Организация выставки «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» в рамках работы семейного клуба.
методическая разработка (старшая группа) на тему

В статье отражены все этапы работы с анализом результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_vystavki.docx100.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация выставки «Я с бабушкой своею дружу давным-давно»  в рамках работы семейного клуба.

Разработчик: С.Б. Аристова, музыкальный руководитель  ГБДОУ детского сада № 69 Марина

Цель: создание условий для обогащения картины мира детей; восстановление межпоколенных связей в семьях воспитанников

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)

Задачи:

  1. Настроить родителей на продуктивное взаимодействие с детьми, рассказать о важности знания ребенком истории своего рода
  2. Способствовать тому, чтобы дети заинтересовались поиском семейных фотографий, возможностью рассказать о любимой бабушке.
  3. Помочь детям составить связный рассказ о выбранной фотографии и о тех, кто на ней изображен.
  4. Организовать пространство для проведения выставки
  5. Поощрить семьи, принявшие участие в выставке

Основная работа при организации выставки ложится на плечи родителей. Дети еще слишком малы, чтобы удержать в памяти этапы подготовки и  конечную цель, поэтому мамы и папы должны всячески подогревать у ребят интерес, напоминать им о выставке, побуждать задавать вопросы бабушкам и о бабушках; в конце - концов, именно родители организуют общение бабушки и ребенка.

У педагога свои задачи:

 - информирование родителей о проведении выставки

 - проведение занятия на тему «Родословная моей семьи» (по программе Л.К. Ермолаевой «Чудесный город»)

 - прием и расстановка работ

 - организация работы выставки

 - организация торжественного награждения участников

Дети же, принимая участие в подготовке и работе выставки, должны узнать как можно больше о своих бабушках и   рассказать все, что им удалось выяснить, остальным ребятам.

Организация фотовыставки – это общий проект детей, родителей и воспитателя. Результат их совместной деятельности - экспозиция фотографий из семейных архивов.

Работа по созданию экспозиции проводится пошагово. Ниже перечислим этапы проекта и опишем некоторые особенности каждого из них.

Этап 1. Подготовка работ для выставки.

На родительском собрании воспитатель вручает каждой семье приглашение к участию в фотовыставке «Я с бабушкой своею дружу давным-давно». Текст  составлен следующим образом:

Уважаемая семья

____________Ф.И. ребенка____________!

Предлагаем вам принять участие в выставке семейных фотографий

Для участия понадобится:

  1. Найти в семейном фото-архиве фотографии, на которых изображен ваш ребенок вместе с бабушкой (бабушками). Возраст ребенка на фото может быть любым.
  2. Вместе с ребенком выбрать две фотографии для выставки
  3. Прикрепить фотографии к листу цветного картона (или белой бумаги ), красиво оформить. Подписать фотографии: как зовут бабушку (бабушек), когда был сделан снимок и т.п.

Срок сдачи работ …….

          Здесь нужно отметить, что демонстрация семейных фотографий – дело, на которое решится не каждая семья. К фотографиям, даже при современном развитии цифровых технологий, относятся трепетно. Принести семейную фотографию на всеобщее обозрение – значит, приоткрыть дверь в пространство своей семьи. В связи с этим, можно перечислить ряд условий, которые необходимо учесть при организации выставки.

  1. Между родителями и педагогами группы сложились доверительные  взаимоотношения.
  2. В группе не поощряются сплетни и пересуды, обсуждения других «за спиной». Педагог должен быть уверен, что семейные фотографии не будут поводом влезть в чужую жизнь.
  3. Для работ, которые приносят дети, в группе отведено специальное место – воспитатель несет моральную ответственность за сохранность фотографий.

Этап 2.  Проведение занятия «Моя родословная»

Занятие входит в программу по краеведению Л.К. Ермолаевой «Чудесный город», по которой выборочно проводятся занятия не только в начальной школе, но и в детском саду.  Итогом занятия для каждого ребенка становится рисунок дерева-родословной, на ветках которого наклеены или нарисованы портреты членов семьи малыша. Воспитатель напоминает детям о том, что они должны узнать как можно больше о своих бабушках – ведь скоро будет выставка семейных фотографий.

