное отношение к товарищам", "Как бы ты поступил?", "Сила -не право", "Умнее тот, кто уступает", "Беседа о вежливости", "Всегда помогай людям", "О хороших людях";
  • рассказы-загадки о добрых и плохих поступках.

Оборудование: коробочки разного размера и цвета, у каждого ребенка своя коробочка.

Ход игры:

Воспитатель показывает и рассказывает детям о том, что это не простые коробочки - в них хранятся добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше. Кто из дошкольников совершит больше всех хороших поступков, замечательных дел - заслужит приз.

Игра с "сонными игрушками"

(Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цели: снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.

Оборудование: мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей). Для детей с вредными привычками, а также для гиперактивных детей - игрушки с наполнителем. Диск с медленной спокойной музыкой для засыпания и пробуждения.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на полочку с игрушками и объясняет: "Это сонные игрушки. Они помогут вам заснуть и увидеть сказочные сны''. Тихо звучит музыка, под которую разбираются постельки. Вместе с игрушкой педагог подходит по очереди к детям, которые легли в постель, и шепотом обращается к каждому, называя его ласковым словом, подчеркивая его положительные черты характера, поведения и пр., вселяя в него чувство уверенности, повышает самооценку. Например: "Ты сегодня так старался на занятии, что зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он шепчет тебе ласковые слова (можно их произнести), и ты ему прошепчи тоже, что то приятное и приласкай его".

Каждый день следует отмечать новые личностные приобретения ребенка и систематически расширять спектр  о положительных качеств. Игрушки тоже необходимо менять, что позволит внести разнообразие и сюрпризный момент в данный ритуал.

После того как все игрушки "выбрали" детей, музыка затихает и воспитанники вместе с ними отдыхают.

Пробуждаются дети под музыку, одеваются, заправляют постель, по желанию рассказывают свои сны друг другу и взрослому, за тем аккуратно ставят игрушку на полочку, поблагодарив за сон.

Игра "Доска настроений"

(Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)

Цель: определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Оборудование: доска с вертикальными полосками липкой ленты и набором картинок, изображающих настроений людей (радостное, нейтральное, грустное, незаконченная картинка), которыми воспитанники могут пользоваться в детском саду. Каждая картинка отображает  определению настроение. Фотографии всех детей группы.

Ход игры:

На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры "Зеркало", "Сердитое и доброе", "Какое настроение?".

Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. Затем сообщает детям, что эта доска будет висеть в группе, и они смогут в течение дня показать свое настроение в данную минуту с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает детям выполнить это задание во время утреннего приема и после сна. Можно использовать такие приемы, как напоминание, совместное выполнение действий с ребенком. При этом педагог ведет учет эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину отрицательного эмоционального состояния.



Предварительный просмотр:

Тексты для релаксации

Все релаксации проводятся под спокойную, расслабляющую музыку. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают.

Порхание бабочки

Взрослый. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

Волшебный сон

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать!»

Мы спокойно отдыхаем.

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но пришла пора вставать!

Музыка выключается.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!


Полет высоко в небе

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно счастливыми и спокойными. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, а ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением полета.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на целый день.

Отдых на море

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Придуманная страна

Взрослый. Сядьте (лягте) удобно, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в волшебной стране. Здесь живут только добрые люди и звери, растут самые красивые цветы, после дождя на небе появляется самая яркая радуга. Вам хорошо и спокойно. Вы можете делать все, что вам хочется.

Далее можно описать различные объекты.

Вы видите чистый берег и воду. Поплавайте в море. Ощутите приятную свежесть морской воды. Взрослый предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих чувствах, ощущениях, запомнить их.

Путешествие в волшебный лес

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Тихое озеро

Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.

Воздушный шарик

Дети сидят на стульчиках.

Взрослый. Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились.

Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух уходит из шарика. Сделайте паузу, досчитайте до пяти. Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Выдохните, почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением

МИРИЛКИ

Что такое мирилки?  Мирилки – это небольшие забавные рифмованные стишки, которые дети обычно произносят после ссоры или обиды для того, чтобы помириться.


***Чтобы солнце улыбалось, Нас с тобой согреть старалось, Нужно просто стать добрей, И мириться нам скорей!


***Мирись, мирись, мирись, И больше не дерись, А если будешь драться, Я буду кусаться. А кусаться не причем, Я ударю кирпичом. Нам кирпич не нужен Давай с тобой подружим!


