Воспитание чувства сострадания у малышей
статья (младшая группа) по теме

Статья содержит советы и рекомендации по воспитанию чувства сострадания, милосердия, сопереживания у детей младшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_chuvstva_sostradaniya_u_malyshey.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства сострадания у малышей.

Сострадание, милосердие, умение сочувствовать и сопереживать – всё это очень важные  качества для маленького человека, для его социализации и мировосприятия. Поскольку каждый ребенок индивидуален, у кого-то такие качества более выражены, у кого-то менее. В любом случае, каждый раз в процессе познавательной и коммуникативной деятельности детей необходимо уделять особое внимание воспитанию этих важных чувств.

Необходимо помнить, что сопереживанию, доброте дети учатся только на примерах. Поэтому с раннего возраста следует активно стремиться развивать в ребенке подобные чувства, проявлять их друг к другу и к нему в том числе, ведь где-то рядом с этими чувствами находится совесть.

Основным шагом к воспитанию у малышей чувства сострадания является привитие ребенку понимания, что боль может чувствовать не только он, но и другие люди, животные, растения и даже игрушки.

Вокруг малыша важно создать атмосферу дружелюбия, понимания и  участия. Не скупитесь на слова сочувствия, поощряйте в детях участие в сопереживании чужой неудаче, в умении поддержать, когда у сверстника что-то не получается, подскажите малышу нужные слова.

Для лучшего понимания и объяснения можно использовать игрушку. Например, если посочувствовать нужно Вам, говорите: «Лисичка, мне так больно, спасибо, что ты пожалела меня».

Необходимо всегда поддерживать доброжелательное отношение между детьми, одобрять хорошие поступки: «Ты правильно сделал, что поделился своими игрушками».

Видя, как плачет ребенок, подойдите к нему и пожалейте. Погладьте по голове, скажите ласковые слова. «Видишь, как Юра плачет, пожалей его» или «Агния упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку». Подобных примеров достаточно много, главное – выделять их и фиксировать на них внимание ребенка. Такой образец поведения невольно наталкивает малыша в подобных ситуациях поступать также.

Ребенок, наделенный чувством сочувствия, жалости, сострадания никогда не будет издеваться над кошками, собаками, не сможет растоптать божью коровку. «Ведь у нее есть дети, разве можно ее убить?», «Ежик несет детишкам еду, его нельзя забрать домой, иначе малыши останутся голодными».

Конечно полезно в воспитании малыша иметь дома животных. Но даже если нет возможности иметь домашнее животное, никогда не следует показывать пренебрежительного отношения к ним, тем самым подавая ребенку плохой пример.  

Так же нужно обращать внимание на окружающую малыша природу. Приучайте ребенка к тому, что нельзя топтать цветы, траву, ломать ветки деревьев. Говорите ему, что все это тоже живые существа и им также может быть больно.

Мощным средством развития у детей сострадания и сопереживания является художественная литература. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок искренне полюбил чтение. Ведь в книжках великих писателей заложено столько доброты, которой нет больше нигде.

По сути, все дети рождаются добрыми. Но, согласно статистике, одна треть населения планеты просто лишены чувства сострадания и жалости. Такие люди никого не любят, не жалеют. Скорее всего, это их родители не привили им способности сопереживать, помогать и любить. Не нужно бояться, что приучая ребенка сострадать чужой беде, Вы вырастите слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Конечно, в воспитательной работе, как и в любом деле, необходимо придерживаться некой «золотой середины», нельзя увлекаться, жалея кого-либо. Помните о том, что, воспитывая ребенка, Вы воспитываете в нем личность, и наряду с чувством сострадания у него также должно быть и чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Тем не менее, очень важно вовремя заложить в ребенке основы сострадания, жалости, доброты и милосердия. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть достаточно ощутимые проблемы с его мироощущением.

Если с детства ребенок привыкнет к тому, что нельзя обижать людей, тем более слабых и беззащитных, животных, нельзя уничтожать все живое, он никогда не станет делать этого и в будущем. Не потому, что боится замечаний и наказания, а просто потому, что иначе ему не позволяет совесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста

Воспитание чувства гражданственности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие чувства ритма у малышей"

Познакомить родителей воспитанников с разными приемами способствующими для развития чувства ритма в домашних условиях...

Воспитание у детей чувства сострадания и милосердия через художественные произведения гуманистической направленности

    В презентации рассматривается роль художественной литературы в воспитании уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, заботливое отношение к малышам, пожилым ...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Консультация для родителей «Воспитание милосердия, сострадания у детей дошкольного возраста»

Сострадание (милосердие) – это важное качество, заботливое отношение к другому человеку, которое родители должны развивать в ребенке с раннего возраста....