Чтобы образ семьи, семейного древа был более полным, целостным, важно нацелить детей на глубокое исследование. При этом важно не столько то, до какого по счету поколения предков они смогут дойти в своих изысканиях, а то, насколько полно сумеют отразить индивидуальные особенности каждого члена семейного «клана». В связи с этим, детям необходимо объяснить, что они должны узнать  как можно больше информации о  каждом, кого поместили на ветви генеалогического древа. Здесь неоценимую помощь оказывают родители и бабушки с дедушками. Именно они рассказывают ребенку о том, как кого зовут (звали), кем работали (работают) эти люди, чем они отличились за свою жизнь, какие у них были увлечения.   Полезно передать каждой семье анкету, отвечая на вопросы которой родители могут удовлетворить любопытство ребенка. Вопросы анкеты можно составить, ориентируясь на интересы детей  или же воспользоваться готовым вариантом (см. Приложение    ).

 Этап 3. Прием и расстановка работ.

На этом этапе с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа  по тематике выбранных фотографий. Ниже приведем вопросы, которые помогут ребенку рассказать о своих бабушках.

  1. Расскажи, кто изображен на фотографиях?
  2. Расскажи о том, что происходит на фотографиях.
  3. Знаешь ли ты, когда были сделаны эти фотографии?  А где происходили события? Кто вас фотографировал?
  4. Почему ты выбрал именно эти фотографии?

Помня о том, что в картину мира ребенка зачастую входят лишь те объекты, которые очень интересуют малыша в данный момент или же периодически  интересовали на протяжении долгого времени, воспитатель не должен пренебрегать этим этапом работы. Интерес ребенка к поиску и выставке фотографий необходимо постоянно подкреплять: обсуждать то, что уже удалось найти, прорабатывать вопросы, ответ на которые то и дело ускользает из памяти. Только в этом случае выставка будет проходить осмысленно, и все, что с ней связано,  займет достойное место в картине мира ребенка.

Этап 4. Работа выставки.

Выставка начинает работать тогда, когда подходит срок, указанный в объявлении. Если не все дети успели принести работы, то у них есть возможность сделать это в течение еще нескольких дней.

Очевидно, что ребята подготовительной группы не смогут длительно удерживать внимание на рассказе «экскурсоводов», поэтому выставка проходит несколько дней. Педагог составляет расписание – в какой день какая группа ребят рассказывает о своих бабушках. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что им нужно будет выступить.  Можно проводить «экскурсии» 2 раза в день  (до и после тихого часа) по три человека за один раз. В этом случае выставка функционирует четыре-пять дней (если в группе 25-27 человек), то есть одну рабочую неделю.

Воспитатель приглашает детей на выставку. Ребята занимают удобные места, можно присесть на скамеечки, стульчики. Выступающий берет свою работу, показывает ее всем. Педагог задает ему те вопросы, на которые ребенок отвечал в индивидуальной беседе. Вопросы могут задавать и слушатели. Воспитатель направляет рассказ ребенка, помогает ему, поощряет выступление.

Этап 5. Награждение и \ или подведение итогов.

Завершающий этап очень важен для всех участников.  Детям важно, чтобы их труд оценили: уместно наградить всех участников грамотами или памятными призами. Важно чтобы ребята высказались о том, как прошла выставка, что им запомнилось, что бы они хотели изменить. Хорошо, если в обсуждении смогут принять участие родители или даже те, кому была посвящена выставка – бабушки детей.

2.3. Итоги работы по формированию целостной картины мира у старших дошкольников.

После того, как дети приняли участие в организации выставки семейных фотографий, им было вторично предложено нарисовать мир, которых их окружает (инструкция была несколько изменена). Мы проанализировали рисунки по всем тем параметрам, которые были выделены в первом срезе, а затем сравнили данные между собой.  Ниже представлен сравнительный анализ картины мира детей до и после проведения семейной выставки.

Диаграмма 8.

 Динамика изменений в картине мира детей.

Блок 1 и Блок 2.

  Как видно из диаграммы № 8, в картине мира детей после проведенных мероприятий стал чаще появляться образ солнца, а также большее количество детей прорисовывает линию земли. Также во второй группе работ нет изображения осадков. Это может свидетельствовать о том, что после тесного внутрисемейного общения, взаимодействия со старшим поколением семьи дети стали испытывать и замечать вокруг больше эмоционального тепла; кроме того, мир вокруг стал казаться более устойчивым. Исчезновение из тематики детских работ образа осадков, уменьшение рисунков, на которых есть растительный мир может свидетельствовать о том, что в картине мира детей на данный момент образ связности неба и земли оказался мало значимым.