***Ссориться не будем, Будем мы дружить, Клятву не забудем, Дружно будем жить!***Мир, мир навсегда, Больше ссориться нельзя, А то бабушка придете по попе надает!


***Пальчик за пальчик Крепко возьмем, Раньше дрались, А теперь мы поем!


***Хватить нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: Ты мне друг! И ты мне друг! Мы обиды все забудем, И дружить как прежде будем!


***Давай с тобой мириться, И всем делиться. А кто не будет делиться, С тем не будем водиться!

***Мир – миром, Вареники с сыром, Пирожки с маслом, А мы друзья навсегда!

Давай с тобой мириться

Давай с тобой мириться 
И во всем делиться. 
А кто не будет мириться, 
С тем не будем водиться.

Доброе утро

Я встал ужасно хмурым, 
Ни петухам, ни курам, 
Ни лопухам, ни пастухам 
Не крикнул: 
"С Добрым утром!" 
А самолёты пели, 
А речки голубели 
А солнышко светило 
Ну, сколько было силы! 
В саду дорожка мокрая... 
И нива золотилась... 
Такое УТРО ДОБРОЕ- 
Оно не рассердилось.

Мир-миром

Мир-миром, 
вареники с сыром, 
пирожочки с маслом, 
а мы друзья навсегда!

Мирись, мирись

Мирись, мирись, 
Больше не дерись. 
Если будешь драться, 
Я буду кусаться. 
А кусаться – ни при чем, 
Будем драться кирпичом. 
Нам кирпич не нужен, 
Давай с тобой подружим

Мирись, мирись

Мирись, мирись, 
И больше не дерись. 
А если будешь драться, 
Я буду кусаться. 
А кусаться нам нельзя, 
Потому что мы друзья.

Мирись, мирись

Мирись, мирись, 
И больше не дерись. 
А если будешь драться, 
Я буду кусаться. 
Мама придет, 
Нам обоим попадет.

Мирись, мирись

Мирись, мирись, 
Больше не дерись 
А то бабушка придет, 
Тебе уши надерет.

Не дерись, не дерись

Не дерись, не дерись, 
Ну-ка быстро помирись!

Пальчик за пальчик

Пальчик за пальчик 
Крепко возьмем 
Раньше дрались, 
А теперь ни по чем


Пальчик за пальчик

Пальчик за пальчик 
Крепко возьмем 
Раньше дрались, 
А теперь ни по чем.

подарок

Это-ты, а это-я. 
Ты-хороший у меня. 
Мой подарок дорогой 
И не нужен мне другой.

Хватит нам уже сердиться

Хватит нам уже сердиться, 
Веселятся все вокруг! 
Поскорей давай мириться: 
-Ты мне друг! 
-И ты мне друг! 
Мы обиды все забудем 
И дружить как прежде будем

Чем ругаться и дразниться

Чем ругаться и дразниться, 
Лучше нам с тобой мириться! 
Будем вместе улыбаться, 
Песни петь и танцевать, 
Летом в озере купаться 
И клубнику собирать, 
На коньках зимой кататься, 
Баб лепить, в снежки играть, 
На двоих делить конфеты, 
Все проблемы и секреты. 
Очень скучно в ссоре жить, 
Потому давай дружить!

Чтобы солнце улыбалось

Чтобы солнце улыбалось, 
Нас с тобой согреть старалось, 
Нужно просто стать добрей 
И мириться нам скорей!

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь. 
И я больше не дерусь 
Ну, а если подерусь, 
В грязной луже окажусь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

СЛАЙ №2. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, т.е. закладывается основа умственного развития дошкольников

СЛАЙД №3.  В ООП комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей групп младшего дошкольного возраста познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.  

СЛАЙД №4.  Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

СЛАЙД №5 Средства сенсорного развития. С детьми раннего возраста сенсорное воспитание осуществляется через предметную деятельность.

СЛАЙД №6. Предметно - развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его.

Учитывая, требования ФГОС к предметно- развивающей среде, работа по оснащению предметно – развивающей среды будет продолжена. Нужно приобрести новые современные пособия и оборудование, многое ещё предстоит сделать своими руками.
Среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять

СЛАЙД №7 Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Сенсорной клавиатуры»

Актуальность: развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. 

Практическая значимость: данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.

Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т.к. компьютеры, ноутбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.