Такие разные куклы
консультация (старшая группа) по теме

Виды кукол, способы их изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Такие разные куклы23.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Такие разные куклы

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории, и ее почитают, по сей день, невзирая, на технологический прогресс и катаклизмы. Человек нуждается в постоянстве, поддержке и одобрении, и он часто, все это, может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла, станет проводником и помощником на протяжении всей жизни.

•        Играя с куклами, сделанные своими руками, дети не только осваивают ролевые игры, но и знакомятся с основами рукоделия. Они дают представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным хозяйственным навыкам.

Кукла наделялась магической силой плодородия, благополучия семьи. Кукла сопровождала русского человека во все периоды его жизни, заменяла мать, мудрую наставницу.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.

Такую куклу можно самим сделать из лоскутков любых тканей, которые найдутся в каждом доме. Это очень интересное и полезное занятие. Так в старину мастерили куклы в России: игровые – для детей, обрядовые – для взрослых, к тому же на разные случаи жизни – на свадьбу, новоселье и т.п. Эти куклы обладают мощным воспитательным потенциалом.

Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная.

Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

Самую первую куколку – пеленашку, мама делала доченьке, когда та ещё в колыбельке качалась.

Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – скурутку.

А уж когда девочка становилась девушкой, то она делала себе красивую куколку «на выхвалку», чтобы все односельчане видели, какая она мастерица да умелица. Если куколка выходила красивая и ладная, то у девушки от женихов отбоя не было.

Если кукла получалась кривобокая, растрёпанная, как баба Яга, то эту невесту никто не хотел замуж брать.

В сельской местности куклы имели свою возрастную специфику.

Куклы младенчества (от 0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка. Обычно ее изготавливали из поношенной чистой домотканины, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным, домашним материалом ребенку передается частичка жизненной силы, необходимой в этот период жизни. Такая кукла помогает развивать тактильные ощущения, а также ребенок мог просто поточить об нее первые зубки.

Куклы раннего детства (4-6 лет). В этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.
Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать «взрослые» инструменты (ножницы и иглу), а также выполнить простейший шов.

Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется с использованием волос и одета в более сложный костюм.

Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать все свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясов.

Традиционно в кукле была заложена схема мироустройства.

Шея и пояс делили куклу на три части, которые символизировали небесный, земной и подземный мир. А крестовидный образ указывал на четыре части света.

Таким образом число семь (магическое число мироздания) было заложено в каждой кукле, так же отражая семью (семь я).

Это очень мощная символика, благодаря которой кукла служила мощным оберегом Льняная коса показывала здоровье, жизненную силу. Укреплялся позвоночник, ручки, ножки. Выполнялись функции защиты в Триединстве: Бог – мужчина – женщина.

Кукла изготавливалась из льняной ткани и набивалась очесами льна. Нижняя рубашка одевалась наизнанку – от сглаза. На косе размещался знак защиты от порчи, проклятья.

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. С нарисованным лицом кукла живая, следовательно, у нее есть душа, в которую так и норовят вселиться злые силы.

Цветовая гамма, отделка куклы несли смысловую значимость. Преобладание определённых цветов указывало на место «проживания», возраст, ситуацию или характер ритуала. Излюбленным цветом славянских народов издревле считался красный – цвет огня, крови, солнца, обещающий долголетие, плодородие, силу и власть. Считалось, что он обладает охранительным воздействием – оберегает от сглаза и травм. Другими цветами после красного были чёрный, желтый, зелёный, синий и белый. Белый цвет преобладал количественно, он был символом чистоты, милосердия и печали; чёрный – олицетворение земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура. Когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле «женке» нельзя играть роль «невесты». Костюм с куклы не снимался, сегодня это может показаться странным. Неужели, наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Да они такой задачи и не ставили! Куклу творили, как целостную форму, в этом важный принцип: кукла — самоценный, цельный образ.

Не менее важно время изготовления кукол, в зависимости от проведения ритуала. В традиционной культуре время – одна из основных характеристик мифологической картины мира: природное и жизненное время. Положительное – время жизни, отрицательное – время смерти, потустороннего мира, нечистой силы. Временные границы: полдень, полночь, и соответствующие им точки годового цикла, которые считаются опасным временем. В это время и делали очистительные куклы, которые впитывали в себя негатив, характерный для этого времени. Затем их сжигали. В представлении наших предков «хорошее» время приносит человеку здоровье, счастье, богатство и успех. А «плохое» - болезни, неудачу, нужду и горе. Одно и то же действие может быть успешным и благоприятным или неудачным и опасным в зависимости от того, в какое время оно совершается. Этим объясняется множество магических действий, приуроченных к наиболее важным датам календаря. Для всякого дела старались выбрать «хорошее» время - день недели, время дня. Тканям и ниткам, из которых делали кукол, придавали глубокое смысловое значение, поэтому система запретов переходит и на изготовление кукол.

Способы изготовления кукол.

• Куклы по способу изготовления делились на:

• свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой,

• шитые.

• Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на:

• игровые,

• обереговые,

• обрядовые.

• Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:

• по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);

• по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих).

• по функциям

Игрушки-скрутки очень просты в исполнении. Это отличный повод пообщаться с ребенком в совместной деятельности.

Скрутку лучше делать из грубой ткани, туго обмотав нитками. Кусочком белой ткани как платком оформляется голова и закрепляется нитками на шее, дальше характер куклы определяет костюм

Игровая кукла. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была куколка, сделанная из тряпок.

Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовая кукла. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.

Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Обереговая кукла. В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Основные правила изготовления народной обрядовой куклы

• 1. Перед тем, как делать куклу, успокойтесь и сосредоточьтесь на своей работе.

• 2. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе.

• 3.Ткань для куклы должны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть.

• 4.Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется руками.

• 5.«Если завязываешь – завязывай три раза».

• 6.Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Обереговые куклы изготавливали только женщины. Запрещено было их изготовление три дня в неделю: в среду, пятницу, воскресенье.

• Народная обрядовая кукла имеет размер ладони, пальцев, локтя.

• В славянской традиции присутствует обязательное правило — делать куклу начисто, за один раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Такие разные куклы"

Конспект НОД интегрированного занятия по познанию (ФЭМП и сенсорное развитие) на тему «Такие разные куклы» в первой младшей группе...

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей для родителей об истории кукол, народных куклах. Несколько рекомендаций при выборе игрушек ребенку....

Консультация для родителей "Такие разные куклы"

Подборка статей о истории создания куклы, видах кукол, особенностях кукольного хозяйства, "хитростях" при выборе....

Презентация "Такие разные куклы"

презентация в рамках реализации проекта "История тряпичных кукол"...

Проект: "Такие разные куклы".

1.Цель проекта.2.Задачи.3.Объект.4.Происхождение куклы....