    Обращает на себя внимание и то, что в картине мира детей стало меньше людей и растений и больше животных. Вероятно, это также может говорить о том, что  для детей конкретной группы ценно прежде всего невербальное эмоциональное  общение, а организованное  внутрисемейное взаимодействие только усиливает эту потребность (попробовали – и захотелось еще).

Диаграмма 9.

Динамика изменений в картине мира  детей.

 Блок 3. Блок 4.

Как видно из диаграммы № 9, дети продолжают «традицию» не замечать в мире какие бы то ни было взаимоотношения. Несмотря на то, что  система работы с семьями была направлена как раз на общение с другими людьми, дети все равно не включили активное социальное взаимодействие в картину мира.

Диаграмма 10

Динамика изменений в картине мира детей.

Блоки А.,Б.,В.

Блок А. «Необитаемый мир»

Блок Б. «Образ дома в картине мира»

Блок В. «Образ личного пространства семьи в картине мира»

Сравнительный анализ позволяет обнаружить различие по всем трем показателям. После проведенного мероприятия в картине мира детей уменьшилось количество образов необитаемого мира; с другом стороны, мы ожидали, что показатели по двум другим параметрам будут выше, однако этого не произошло. Несмотря на то, что дети вместе с родителями оформляли работы для выставки, выбирали фотографии, их  картина мира не дополнилась образами дома, личного пространства семьи, домашнего очага. Это свидетельствует о том, что мероприятия, направленные на укрепление внутрисемейных межпоколенных связей, должны обязательно проводиться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ, каждый год, а не только в подготовительной группе. Данная диаграмма – это скорее всего показатель того, что происходит с картиной мира ребенка,  посещающего детский сад, в котором работа с семьями организована бессистемно (воспитатель отмечала, что у нее не получается организовать продуктивное взаимодействие с родителями данной группы).  Из сознания детей постепенно исчезает образ дома, образ семьи.        

Диаграмма 11.

Динамика изменений цветовых предпочтений группы

     Цветовая диагностика  - один из самый противоречивых и сложный разделов психодиагностики.  Поэтому мы не ставили своей целью, расшифровывая значение каждого цвета, охарактеризовать изменения, произошедшие в состоянии детей. Нам только важно было увидеть общую тенденцию, ответить на вопрос: изменилось ли цветовое мироощущение детей, какие предпочтения появились после проведения мероприятия.        Как видно из диаграммы, картина мира детей изменила свою цветовую палитру. В ней стало значительно больше зеленого, белого и фиолетового цветов, гораздо меньше коричневого тона. То есть цветовая картина мира детей претерпела изменения за счет увеличения светлых оттенков и уменьшения темных.

Диаграмма 12.

Динамика изменений количества цветов и оттенков в рисунках

Мы видим, что дети после участия в выставке стали изображать мир более красочно, выбирать больше цветов. Другими словами, дети стали жить в субъективно более насыщенном впечатлениями мире. Вероятно, этому могло способствовать их участие в семейной выставке, общение с поколением прародителей: ведь бабушки стараются передать внукам эмоциональное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

конспект мероприятия в рамках работы семейного клуба "Вежливый пешеход"

Совместное мероприятие с детьми и родителями в клубе "Вежливый пешеход"МДОУ «Детский сад №69»          Подарок для малышейзанятие в рамках работы...

Развлечения к 8 Марта «Я с бабушкой своею, дружу давным – давно» для детей средней группы.

Разговаривая  с детьми о бабушках, я поняла, как они любят своих бабушек и решила на  8 Марта  пригласить бабушек. И нисколько не разочаровалась. Это было не забываемое впечатление. Баб...

Конспект физкультурного праздника "Я с бабушкой своею дружу давным-давно"

Физкультурный праздник в средних группах, посвященный Дню пожилого человека с участием детей и бабушек...

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...

Развлечение на день пожилого человека "Я с бабушкой своею дружу давным-давно".

1.Воспитывать у детей любовь и интерес к своей семье, её истории, корням.2.Воспитывать чувство сопереживания, дружбы, готовности помочь друг другу, объединять общие усилия.3.Закреплять знания детей по...